Дело №...а-689/2022
44RS0028-01-2022-000726-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Темниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чироновой Ж.А. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Чиронова Ж.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании отказа незаконным.
Обосновала его тем, что на основании договора купли-продажи от 13.08.2021 она является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 3 000 кв.м, местоположение ....
В декабре 2021 года она обратилась к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» на «для ведения личного подсобного хозяйства» в черте населенного пункта.
Письмом от 13.01.2022 №...з администрацией было отказано в выдаче соответствующего разрешения, с указанием на то, что спорный участок в соответствии с Генеральным планом ... сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов ... сельского поселения от 15.11.2011 №..., расположен в зоне перспективной застройки, но в соответствии с планово-картографическим материалом ... сельского поселения (от 2008 года) относится к землям сельскохозяйственного, вид угодий пастбища, а соответствии с п. п. 1, 2 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы населенного пункта.
Полагает, что вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером №... относится к сельскохозяйственным угодьям - пастбище, является необоснованным в силу следующего.
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно ст. 1 Федерального закона N-101-ФЗ от 26.06.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного значения» действие данного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для личного подсобного хозяйства, гаражного строительства.
Земельный участок истцу предоставлялся в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Для личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки, в том числе, за пределами населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1 ст. 4).
Со ссылками на п. 4 ч. 5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 2018-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2-15 N 943 (действующего на момент регистрации земельного участка), Классификатор, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 указывает, что вид разрешенного использования земельного участка истца установлен административным ответчиком в августе 2017 года в соответствии с указанным выше Классификатором. Согласно выписке из ЕГРН от 27.08.20201 земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». Сведений о том, что данный участок отнесен к сельскохозяйственным угодьям (пастбище) в сведениях ЕГРН не содержится и не содержалось.
Кроме того, данный участок был образован согласно межевому плану путем раздела земельного участка с кадастровым номером №..., разрешенное использование которого «сельскохозяйственное производство», с сохранением исходного участка с измененных границах. Граница образованного участка установлена согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утружденной постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №... от 24.07.2017.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ). Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству, переработке сельскохозяйственной продукции (ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»).
Из фрагмента карты планово-картографического материала сельского поселения видно, что спорный участок расположен рядом с огородами жителей ... и не входил в состав земель, используемых сельхозпредприятиями, а числился как земли ... сельского поселения.
В соответствии с генеральным планом ... сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов ... сельского поселения от 15.11.2011 №..., спорный земельный участок расположен в зоне перспективной застройки.
До настоящего времени границы ... не установлены надлежащим образом.
Согласно информации Департамента агропромышленного комплекса Костромской области и Управления сельского хозяйства администрации Костромского муниципального района, содержащейся в письмах от 26.11.2021 №..., 28.10.2021 №..., указанный земельный участок не входит в перечень земель сельскохозяйственного назначения на территории Костромской области.
Таким образом, данный участок на момент предоставления его аренду и постановки на кадастровый учет в августе 2017 года и до настоящего времени не относился и не относится к сельхозугодьям.
Ссылаясь на ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», чт. 4.1. Федерального законы «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указывает, что особенностью данных участков сельскохозяйственного назначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования застройки, утвержденными органами местных администраций.
По своему географическому положению земельный участок пригоден для использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного) в границах населенного пункта ..., так как граничит с земельными участками, отнесенными к данному населенному пункту. Также, для данного участка не установлен особый правовой режим, не позволяющий осуществление перевода из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов», так как он не отнесен к особо ценным землям. Данный земельный участок не включен в региональный перечень земель, использовать которые для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ), и его кадастровая стоимость не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Включение земельного участка не повлечет для органов местного самоуправления дополнительного увеличения расходов бюджета. Создания социальной и инженерной инфраструктуры для участка не требуется. Наличие подъездного пути в виде грунтовой дороги к участку имеется.
Таким образом, административный ответчик своим незаконным отказом препятствует использованию участка его собственником наиболее рациональным способом, путем его включения в черту населенного пункта и смены вида разрешенного использования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 218, 220, 227 КАС РФ просит суд признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области в выдаче разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... с «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» на «для ведения личного подсобного хозяйства» в черте населенного пункта ..., выраженный письме от 13.01.2022 №...з, незаконным. Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Чироновой Ж.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... с «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» на «для ведения личного подсобного хозяйства» в черте населенного пункта ....
В судебное заседание административный истец Чиронова Ж.В., извещенная надлежащим образом, не явилась, об отложении или рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В ходе рассмотрения дела требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнила, что администрацией не представлено сведений о том, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пастбища, данные сведения в ЕГРН не содержатся. В подтверждение того, что это пастбище ответчик предоставляет фото от 2008 года. Данный участок образован в результате раздела земельного участка с разрешенным использованием «сельскохозяйственное производство». На момент предоставление его в аренду как пашня он не использовался, зарос мелким лесом.
Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Шаброва Н.А. требования административного иска не признала. Поддержала письменный отзыв на иск, содержащий те же доводы, что и обжалуемый отказ.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело без их участия.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч. 2, 3 ст. 36).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Пункты 1, 4 статьи 79 ЗК РФ определяют особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пп. 4 п 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в ст. 4 названного выше Федерального закона: перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу положений ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6 ст. 36 Гр РФ).
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется ч. 2 ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено обязательное изменение категории земель этого земельного участка: в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 24.07.2017 №... предварительно согласовано предоставление в аренду на 49 лет Б.С.Ф. земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного .... Наименование вида разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Утверждена схема расположения земельного участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.08.2017 с присвоением кадастрового номера №..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Согласно планово-картографическому материалу, изготовленному ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие», данный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья - пастбище.
В дальнейшем 31.05.2021 данный земельный участок Б.С.Ф. оформлен в собственность.
На основании договора купли-продажи от 13.08.2021 собственником земельного участка является Чиронова Ж.А.
Чиронова Ж.А. 17.12.2021 обратилась в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером №... в границы населенного пункта ... сельского поселения и изменении вида разрешенного использования с «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» на «ведение личного подсобного хозяйства».
Со ссылками на п. 1 ст. 7, ст. 42, п.п. 1, 2 ст. 77, п.п. 1, 6 ст. 79 ЗК РФ, п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ «О лично подсобном хозяйстве» (в ред. от 03.08.2018), ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», пп. 1 п. 5 ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» администрация Костромского муниципального района Костромской области отказала Чироновой Ж.А. в удовлетворении заявления. При этом указали, что земельный участок с кадастровым номером №... согласно генеральному плану ... сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов ... сельского поселения от 15.11.2011 №..., расположен в зоне перспективной застройки. Данный участок в соответствии с планово-картографическим материалом ... сельского поселения от 2008 года относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий- пастбище. Подготовленный проект изменений в генеральный план ... сельского поселения не предполагает включение земельного участка истца в границы н...., ввиду того, что данное включение не способствует перспективе развития населенного пункта, а также при включении территории, в границах которой расположен данный участок, будут нарушены требования п. 6 ст. 79 ЗК РФ данного участка. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером №... предоставлялся в аренду для целей не связанных со строительством без проведения торгов и было обусловлено обязанность арендатора обеспечить использование участка исключительно в целях для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках без права застройки. Данный земельный участок был предоставлен в собственность на основании пп. 9 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов. Таким образом, по основаниям п.п. 5, 19, 20 ст. 4.1 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» включение земельного участка истца в границы н.... и осуществление перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» нецелесообразно.
Ранее, 25.05.2021, с аналогичными заявлениями в администрацию Костромского муниципального района Костромской области дважды обращалась предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером №...Б.С.Ф., которой также было отказано в удовлетворении заявлений.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, чтоприобретая в собственность земельный участок, истец знала о его правовом режиме и целевом назначении, а также о том, что земельный участок находится за границами населенного пункта.
27.10.2021 администрацией Костромского муниципального района получен проект изменений в генеральный план ... сельского поселения, который не предполагает включение земельного участка с кадастровым номером №... в границы ... сельского поселения.
Суд полагает обоснованными доводы администрации Костромского муниципального района о том, что включение земельного участка в границы н.... нецелесообразно, ввиду того, что данное включение не способствует перспективе развития населенного пункта, а также то, что при включении данного участка в границы населенного пункта будут нарушены требования п. 6 ст. 79 ЗК РФ. Соответственно, обжалуемое решение законно и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска Чироновой Ж.А. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании отказа незаконным.
Решение может обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области.
Судья | С.Ю. Иванова |
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2022 года.