ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/19 от 05.06.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-68/2019

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Ёна А.О.,

при участии Олиярчук Л.И., представителя Симферопольского городского совета Шерет Ф.М., представителя Администрации г. Симферополя Лемтюжниковой А.В., представителя Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Республики Крым Администрации г. Симферополя Белоус А.Н., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Олиярчук Людмилы Ильиничны к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Республики Крым Администрации г. Симферополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Симферопольским городским советом Республики Крым на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733 « Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (далее решение № 733), согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.

Олиярчук Людмила Ильинична (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва № 733 от 28.04.2016 года «Об утверждении Временных Правил землепользования и застройки территории муниципального городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым и Карты градостроительного зонирования Симферополя» в части размещения на Карте градостроительного зонирования Симферополя на участке по адресу: <адрес>, в зоне жилой малоэтажной застройки (Ж-2), дополнительных территориальных зон – зоны территории общего пользования в границах коридоров красных линий объектов автомобильного транспорта (ИТ-2) и зоны зеленых насаждений (З-1), пересекающих земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Определением от 01.04.2019 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

Определением от 24.04.2019 года привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Администрация г. Симферополя (далее Администрация), Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Республики Крым Администрации г. Симферополя (далее Департамент).

В судебном заседании 05.06.2019 года истец настаивала на удовлетворении административного искового заявления, представитель Совета возражал против удовлетворения заявленных требований, представители Администрация и Департамента предоставили письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие оснований для признания не действующим решения №733 полностью или в какой-либо части.

Прокурор в судебном заседании 05.06.2019 года представил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Как указано выше, Советом на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733, согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.

Решение № 733 было опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» выпуск №6(27) от 06.05.2016 года и размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета ( htth://simgov.ru).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06. 10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций; граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (часть 1 статьи 1).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец является жителем г.Симферополя и, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что на основании договоров дарения от 17.08.1996года является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый (далее объект недвижимости), право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре на имущество и сделок с ним 30.12.2014 года под номером 90-90-16/005/2014-521.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решением № 733.

В соответствии с пунктами 28 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд должен проверить факт принятие оспариваемого акта в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку его государственной регистрации, опубликования и вступления в силу.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ).

Частями 1 и 4 статьи 4 ГрК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Совета №61 от 13 ноября 2014 года (далее Устав), утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Статьёй 31 ГрК РФ установлен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, согласно части 5 которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации, при этом одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 6 в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №733).

Согласно части 15 статьи 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №733) после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Порядок утверждения правил землепользования и застройки установлен статьёй 32 ГрК РФ, согласно части 1 которой (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №733) правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, обязательным приложением к проекту которых являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №733).

В соответствии с частью 7 статьи 32 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №733) заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым установлен решением Совета № 84 от 28.11.2014 года «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение№ 84).

Судом установлено, что во исполнение положений статьи 14 Решения № 84 Администрация письмом №24/01-69/4791 от 11.11.2015 года направила в адрес Совета пакет документов для организации проведения публичных слушаний по проекту временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Постановлением председателя Совета №27 от 20.11.2015 года были назначены публичные слушания на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Публичные слушания на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым состоялись 11.12.2015 года, по результатам чего были составлены протокол проведения публичных слушаний, заключение по результатам их проведения.

Распоряжением Администрации №104 –с от 20.03 2016 года на рассмотрение сессии Совета внесен проект решения об утверждении временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Советом на 42 сессии 1 созыва 28.04.2016 года большинством голосов от установленной численности депутатов было принято Решение № 733, согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.

Решение № 733 было опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» выпуск №6(27) от 06.05.2016 года и размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета ( htth://simgov.ru).

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Решение №733 принято полномочным представительным органом местного самоуправления г.Симферополя в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, установленных ст. 58 Устава, процедура принятия этого решения, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Истцом представлено апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 года по делу №127-АПГ17-11, в котором указано, что заключение о результатах публичных слушаний на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не было опубликовано, что противоречит части 7 статьи28 ГрКРФ.

Изучив представленные представителями участников процесса документы, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым, установил, что земельный участок, на котором находится принадлежащий истцу объект недвижимости, в соответствии с проектом временных Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, по обсуждению которого 11.12.2015 года проводились публичные слушания, находился в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), в процессе проведения публичных слушаний по проекту временных Правил землепользования и застройки не были внесены какие-либо изменения относительно установления территориальной зоны этого земельного участка, Решением №733 этот земельный участок также был отнесен к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).

В силу изложенного становится очевидным, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца при проведении публичных слушаний, подготовке проекта Решения № 733, его принятия.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» определено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьёй 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Статья 85 ЗК РФ определяет, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с частями 2,3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно части 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства (часть 3 статьи 35 ГрК РФ).

Статьёй 32 ГрК РФ определен порядок утверждения правил землепользования и застройки, часть 4 которой устанавливает право физических и юридических оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.10.2016года № 2302-О указал, что оспаривание гражданами решения об утверждении правил землепользования и застройки, что предусмотренное частью 4 статьи 32 ГрК РФ, осуществляется с учетом общего критерия обжалования нормативных правовых актов, а именно при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения данным актом.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что истцу в соответствии с договором дарения от 17.08.1996 года принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый .

Согласно сведениям технического паспорта, копия которого приобщена к материалам дела, этот объект недвижимости вместе с сооружениями, возведенными при его строительстве (сарай, гараж, опорные стены и т.п.) и необходимыми для его эксплуатации, занимает земельный участок площадью 407кв.м.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым установил, что в фактическом пользовании истца в <адрес> находится земельный участок площадью 407 кв.м.

Истцом в соответствии со статьёй 68 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены иные доказательства подтверждающие право собственности (пользования) земельным участком, находящимся по адресу: <адрес>, иной площадью.

Приобщенная судом к материалам дела по ходатайству истца копия постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 29.01.2014 года по делу №122/15537/13-а не устанавливает обстоятельств наличия у него в фактическом пользовании земельного участка иной площадью. Указанным судебным актом только подтверждается установленное законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21.03.2014 года, право граждан на получение в собственность земельных участков площадью до 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома.

Не является доказательством нахождения в фактическом пользовании истца земельного участка иной площади приобщенные к материалам дела документы о об отводе в 1988 году МЖСК «Аист» и «Аист-2» земельного участка для строительства жилых домов по <адрес>.

Советом, Администрацией, Департаментом представлены доказательства того, что земельный участок площадью 407 кв.м., на котором расположен принадлежащий истцу объект недвижимости (с учетом сооружений, непосредственно с ним связанных), и который находится в его фактическом пользовании, расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).

В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства.

При таких обстоятельствах не нашли подтверждения утверждения истца о том, что находящийся в его пользовании земельный участок, расположенный по адресу : <адрес>, относится к зоне жилой малоэтажной застройки (Ж-2), к зоне территории общего пользования в границах коридоров красных линий объектов автомобильного транспорта (ИТ-2), к зоне зеленых насаждений (З-1).

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Решением 50 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 888 от 25.08.2016 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ( далее Генеральный план).

Советом, Администрацией, Департаментом представлены доказательства того, что согласно Генеральному плану расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок площадью 407 кв.м., на котором расположен принадлежащий истцу объект недвижимости (с учетом сооружений, непосредственно с ним связанных), и который находится в его фактическом пользовании, относится к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).

При таких обстоятельствах становится очевидным, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обжалуемое в части решение № 733 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение № 733 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Олиярчук Людмилы Ильиничны к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Республики Крым Администрации г. Симферополя.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 07.06.2019 г.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>