Дело №2а-68/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п.Сараи 17 апреля 2020 года
Сараевский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего - судьи Суханова В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сараевского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия по непостановке автомобильной дороги на кадастровый учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в Сараевский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия по непостановке автомобильной дороги на кадастровый учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование которого указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на территории МО – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района находится автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <...> от д. №107 до д. №115, которая не оформлена в собственность, и не поставлена на кадастровый учет как бесхозная. Таким образом, поскольку полномочия по муниципальному контролю за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов осуществляются администрацией Сараевского муниципального района Рязанской области, отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную автомобильную дорогу является следствием прямого бездействия и нарушает действующее законодательство, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, что влияет на безопасность дорожного движения, может привести к созданию аварийных ситуаций и повлечь травматизм неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного просит признать бездействие администрации МО – Сараевский муниципальный район, выразившееся в непринятии необходимых мер по постановке на кадастровый учет дороги общего пользования местного значения по улице Ленина от дома №107 до дома № 115 р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области, не имеющей собственника, незаконным и возложить на администрацию обязанность принять меры по постановке дороги на кадастровый учет в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из положений п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
Законом Рязанской области от 05.12.2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Рязанской области закреплены отдельные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в дополнение к вопросам местного значения сельского поселения, предусмотренным частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
В силу ст. 2.1 Закона Рязанской области с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст.36 Решения Совета депутатов муниципального образования - Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 28.06.2016 №107а, администрация муниципального образования - Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области не образуется, ее полномочия осуществляются администрацией Сараевского муниципального района.
Согласно п.5 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования - Сараевское городское поселения Сараевского муниципального района Рязанской области к вопросам местного значения Сараевского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью в соответствии с п.6 ст.3 указанного Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе и органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ст.21 ФЗ РФ №196).
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (п. 8,11 ст.6 ФЗ РФ №257).
В силу ч.ч.3-6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
По смыслу ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Согласно п. 1,2 и 3 ст. 225 ГК РФ - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Сараевского района совместно с ОГИБДД МОМВД России «Сараевский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования - Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области находится объект недвижимого имущества - автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <...> от д. №107 до д. 115.
Согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Сараевский» от 16.03.2020 г., указанная автомобильная дорога расположена на территории муниципального образования - Сараевское городское поселение.
Согласно информации администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 17.03.2020 г. данная автомобильная дорога в собственность Сараевского городского поселения не оформлена и на кадастровом учете, как бесхозная, не состоит.
Таким образом, поскольку полномочия по муниципальному контролю за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов осуществляются администрацией Сараевского муниципального района Рязанской области, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную автомобильную дорогу является следствием прямого бездействия административного ответчика и нарушает действующее законодательство, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, что влияет на безопасность дорожного движения, может привести к созданию аварийных ситуаций и повлечь травматизм неопределенного круга лиц.
Согласно п.2 ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление предъявлено в сроки, предусмотренные ч.1 ст. 219 КАС РФ.
С учетом исследованных доказательств, суд находит установленным факт бездействия административного ответчика в непринятии мер по постановке на кадастровый учет дороги общего пользования местного значения по улице Ленина от дома №107 до дома № 115 р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд полагает, что срок, для исполнения решения, исходя из характера выявленных нарушений, необходимо установить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сараевского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия по непостановке автомобильной дороги на кадастровый учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области в непринятии мер по постановке на кадастровый учет дороги общего пользования местного значения по улице Ленина от дома №107 до дома № 115 р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области, не имеющей собственника.
Возложить на администрацию муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области обязанность совершить действия по постановке на кадастровый учет дороги общего пользования местного значения по улице Ленина от дома №107 до дома № 115 р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области, не имеющей собственника, установив срок для исполнения указанных действий – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения по настоящему административному делу администрации МО – Сараевский муниципальный район Рязанской области необходимо сообщить в Сараевский районный суд Рязанской области и прокурору Сараевского района Рязанской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в течение 15 дней с момента его получения.
Судья – подпись
Копия верна: судья Сараевского
районного суда В.В. Суханов
Справка
Решение в законную силу не вступило.
Судья Сараевского
районного суда В.В. Суханов