ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6906/2021 от 20.09.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-6906/2021

УИД 28RS0004-01-2021-008880-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.И.,

с участием представителя административного истца Яровенко Т.Ю., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Тесленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Китаевой Татьяны Владимировны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в представлении в собственность земельного участка бесплатно, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Китаева Т.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что садовому обществу *** на основании решения *** от 09.07.1987г. был предоставлен земельный участок. Китаевой Т.В. 10.04.1987г. была выдана членская книжка ***, с этого времени земельный участок находится в ее пользовании. Земельным участком Китаева Т.В. владеет открыто, непрерывно, имущество из владения не выбывало. В течении всего срока владения от администрации г. Благовещенска претензий не предъявлялось. При формировании материалов инвентаризации земельных участков в 1997 году земельный участок в списках землепользователей садового общества *** значится под номером ***, его собственником указана Китаева. На сегодняшний день участку присвоен кадастровый ***, разрешенное использование земли населённых пунктов, правообладателем значится Китаева Т.В., изготовив схему земельного участка в апреле 2021г. Китаева Т.В. сдала ее в администрацию г. Благовещенска для предварительного согласования предоставления истцу в собственность земельного участка, с разрешенным видом использования для ведения садоводства. Администрация г. Благовещенска отказала в предоставлении в собственность земельного участка, указанное решение администрации г. Благовещенска является незаконным, нарушает права и законные интересы Китаевой Т.В.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска № 992/16 от 21.04.2021г. в согласовании предоставления в собственность (за плату) земельного участка, расположенного на территории с/т «Золотая падь» в кадастровом квартале ***, обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление Китаевой Татьяны Владимировны от 16.04.2021г., предоставить в собственность указанный земельный участок бесплатно.

В судебном заседании представитель административного истца настаивалана удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, послужило его нахождение в границах нормативной санитарно-защитной зоны, отображенной от зоны предприятий V класса опасности (П-3), утвержденной решением Благовещенского городской Думы от 27.10.2016г. № 26/100. На данный момент предприятий в зоне не расположено, но их расположение возможно в перспективе, проект зоны и заключение главного санитарного врача отсутствуют.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не представлено. Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Китаева Т.В. 16.04.2021г. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением № 2504з о предварительном согласовании предоставления в собственность (за плату) земельного участка, расположенного по адресу: *** в кадастровом квартале ***, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

21.04.2021г. сославшись на нахождение требуемого земельного участка в границах нормативной санитарно-защитной зоны, отображенной от зоны предприятий V класса опасности (П-3), утвержденной решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100, по основаниям предусмотренным пп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15, п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, администрация города Благовещенска отказала Китаевой Т.В. в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100, предлагаемый к образованию земельный участок расположен в границах нормативной санитарно-защитной зоны, отображенной от зоны предприятий V класса опасности (П-3).

В соответствии с п. 5.1 главы V СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Санитарно-защитные зоны, границы которых в обязательном порядке отображаются на картах территориального зонирования в соответствии с требованиями части 5, части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесены Земельным кодексом Российской Федерации к зонам с особыми условиями территорий, их установление направлено на обеспечение уровня безопасности населения при эксплуатации объектов соответствующего класса опасности в штатном режиме (статьи 104, 105, 106 Земельного кодексаРоссийской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, установление или изменение санитарно-защитной зоны осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Из содержания пунктов 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; оценки риска здоровью населения), а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны).

Как следует из материалов дела и пояснений административного ответчика, какие-либо объекты инженерной инфраструктуры, вокруг которых была установлена санитарно-защитная зона, отсутствуют, как и решение уполномоченного органаоб установлении санитарно-защитной зоны, заключение Главного санитарного врача,экспертиза проекта санитарно-защитной зоны.

При таких обстоятельствах, отказ администрации г. Благовещенска в согласовании предоставления в собственность (за плату) земельного участка, расположенного на территории *** в кадастровом квартале *** является незаконным и необоснованным, нарушает права административного истца, в связи с чем, требования административного истца в части признания незаконным отказа администрации г. Благовещенска № 992/16 от 21.04.2021г. подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного право, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность повторно рассмотреть заявление Китаевой Т.В. от 16.04.2021г.

С учетом того, что административный истец обращалась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании предоставления в собственность земельного участка за плату, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа администрации о предоставлении спорного земельного участка заявителю бесплатно, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Китаевой Татьяны Владимировны к администрации г. Благовещенска удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска № 992/16 от 21.04.2021г. в согласовании предоставления в собственность (за плату) земельного участка, расположенного на территории *** в кадастровом квартале ***.

Обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление Китаевой Татьяны Владимировны от 16.04.2021г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Коршунова Т.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2021 года.