РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 18 апреля 2017 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,
с участием административного истца в лице помощника прокурора Земетчинского района Пензенской области Сальниковой Т.М.,
при секретаре Оликовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-68/2017г.по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в не опубликовании в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области опубликовать в сети «Интернет» указанную информацию.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Мосровскогосельсовета Земетчинского района Пензенской области было установлено, что должностными лицами администрации Морсовскогосельсовета Земетчинского района Пензенской области допускаются нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере.
На официальном сайте администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района по адресу: http://morsovsky.zemetchino.pnzreg.ru содержится неполная информация, предусмотренная к размещению в сети «Интернет», а именно отсутствует следующая информация:
1) в разделе «Нормативно-правовые акты» полностью отсутствуют постановления администрации Морсовского сельсовета и решения КМС Морсовского сельсовета за 2015-2016 г.г. и 1-й квартал 2017 года;
2) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых администрацией Морсовского сельсовета к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
3) тексты официальных выступлений и заявлений главы администрации Морсовского сельсовета;
4) сведения о численности муниципальных служащих администрации Морсовского сельсовета, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2015-2016 г.г.;
5) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
6) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в администрации Морсовского сельсовета;
7) условия и результаты конкурсов на замещение муниципальной службы;
8) перечень образовательных учреждений, расположенных на территории Морсовского сельсовета, с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) обзоры обращений граждан и юридических лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Невыполнение указанных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как, согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В судебном заседании административный истец в лице помощника прокурора Земетчинского района Пензенской области Сальниковой Т.М., действующей на основании доверенности от {Дата}, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, глава администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Калинушкина Н.Н. представила заявление с просьбой рассмотреть административное дело в её отсутствие, с административными исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме, указала, что допущенные нарушения будут устранены.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав пояснения административного истца, изучив материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит кследующему.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
В силу ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ, при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Судом установлено, что прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка исполнения органом местного самоуправления администрацией Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области требований Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Администрация Морсовскогосельсовета Земетчинского района Пензенской области, расположенная по ул. Заводская, д. 32, с. Морсово Земетчинского района Пензенской области, имеет свой официальный сайт, расположенный по адресу: http://morsovsky.zemetchino.pnzreg.ru.
Из протокола осмотра сайта администрацииМорсовскогосельсовета Земетчинского района Пензенской области от {Дата} с прилагаемой фототаблицей, справки о проведении проверки исполнения законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Земетчинского района Пензенской области и законодательства при рассмотрении обращений граждан от {Дата} видно, что на сайте администрации содержится неполная информация, предусмотренная законом к размещению в сети «Интернет», а именно отсутствует следующая информация:
1) в разделе «Нормативно-правовые акты» полностью отсутствуют постановления администрации Морсовского сельсовета и решения КМС Морсовского сельсовета за 2015-2016 г.г. и 1-й квартал 2017 года;
2) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых администрацией Морсовского сельсовета к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
3) тексты официальных выступлений и заявлений главы администрации Морсовского сельсовета;
4) сведения о численности муниципальных служащих администрации Морсовского сельсовета, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2015-2016 г.г.;
5) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
6) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в администрации Морсовского сельсовета;
7) условия и результаты конкурсов на замещение муниципальной службы;
8) перечень образовательных учреждений, расположенных на территории Морсовского сельсовета, с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) обзоры обращений граждан и юридических лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
На основании изложенного, суд приходит к выводу,что бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области является незаконным, свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям, что нарушает требования законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и законодательства при рассмотрении обращений граждан, что является недопустимым.
При указанных обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственную пошлину с административного ответчика администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области суд не взыскивает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в не опубликовании информации в сети «Интернет», предусмотренной ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о деятельности органа местного самоуправления.
Обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области опубликовать информацию в сети «Интернет», предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», о деятельности органа местного самоуправления, а именно:
1) в разделе «Нормативно-правовые акты» разместить постановления администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и решения КМС Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области за 2015-2016 г.г. и 1-й квартал 2017 года;
2) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых администрацией Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
3) тексты официальных выступлений и заявлений главы администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области;
4) сведения о численности муниципальных служащих администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2015-2016 г.г.;
5) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
6) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области;
7) условия и результаты конкурсов на замещение муниципальной службы;
8) перечень образовательных учреждений, расположенных на территории Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) обзоры обращений граждан и юридических лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области.
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2017 года.
Судья: