ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/2022 от 05.05.2022 Романовского районного суда (Алтайский край)

УИД-22RS0043-01-2022-000060-96

Дело № 2а-68/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» мая 2022 г. с. Романово

Романовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Блем А.А.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой В.П.,

с участием процессуального истца помощника прокурора Романовского района Цибина Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Романовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Романовского района Алтайского края, Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Романовского района Алтайского края обратился в Романовский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточненного административного искового заявления) к Администрации Романовского района Алтайского края, Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указано, что прокуратурой Романовского района проведена проверка соответствия требованиям законодательства пешеходных переходов, оборудованных вблизи образовательных организаций Романовского района. Установлено, что пешеходный переход, расположенный вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, не соответствует требованиям ГОСТ: отсутствует пешеходный светофор типа Т.7. Администрацией Романовского района Алтайского края в ответе на представление прокурора указано, что устранение нарушений в части установки светофора типа Т.7, возможно только в 2022 году. Администрацией Романовского района указанные полномочия по соглашению переданы Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.12.2021 № 87 «Об утверждении соглашений о передаче части полномочий». Бездействием ответчиков по неисполнению указанных требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения ставятся под угрозу закреплённые ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации права детей на жизнь, охрану здоровья, права неопределенного круга граждан - участников дорожного движения, нарушаются требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Просят признать бездействие Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по установке светофора типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, незаконным. Обязать Администрацию Романовского района Алтайского края перечислить Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края финансовые средства в виде межбюджетного трансферта, для осуществления полномочий по организации дорожного движения, указанных в п. 1.2 Соглашения, утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.12.2021 № 87 «Об утверждении соглашений о передаче части полномочий» для осуществления работ по установке светофора типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289- 2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка, Романовского района Алтайского края. Обязать Администрацию Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края установить светофор типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289- 2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, на пешеходном переходе вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка, Романовского района Алтайского края. Установить срок, в течение которого необходимо устранить указанные нарушения - до 01 сентября 2022 года.

Административный истец помощник прокурора Романовского района Цибин Р.И. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Административные ответчики Администрация Романовского района Алтайского края, Администрация Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку ответчики извещены о судебном заседании, ходатайств об отложении не заявляли, суд их явку обязательной не признал, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (статья 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст был утвержден и введен в действие стандарт «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», который действовал до 1 апреля 2020 года.

Взамен ему Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст утвержден и введен в действие стандарт «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 светофор дорожный - светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов (пункт 3.12).

Светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:

- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;

- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;

- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;

- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе (пункт 7.3.8).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Романовского района, в соответствии с поручением прокуратуры Алтайского края, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации Романовского района.

Актом о результатах проверки от 24 августа 2021 года, составленным помощником прокурора Романовского района Цибиным Р.И., установлено, что на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, отсутствует пешеходный светофор типа Т.7.

25 августа 2021 года в адрес Главы Романовского района Алтайского края по данному факту направлено представление и.о. прокурора Романовского района с требованием в месячный срок устранить указанное нарушение.

Из ответа Администрации Романовского района на представление прокурора от 23 сентября 2021 года следует, что светофор типа Т.7 на указанном пешеходном переходе не установлен, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете сельского поселения на указанные цели, его установка запланирована на 2022 год в соответствии с планом-графиком.

В соответствии с актом осмотра от 21 февраля 2022 г. и фото-таблицей к нему, составленными помощником прокурора Романовского района Цибиным Р.И., указанное нарушение до настоящего времени не устранено.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 3 указанной статьи закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 той же статьи).

Частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из информации, представленной Администрацией Романовского района Алтайского края следует, что между Администрацией Романовского района Алтайского края и Администрацией Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края заключено соглашение о передачи осуществления части полномочий от 29 декабря 2021 года, что подтверждено копией данного соглашения, представленного по запросу суда.

Согласно п. 1.2 данного соглашения Администрация Романовского района передала, а Администрация Сидоровского сельсовета приняла осуществление полномочий в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организацию дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

В судебном заседании не оспаривалось, что автомобильная дорога, на которой расположен пешеходный переход, расположенный вблизи образовательного учреждения МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, относится к дорогам местного значения.

Таким образом, полномочия по осуществлению дорожной деятельности на ней указанным соглашением возложены на администрацию Сидоровского сельсовета Романовского района за счет средств межбюджетных трансфертов, выделяемых на эти цели.

Пунктом 2.2 Соглашения предусмотрен объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления переданных полномочий, который на 2022 год составляет 655 600 рублей.

Согласно п. 2.3 Соглашения формирование, перечисление и учет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Романовского района бюджету Сидоровского сельсовета на реализацию полномочий, указанных в пункте 1.2 соглашения, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 п. 1, п. 2, п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 3.1.1 Соглашения о передаче осуществления части полномочий от 29 декабря 2021 год, заключенного между Администрацией Романовского района и Администрацией Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края предусмотрено, что Администрация района перечисляет Администрации сельсовета финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов, предназначенные для исполнения переданных по настоящему соглашению полномочий, в размере и порядке, установленных разделом 2 настоящего соглашения, на основании бюджетных заявок.

Из ответа на запрос суда Администрации Романовского района Алтайского края от 13 апреля 2022 года № 277 следует, что по состоянию на 12 апреля 2022 года в рамках реализации указанного Соглашения муниципальному образованию Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края было выделено фактически 15500 рублей на противопаводковые мероприятия, иных бюджетных заявок не было.

В соответствии с п. 3.1.2 Соглашения предусмотрено, что Администрация района осуществляет контроль за исполнением Администрацией сельсовета переданных полномочий, а так же за целевым использованием финансовых средств, предоставленных на эти цели. В случае выявления нарушений дает обязательные для исполнения Администрацией сельсовета письменные предписания для устранения выявленных нарушений в определенный срок с момента уведомления.

Учитывая указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Романовского района Алтайского края и Администрацией Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края ненадлежащим образом осуществляются полномочия по осуществлению дорожной деятельности на территории муниципального образования Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края, поскольку до настоящего времени на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на автомобильной дороге, проходящей вблизи детского учреждения - МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, отсутствуют светофор типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст.

При указанных обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме. При этом, согласно порядку, установленному в п. 3.1.1 Соглашения следует обязать Администрацию Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края подать в Администрацию Романовского района Алтайского края бюджетную заявку на перечисление финансовых средств в виде иных бюджетных трансфертов, предназначенных для осуществления работ по установке светофора типа «Т.7».

При этом, срок для устранения допущенных нарушений, указанный прокурором в административном исковом заявлении, - до 01 сентября 2022 года, по мнению суда, является разумным и достаточным. В случае наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения решения суда в указанный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Указанное согласуется с п. 6 плана-графика по обустройству пешеходных переходов в 2021-2023 г.г. в Романовском районе, в с. Сидоровка по ул. Советская, 2 МБОУ «Сидоровская СОШ» запланировано мероприятие по обустройству ПП в 2021 - 2023 г.г.: установка светофора Т-7 2022г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Романовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Романовского района Алтайского края, Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по установке светофора типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края, незаконными.

Обязать Администрацию Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края подать в Администрацию Романовского района Алтайского края бюджетную заявку на перечисление финансовых средств в виде иных бюджетных трансфертов, предназначенных для осуществления работ по установке светофора типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Романовского района Алтайского края перечислить Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края по бюджетной заявке финансовые средства в виде иных бюджетных трансфертов, предназначенных для осуществления работ по установке светофора типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, расположенном вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка Романовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края установить светофор типа «Т.7» в соответствии с ГОСТ Р 52289- 2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на пешеходном переходе, вблизи образовательного учреждения: МБОУ «Сидоровская СОШ» по адресу: ул. Школьная, 2, с. Сидоровка, Романовского района Алтайского края.

Установить срок, в течение которого необходимо исполнить решение суда до 01 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Романовский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Блем

Решение в окончательной форме составлено 16 мая 2022 года.