ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/2022 от 18.04.2022 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-67/2022

24RS0009-01-2022-000088-18

Дело № 2а-68/2022

24RS0009-01-2022-000090-12

Дело № 2а-69/2022

24RS0009-01-2022-000091-09

Дело № 2а-72/2022

24RS0009-01-2022-000095-94

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции улица, д.11

с.Большой Улуй, Красноярский край 18 апреля 2022 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником председателя Большеулуйского районного суда Кинзуль Е.В.,

с участием представителя административных истцов Рагило К.В., действующего на основании доверенностей от 1 апреля 2022 года,

представителя административного ответчика председателя Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края Бондаренко Н.Н.,

заинтересованного лица прокурора Большеулуйского района Порядина О.П., действующего в собственных интересах и в интересах заинтересованного лица – прокуратуры Красноярского края на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарев А.А. к Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края об оспаривании решений от ДД.ММ.ГГГГ по прекращении полномочий депутатов,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарев А.А. каждый обратился в суд с административным иском к Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края об оспаривании решений от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий депутатов. Требования мотивированы следующим. На основании представления от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Большеулуйского района Порядина О.П. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции ДД.ММ.ГГГГ Большеулуйский районный Совет депутатов большинством голосов от установленной численности принял решение о досрочном прекращении в связи с утратой доверия полномочий депутатов Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарев А.А. за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в связи с тем, что депутат Гейнц В.Э. отразил недостоверные сведения о полученном доходе по основному месту работы, указав вместо фактически полученного дохода в размере 1085799 рублей 74 копейки доход в размере 944645 рублей 74 копейки; депутат Генинг В.Б. в справке о доходах не указал доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14547 рублей 96 копеек, а также не отразил доход от деятельности в КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в сумме 8595 рублей, кроме того, скрыл сведения о доходе, полученном его супругой в МБУК «Большеулуйский районный дом культуры» в сумме 125113 рублей 31 копейка; депутат Кудрицкий Е.В. в справке о доходах не указал доход от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система» в сумме 97017 рублей 59 копеек, а также не указал доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда медицинского страхования в сумме 35299 рублей; депутат Пономарев А.А. в справке о доходах не указал доход, полученный его супругой за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14603 рубля 68 копеек. Административные истцы полагают, что допущенные ими некорректное указание сведений о доходах за 2020 год являются несущественными и ненамеренными. Однако представительный орган местного самоуправления при выборе меры ответственности для административных истцов не принял во внимание обстоятельства совершённых правонарушений, не провёл тщательную оценку степени общественной опасности и существенности совершённых правонарушений, что подтверждается протоколом заседания сессии. Принятое и оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления нарушает права административных истцов на осуществление депутатских полномочий в Большеулуйском районном Совете депутатов. Административные истцы просят отменить решения Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов» в отношении депутата Гейнц В.Э., в отношении Генинг В.Б., в отношении депутата Кудрицкий Е.В., в отношении депутата Пономарев А.А.

В судебное заседание административные истцы не явились, о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом. Их явка в судебное заседание не является обязательной в силу закона, не признавалась таковой судом. В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административных истцов Рагило К.В. административные иски поддержал по изложенным в них основаниях, представил суду письменные дополнения к административным искам, в которых утверждает, что при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год депутат Гейнц В.Э. допустил ошибку в отражении сведений о полученном доходе по основному месту работы. Вместо начисленного по бухгалтерской отчетности дохода в сумме 1085799 рублей 74 копейки указал фактически полученный доход в размере 944645 рублей 74 копейки, указанная им сумма дохода является суммой фактического дохода после уплаты подоходного налога в размере 13% от начисленной суммы, Депутат Пономарев А.А. допустил ошибку в отражении сведений о получении его супругой дохода за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14603 рубля 68 копеек. Данная ошибка была допущена в связи с тем, что ранее до 2020 года сведения из ФОМС передавались в бухгалтерию по основному месту работы и при заполнении справки отдельно не учитывались, о данном доходе супруги Пономарев А.А. известно не было. О малозначительности допущенного Пономарев А.А. нарушении представитель прокуратуры заявил и на внеочередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопроса о допущенных нарушениях законодательства о противодействии коррупции депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов по представлению прокуратуры Большеулуйского района. Депутат Кудрицкий Е.В. допустил ошибку в отражении сведений о полученном доходе за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 35299 рублей, данная ошибка была допущено в связи с тем, что ранее до 2020 года сведения из ФОМС передавались в бухгалтерию по основному месту работы и при заполнении справки о доходах отдельно не учитывались; не указал доход от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система» в сумме 97017 рублей 59 копеек поскольку данный доход получен не по основному месту работы. Сведения о доходах Кудрицкий Е.В. представлял впервые и соответствующего опыта не имел. Депутат Генинг В.Б. допустил ошибку в отражении сведений о полученном доходе за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14547 рублей 96 копеек, данная ошибка была допущено в связи с тем, что ранее до 2020 года сведения из ФОМС передавались в бухгалтерию по основному месту работы и при заполнении справки о доходах отдельно не учитывались; не указал доход от деятельности в КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в сумме 8595 рублей, поскольку данный доход получен не по основному месту работы и незначителен, вознаграждение носило разовый характер; сведения о доходе его супруги в сумме 125113 рублей 13 копеек не были учтены при заполнении справки по ошибке из-за отсутствия опыта в составлении такого рода документов.

Допущенные депутатами некорректное указание сведений ими не оспариваются, является несущественным и непреднамеренным, умысла на сокрытие дохода и искажение сведений депутаты не имели, допустили ошибки по невнимательности, забывчивости и заблуждению относительно порядка заполнения документов, признаки коррупционной составляющей в действиях депутатов отсутствуют, справки в целом не искажают достоверность представленных сведений, доходы по основному месту работы, отражённые в справках, значительно превышают тот, который в справках отражён не был. Такие ошибки не могут являться основанием для применения самой крайней меры ответственности депутата. При этом из содержания протокола заседания сессии от ДД.ММ.ГГГГ не ясно, обсуждался ли депутатами вопрос о допущенных депутатами нарушениях в части причин, условий и обстоятельств представления ими недостоверных сведений, не содержатся мотивы принятого решения. Возможность дифференцированного подхода к мерам ответственности депутатов в зависимости от характера допущенного каждым из них нарушения не обсуждалась. Допущенные депутатами органа местного самоуправления ошибки в области требований антикоррупционного законодательства не нарушают права Российской Федерации, муниципального образования, поскольку не влекут неисполнение ими задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, не нарушают их право на добросовестное исполнение выборным должностным лицом своих полномочий. Полагают, что решения Большеулуйского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутатов Гейнц В.Э., Кудрицкий Е.В., Генинг В.Б., Пономарев А.А. не соответствуют нормативным правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы заявителей и подлежат отмене в судебном порядке (т.2 л.д.11-113).

Представитель административного ответчика председатель Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края Бондаренко Н.Н. относительно административных исков возражала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ поступило представление прокурора Большеулуйского района с указанием на допущенные депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края, в том числе Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицким Е.В., Пономарёвым А.А. законодательства о противодействии коррупции при представлении в Управление Губернатора Красноярского края сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. ДД.ММ.ГГГГ указанные депутаты были поставлены об этом в известность, им было предложено предоставить в представительный орган местного самоуправления объяснения по поводу допущенных нарушений. Письменные объяснения были представлены депутатами Кудрицким Е.В. и Генинг В.Б.ДД.ММ.ГГГГ из Управления Губернатора поступили запрошенные копии справок, которые были представлены депутатами, в тот же день была назначена дата проведения внеочередной сессии для рассмотрения представления прокурора на ДД.ММ.ГГГГ, о чём депутаты были уведомлены. Предварительно заседавшая ДД.ММ.ГГГГ постоянная комиссия по законности, правопорядку, защите прав граждан, местному самоуправлению и связям с общественностью рекомендовала вынести рассмотрение представления прокурора на внеочередную сессию. Заседание сессии проведено в соответствии с существующим Регламентом, вопрос относительно каждого из депутатов, представивших недостоверны сведения о доходах, обсуждался персонально, были исследованы письменные объяснения от не явившихся на заседание сессии депутатов Кудрицкий Е.В. и Генинг В.Б., устно заслушав депутата Гейнц В.Э., Пономарев А.А. письменных объяснений не представил и на заседание сессии не явился. Абсолютным большинством голосов депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов пришли к выводу о существенности допущенных административными истцами нарушений, что повлекло за собой необходимость принять решение о досрочном прекращении их полномочий. Полагает, что оспариваемые административными истцами решения были приняты в строгом соответствии с действующим законодательством, просила в удовлетворении административных исков отказать.

Прокурор Большеулуйского района Порядин О.П., действующий одновременно в качестве представителя прокуратуры Красноярского края, представил суду письменные возражения, которые поддержал в судебном заседании, указав, что прокуратурой Большеулуйского района Красноярского края проведена проверка исполнения депутатами районного Совета законодательства о противодействии коррупции при представлении в Управление Губернатора Красноярского края сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Установлено, что депутат Гейнц В.Э. отразил недостоверные сведения о полученном доходе по основному месту работы, указав вместо фактически полученного дохода в размере 1085799 рублей 74 копейки доход в размере 944645 рублей 74 копейки. Депутат Генинг В.Б. в справке о доходах не указал доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14547 рублей 96 копеек, а также не отразил доход от деятельности в КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в сумме 8595 рублей. Кроме того, скрыл сведения о доходе, полученном его супругой в МБУК «Большеулуйский районный дом культуры» в сумме 125113 рублей 31 копейка. Депутат Кудрицкий Е.В. в справке о доходах не указал доход от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система» в сумме 97017 рублей 59 копеек, а также не указал доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда медицинского страхования в сумме 35299 рублей. Депутат Пономарев А.А. в справке о доходах не указал доход, полученный его супругой за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14603 рубля 68 копеек. Выявленные факты представления недостоверных сведений о доходах указанными депутатами являются нарушениями антикоррупционного законодательства и истцами не оспариваются. Решения представительного органа о прекращении полномочий указанных депутатов досрочно приняты полномочным органом. Исковые требования к прокуратуре Большеулуйского района, прокуратуре Красноярского края в рамках настоящего административного дела не предъявлены, судебный акт не может повлиять на права или обязанности органов прокуратуры. Просит в удовлетворении административных исков отказать (т.2 л.д.114-116).

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные вчастях 9и10настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Согласно ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.11 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с частью 1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления и выборное должностное лицо местного самоуправления относятся к лицам, замещающим муниципальные должности.

Согласно Уставу Большеулуйского района Большеулуйский район Красноярского края является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края, решениями, принятыми на местном референдуме, настоящим Уставом (п.1 ст.1). Настоящий Устав является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Большеулуйского района и в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций (п.1 ст.2). Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст.3).

Районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящий из 19 депутатов (ст.22). Организационно-правовой формой работы Совета является сессия. Сессия признается правомочной, если на ней присутствуют более половины от установленного числа депутатов (ст.25). Районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения. Решения принимаются открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или законодательством. Решения Большеулуйского районного Совета депутатов подписывает председатель Совета. Решения Совета, кроме указанных в пункте 7 настоящей статьи ( нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина), вступают в силу после подписания, если иное не указано в решении (ст.29). Полномочия депутата Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы районного Совета депутатов нового созыва. На депутата Совета распространяются ограничения, установленные законодательством. Депутаты должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутат прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года « 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать вклады и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ст.30). Полномочия депутат Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.31 (т.1 л.д. 41-101).

Аналогичным образом вопросы осуществления полномочий Большеулуйским районным Советом депутатов решаются и Регламентом Большеулуйского районного Совета депутатов (т.1 л.д.26-40), утверждённого Решением Большеулуйского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.25).

Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей справки в 2017 году (за отчетный 2016 год) (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 18-2/10/В-9843) изданными во исполнение пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" даны разъяснения по вопросам предоставления указанных сведений по основанию замещения гражданином должности на отчетную дату (далее Методические рекомендации).

В настоящем судебном заседании установлено, что административные истцы Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ являются депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края, занимают муниципальные должности, в связи с чем обязаны ежегодно представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своих супругов, несовершеннолетних детей. При предоставлении в 2021 году Губернатору Красноярского края указанных сведений за 2020 год административными истцами в справках были допущены неточности. Большеулуйский районный Совет депутатов Красноярского края вопрос о допущенных административными истцами неточностях рассмотрел на заседании внеочередной сессии, признал неточности в справках существенными нарушениями законодательства о противодействии коррупции и применил к указанным депутатам крайнюю меру ответственности в виде досрочного прекращения их полномочий в связи с утратой доверия.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно справкам Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГГейнц В.Э., Кудрицкий Е.В., Генинг В.Б., Пономарев А.А. были избраны депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.124, 189, т.2 л.д.8, 74).

В связи с принятием административным ответчиком – представительным органом местного самоуправления решений о досрочном прекращении полномочий административных истцов как депутатов представительного органа местного самоуправления, нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов. Установленный ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок для обращения с административным иском в суд административными истцами не пропущен.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Губернатору Красноярского края депутатом Большеулуйского районного Совета депутатов Гейнц В.Э.ДД.ММ.ГГГГ за отчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его доход по основному месту работы составил 944645 рублей 74 копейки (т.1 л.д.103-114, 126-149).

Как следует из информации Федеральной налоговой службы доход Гейнц В.Э. за 2020 год по основному месту работы составил 1085799 рублей 74 копейки (т.2 л.д.117-118).

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Губернатору Красноярского края депутатом Большеулуйского районного Совета депутатов Кудрицким Е.В. ДД.ММ.ГГГГ за отчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в справке не указан доход от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система» в сумме 97017 рублей 59 копеек, а также не указан доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда медицинского страхования в сумме 35299 рублей. Суд также отмечает, что под справкой стоит подпись «Кудрицкая» (т.1 л.д.168-179, 191-214).

Как следует из информации Федеральной налоговой службы Кудрицкий Е.В. в 2020 году получил доход за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 35299 рублей, а также доход от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система» в сумме 97017 рублей 59 копеек (т.2 л.д.126-133).

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Губернатору Красноярского края депутатом Большеулуйского районного Совета депутатов Генинг В.Б.ДД.ММ.ГГГГ за отчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в справке не указан доход, полученный за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14547 рублей 96 копеек, а также не отражён доход от деятельности в КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в сумме 8595 рублей, не указаны сведения о доходе, полученном его супругой в МБУК «Большеулуйский районный дом культуры» в сумме 125113 рублей 31 копейка (т.1 л.д.235-246, т.2 л.д.10-20, т.2 л.д.21-34).

Как следует из информации Федеральной налоговой службы Генинг В.Б. в 2020 году получил доход за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14547 рублей 96 копеек, а также доход от деятельности в КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в сумме 8595 рублей (т.2 л.д.119-122). Генинг С.Н. получила доход от МБУК «Большеулуйский районный дом культуры» в сумме 125113 рублей 31 копейка, (т.2 л.д.123-125).

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Губернатору Красноярского края депутатом Большеулуйского районного Совета депутатов Пономарев А.А.ДД.ММ.ГГГГ за отчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в справке о доходах его супруги Пономарева Н.В. не указан доход, полученный за время её нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14603 рубля 68 копеек (т.2 л.д.52-64, л.д.76-86).

Как следует из информации Федеральной налоговой службы Пономарева Н.В. в 2020 году получила доход за время нетрудоспособности от Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14603 рубля 68 копеек (т.2 л.д.134-136).

Факты, указанные в представлении прокурора Большеулуйского района о нарушениях, допущенных депутатами Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В. и Пономарев А.А. при представлении Губернатору Красноярского края справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подтверждаются содержанием справок, данными Федеральной налоговой службы Российской Федерации, административными истцами в административных исках и представителем административных истцов Рагило К.В. в настоящем судебном заседании не оспариваются.

Согласно протоколу постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан, местному самоуправлению и связям с общественностью от ДД.ММ.ГГГГ, указанная комиссия, избранная в составе 10 депутатов из числа депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов, из которых на заседании присутствовали 7 депутатов, рассматривала представление прокуратуры Большеулуйского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Депутаты оценивали допущенное каждым из депутатов нарушений в справках о доходах, оценивали с точки зрения их существенности, по результатам единогласного решения на заседание сессии они вынесли вопрос о рассмотрении представления прокурора на заседании сессии, оценив допущенные административными истцами нарушения как существенные (т.2 л.д.140-141, 142).

Как следует из списка извещённых лиц депутаты были уведомлены о необходимости представить объяснения по поводу указанных в представлении прокурора недостатках в справках о доходах Гейнц В.Э.ДД.ММ.ГГГГ, Генинг В.Б.ДД.ММ.ГГГГ, Кудрицкий Е.В.ДД.ММ.ГГГГ, Пономарев А.А.ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.143).

Из актов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что депутаты Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В.Пономарев А.А.ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно были уведомлены о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет проводиться внеочередная сессия <адрес> Совета депутатов и рассмотрение представление прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» (т.2 л.д.144, 146, 148). Пономарев А.А. уведомление было направлено на электронную почту (т.2 л.д.149).

Из пояснений представителя ответчика Бондаренко Н.Н. следует, что административные истцы были заблаговременно уведомлены о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередной сессии по рассмотрению представления прокурора, им были вручены копии документов, в том числе представление прокурора, письменные объяснения были представлены только депутатами Генинг В.Б. и Кудрицкий Е.В.

Представитель административных истцов Рагило К.В. не оспаривал тех обстоятельств, что административные истца были осведомлены о поступившем в представительный орган местного самоуправления представлении прокурора, им была обеспечена возможность представить объяснения по существу допущенных нарушений, что они были своевременно извещены о месте, дате и времени проведения сессии.

Согласно письменным объяснениям депутата Генинг В.Б. доход за период временной нетрудоспособности в размере 14547 рублей 96 копеек и доход от КГКУ СУ «Центр оценки качества образования» в размере 8595 рублей он не указал потому, что не знал, что с недавнего времени эти финансовые процедуры не идут через бухгалтерию отдела образования. Справку о доходе супруги в МБУК «Большеулуйский районный дом культуры» в размере 125113 рублей 31 копейка он подавал вместе с документами ранее, полагает, что они потерялись (т.2 л.д.155).

Согласно письменным пояснениям депутата Кудрицкий Е.В. в справке о доходах он не указал, что является депутатом Большеулуйского районного Совета депутатов, так как в программе справки нет вкладки, в которую можно внести такие данные; неверно указал адресата, которому представляется справка, так как такую неверную информацию ему дали специалисты администрации Большеулуйского района, ошибочно не указал доход, полученный от деятельности в МБУК «Централизованная клубная система»; ошибочно не указал доход, полученный от ФОМС за время нетрудоспособности, полагая, что данная сумма отражена в справке о доходе по основному месту работы (т.2 л.д.156).

Согласно устным объяснениям депутата Гейнц В.Э. в ходе заседания сессии в справке о доходах сумму дохода он внёс некорректно, следовало внести начисленную сумму, он внёс полученный доход, так у него получилось.

Согласно решению Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутатов Гейнц В.Э.», в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по результатам рассмотрения представления прокуратуры Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с выявлением факта неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 8 статьи 31 Устава Большеулуйского района, руководствуясь пунктом 1 статьи 29, пунктом 6 статьи 31 Устава Большеулуйского района, Большеулуйский районный Совет депутатов решил прекратить досрочно в связи с утратой доверия полномочия депутата Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края по общетерриториальному списку (Большеулуйского районного Местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия») Гейнц В.Э. с ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» (т.1 л.д.6, 115-116).

Аналогичные решения были приняты Большеулуйским районным Советом депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутата Генинг В.Б.» (т.1 л.д.223-224, 247-248), «О досрочном прекращении полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутата Кудрицкий Е.В.» (т.1 л.д.156-157, л.д.180-181), «О досрочном прекращении полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутата Пономарев А.А.» (т.2 л.д.40-41, 65-66).

Как следует из протокола двадцать первой внеочередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ на заседании сессии присутствовали 12-ть депутатов из 19-ти избранных, присутствовал, в том числе, депутат Гейнц В.Э., отсутствовали, в том числе, депутаты Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарёв А.А., присутствовала и.о. прокурора Большеулуйского района Красноярского края Хлюпина В.В. Повесткой заседания явилось рассмотрение представления прокуратуры Большеулуйского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В ходе заседания председатель Совета Бондаренко Н.Н. озвучила содержание представления прокурора, были заслушаны устные объяснения депутата Гейнц В.Э. по поводу допущенных им в справке неточностей, не оспаривавшего допущенное нарушение, выслушана позиция и.о. прокурора Хлюпина В.В., которая настаивала на существенности допущенных в справках депутатами Гейнц В.Э., Генинг В.Б. и Кудрицким Е.В. нарушений и на досрочном прекращении их полномочий, сочла допущенное депутатом Пономарев А.А. нарушении незначительным, в том числе по причине предоставления справки впервые. После чего было проведено открытое голосование в отношении каждого из депутатов, отражены результаты голосования, приняты решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., Пономарев А.А. (т.1 л.д.117-123, л.д.182-188, т.2 л.д.1-7, л.д. 67-73, л.д.103-106).

Допрошенная в зале суда свидетель Бакайкина А.С. пояснила, что на заседании сессии процессу голосования по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутатов предшествовало их обсуждение депутатами, при принятии решения депутаты обсуждали вопросы продолжительности работы депутатов, характер допущенных нарушений применительно к критериям, определённым в Методических рекомендациях и Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, рекомендовавших к числу существенных относить неточности о доходах, превышающих сумму 10000 рублей, абсолютное большинство депутатов решили, что допущенные административными истцами нарушения носят существенный характер, что свой доход административные истцы уменьшили намеренно, чтобы скрыть свой реальный доход от своих избирателей, и проголосовали за прекращение их полномочий.

Представитель ответчика Бондаренко Н.Н. суду пояснила, что из полученных письменных и устных пояснений депутатов Гейнц В.Э., Генинг В.Б. и Кудрицкий Е.В. депутатам представительного органа стало понятно, что административные истцы сами справки не заполняли, соответственно не проконтролировали их содержание, что к допущенным нарушениям они отнеслись равнодушно, после объявления решения сессии в отношении депутата Гейнц В.Э. тот заседание сессии покинул, не дожидаясь её окончания, Пономарев А.А. проигнорировал заседание сессии, не представив письменных объяснений и не явившись на заседание сессии. При оценки характера допущенных административными истцами неточностей в справках депутаты придерживались Методических рекомендаций и Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Процедура принятия решений о досрочном прекращении полномочий депутатов – административных истцом, была соблюдена.

Согласно п.5.4 статьи 5 Регламента внеочередные сессии созываются председателем Большеулуйского районного Совета депутатов по своей инициативе, по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов, главы Большеулуйского района, а также по требованию не менее десяти процентов жителей Большеулуйского района, обладающих избирательным правом, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Согласно положениям статьи 8 Регламента проект повестки сессии Совета формирует председатель Большеулуйского районного Совета депутатов исходя, в том числе, из наличия вопросов, требующих оперативного решения. Согласно п.10.1 Регламента решения сессии Большеулуйского районного Совета депутатов принимаются открытым, тайным голосованием, а также поименным. Поименное или тайное голосование проводится по требованию не менее 1/3 депутатов, либо по инициативе председателя Большеулуйского районного Совета депутатов при условии поддержки инициативы большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Согласно п.11.1 Регламента после подсчёта голосов председательствующий оглашает результаты открытого голосования, в том числе и поименного, и объявляет, какое решение принято.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Большеулуйского районного Совета депутатов Бондаренко Н.Н. вынесено постановление о созыве двадцать первой внеочередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ с целью решения вопроса о рассмотрении представления прокуратуры Большеулуйского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (т.2 л.д.108).

В назначенный день заседание сессии состоялось. На заседании сессии был рассмотрен вопрос в соответствии с повесткой.

Анализ указанных выше правовых норм в своей совокупности позволяет суду считать установленным, что Большеулуйский районный Совет депутатов в силу положений ч.11 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является органом, который вправе и обязан принимать решения по вопросам соблюдения главой муниципального образования, депутатами данного органа местного самоуправления запретов, ограничений, выполнения обязанностей, возложенных на них действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в случае установления наличия законных и достаточных оснований этот орган обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий главы и депутатов соответствующего муниципального образования.

Исходя из приведенного правового регулирования, которое не свидетельствует о наличии возможности произвольного применения санкции за несоблюдение установленных запретов, решение о применении к депутатам мер ответственности за неисполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Допущенное депутатами Гейнц В.Э., Кудрицкий Е.В.Генинг В.Б. нарушение расценено представительным органом местного самоуправления как существенное и влекущее применение крайней меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

Отсутствие в протоколе заседания сессии Большеулуйского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ подробного описания хода обсуждения относительно оценки характера допущенных депутатами неточностей в справках о доходах, не является само по себе основанием считать, что такое обсуждение не состоялось. Об имевшем место обсуждении данного вопроса пояснили суду представитель ответчика Бондаренко Н.Н., свидетели Бакайкина А.С. и Кураченко С.И., являющиеся депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов и присутствовавшие на указанной сессии.

Кроме того, суд отмечает, что представленные депутатами Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В. справки о доходах также были рассмотрены на заседании постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан, местному самоуправлению и связям с общественностью от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотревшей представление прокуратуры Большеулуйского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, оценившей допущенные депутатами неточности в справках о доходах с точки зрения их существенности, по результатам единогласно принявшей решение о вынесении вопроса о рассмотрении представления прокурора на заседание сессии, оценив допущенные административными истцами нарушения как существенные.

Доводы представителя административных истцов Рагило К.В. об отсутствии признаков умысла, заведомости и коррупционности в действиях депутатов, являются несостоятельными применительно к административным истцам Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В.

Представитель административного ответчика Бондаренко Н.Н. пояснила, что при оценке допущенных депутатами – административными истцами неточностей в справках о доходах как существенных, голосовавшие депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов пришли к убеждению, что административные истцы свой доход уменьшили намеренно, с целью скрыть свой истинный доход перед своими избирателями, имеющими в сельской местности невысокую оплату труда. Депутат Гейнц В.Э. много лет состоял в должности председателя Большеулуйского районного Совета депутатов, много лет представлял справку о доходах и не мог не знать о порядке заполнения справки, при этом скрыл доход в сумме около 145000 рублей. Депутаты Генинг В.Б. и Кудрицкий Е.В. работают в нескольких бюджетных учреждениях сразу, осуществляя свои депутатские полномочия в отношении бюджетных организаций на территории Большеулуйского района могут лоббироваать собственные интересы через указанные учреждения. Кроме того, административные истцы недобросовестно относились к исполнению своих депутатских обязанностей, не принимали участие в заседаниях сессий Большеулуйского районного Совета депутатов, депутаты Кудрицкий Е.В.Генинг В.Б. и Пономарев А.А. не сочли возможным явиться на сессию, на которой рассматривался вопрос о применении к каждому из них меры ответственности за допущенные нарушения, Пономарев А.А. не счёл необходимым представить в Большеулуйский районный Совет депутатов объяснений по поводу допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции при том, что факты нарушения депутатами, фактически, не оспаривались.

У суда отсутствуют основания не согласиться с такой оценкой. С учетом сумм скрытых доходов указанные административным ответчиком обстоятельства позволяли представительному органу местного самоуправления расценить неточности в справках о доходах депутатов Гейнц В.Э., Генинг В.Б. и Кудрицкий Е.В. как умышленные коррупционные и существенные нарушения. Оснований для иной оценки критериев значительности совершенного правонарушения не установлено.

Вопреки доводам представителя административных истцов нарушение депутатами представительного органа местного самоуправления требований антикоррупционного законодательства нарушает интересы Российской Федерации муниципального образования Большеулуйский район, поскольку влечёт неисполнение ими задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, нарушает их право на добросовестное исполнение выборным должностным лицом своих полномочий.

При существенности нарушений, допущенных при представлении справок о доходах влечёт за собой единственно возможную меру ответственности для депутата в виде досрочного прекращения его полномочий и не позволяет применить к нему иную, из числа предусмотренных п.7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" мер ответственности, подлежащих применению при несущественности допущенных нарушениях.

Решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В. Большеулуйским районным Советом депутатов принято с учетом Методических рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах РФ и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности и Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Оспариваемые административными истцами решения органа местного самоуправления приняты в пределах компетенции и порядке, установленном действующим законодательством, вид примененного взыскания определен в соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ. Решение о применении к депутатам Гейнц В.Э., Генинг В.Б. и Кудрицкий Е.В. меры ответственности в виде досрочного прекращения их полномочий принято ответчиком с учетом оценки допущенных нарушений. Иная точка зрения истцов, считающих, что к указанным депутатам должна быть применена другая, более мягкая мера ответственности, о незаконности обжалуемых решений не свидетельствует.

Вместе с тем с решением представительного органа местного самоуправления о признании допущенных депутатом Пономарев А.А. неточностей в справке о доходах за 2020 год существенными и применении к нему крайней меры депутатской ответственности в виде досрочного прекращения полномочий суд согласиться не может.

Присутствовавшая на сессии Большеулуйского районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Большеулуйского района Хлюпина В.В., по чьей инициативе и рассматривался вопрос об ответственности депутатов, заявила и о возможности дифференцированного подхода к мерам ответственности депутата Пономарев А.А. с учетом характера допущенного им нарушения.

Пономарев А.А. не работает в бюджетной организации на территории Большеулуйского района. С учетом объема и характера представленных Пономарев А.А. неточных сведений о доходах своей супруги из ФОМС на сумму 14603 рубля 68 копеек при общем доходе его супруги в размере 773122 рубля 44 копейки, эта неточность не может быть отнесена к коррупционным нарушениям в понимании действующего законодательства. При таких обстоятельствах, а также соблюдая единый подход к оценке допущенных депутатами нарушений, абсолютно очевидным является то, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Пономарев А.А. не соответствует принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности применённой меры ответственности допущенному нарушению и не может повлечь за собой применение столь строгой меры ответственности как досрочное прекращение полномочий депутата. Решение Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутатов Пономарев А.А.» нельзя признать отвечающим требованиям закона, оно нарушает право административного истца на осуществление им депутатских полномочий в составе представительного органа местного самоуправления, оно подлежит признанию незаконным, а иск Пономарев А.А. следует удовлетворить.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч.1). При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета (ч.2). Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ч.3).

Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены. Судебные расходы следует принять на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

административный иск Пономарев А.А. удовлетворить. Признать незаконным решение Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении досрочно в связи с утратой доверия полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края по общетерриториальному списку (Большеулуйского районного Местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия») Пономарев А.А. за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Отказать в удовлетворении административного иска Гейнц В.Э., Генинг В.Б., Кудрицкий Е.В., к Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении досрочно в связи с утратой доверия полномочий депутата Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»

в отношении в отношении депутата по общетерриториальному списку (Большеулуйского районного Местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия») Гейнц В.Э.,

в отношении депутата по общетерриториальному списку (Большеулуйского районного Местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия») Генинг В.Б.,

в отношении депутата по общетерриториальному списку (Большеулуйского районного Местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия») Кудрицкий Е.В.,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 27.04.2022 года.

Судья: