ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/17 от 08.06.2017 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-690/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юсьва 8 июня 2017 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе:

председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,

при секретаре Третьяковой Л.В.,

с участием представителя административного истца Бабина А.В.,

представителя административного ответчика – заместителя прокурора Боталовой Ж.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Юсьвинского муниципального района к прокуратуре Юсьвинского района о признании представления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Юсьвинского муниципального района обратилась в суд с вышеназванным административным иском, свои требования мотивировав тем, что прокуратурой Юсьвинского района в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района Е.М.Н. 05 мая 2017 года направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Предметом представления является установленный, по мнению прокуратуры Юсьвинского района, факт нарушения финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считают, что представление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Представление не содержит указания на установленный уполномоченным органом факт нарушения финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района бюджетного законодательства, выразившийся в неэффективном расходовании бюджетных средств. Оценка эффективности использования бюджетных средств представляет собой содержание деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля. Статья 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет закрытый перечень субъектов, относимых к числу органов государственного (муниципального) финансового контроля. К ним, в частности, относятся: Счетная палата Российской Федерации, контрольно - счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций). В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Отсутствуют доказательства, подтверждающие неэффективное расходование бюджетных средств. Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 07 декабря 2016 года по делу № А50П-505/2016 требования финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 1 признаны недействительными. Данное решение вступило в законную силу. Стоимость оплаченных услуг за оказание юридической помощи не превысила минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатского офиса № 1 г. Кудымкара Пермской объединенной краевой коллегии адвокатов. Более того, 21 марта 2017 года финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района реализовано право, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, на обращение в суд с заявлением по вопросу о взыскании судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, включая расходы на оплату услуг представителя (адвоката П.Ю.В.).

В ходе проведения проверки сотрудником прокуратуры Юсьвинского района не учтены юридически значимые и документально подтвержденные факты, свидетельствующие о соблюдении финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района норм действующего законодательства Российской Федерации при заключении соглашений об оказании юридической помощи. В соответствии с Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 22 декабря 2016 № 147 «Об утверждении структуры администрации Юсьвинского муниципального района» финансовое управление администрации Юсьвинского муниципального района, являясь структурным подразделением администрации Юсьвинского муниципального района, наделено правами юридического лица. В 2016 году в финансовом управлении администрации Юсьвинского муниципального района, являющемся самостоятельным отраслевым органом администрации Юсьвинского муниципального района с правами юридического лица, была проведена выездная проверка специалистом Филиала № 1 ГУ - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. По результатам выездной проверки были составлены решения, с выводами которых финансовое управление администрации района не согласилось. В целях реализации права на оспаривание указанных решений в установленном законодательстве Российской Федерации порядке, а также в условиях отсутствия в штате финансового управления администрации района юриста и (или) специалиста с юридическим образованием, финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района заключены соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу. Реализация указанных расходов не привела к увеличению объемов бюджетных ассигнований, предназначенных на содержание финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района. Оплата расходов произведена по виду расходов 200 «Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», что определяет целевой характер осуществленных расходов. Наличие в структуре администрации Юсьвинского муниципального района юридического отдела, представленного 1 штатной единицей заведующего отделом, не является безусловным ограничением при принятии решений о заключении администрацией Юсьвинского муниципального района и (или) её самостоятельными структурными подразделениями муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на оказание юридических услуг, тем более, требующих наличие специальных узкопрофильных знаний, умений, навыков.

В судебном заседании представитель администрации Юсьвинского муниципального района Бабин А.В. исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просил признать незаконным представление прокуратуры Юсьвинского района об устранении нарушений бюджетного законодательства от 05 мая 2017 года.

Представитель прокуратуры Юсьвинского района Боталова Ж.Л. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что прокуратурой Юсьвинского района по обращению Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района при оплате юридических услуг адвоката. Прокуратурой Юсьвинского района по результатам проверки в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района 05 мая 2017 года внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Согласно соглашениям об оказании юридической помощи юридическому лицу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, адвокат адвокатского офиса № 1 города Кудымкара П.Ю.В. оказывал квалифицированную юридическую помощь Финансовому управлению администрации Юсьвинского муниципального района на общую сумму 30 000 руб. за счет средств, предусмотренных на содержание финансового управления в рамках реализации муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления Юсьвинского муниципального района». Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 25 декабря 2015 года № 41 утверждена структура администрации Юсьвинского муниципального района, в соответствии с которой в структуру администрации Юсьвинского муниципального района входят Юридический отдел и Финансовое управление. Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 30 января 2012 года № 31-р утверждены Положение о юридическом отделе администрации Юсьвинского муниципального района и Должностной регламент заведующей юридическим отделом администрации Юсьвинского муниципального района. В соответствии с п. 3.6 Положения о юридическом отделе администрации Юсьвинского муниципального района, Отдел в соответствии с возложенными на него задачами представляет интересы администрации района и ее структурны: подразделений в суде, арбитражном суде, а также в государственных общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел. На основании п. 3.25 Должностного регламента заведующего юридическим отделом администрации Юсьвинского муниципального района, должностной обязанностью заведующего юридическим отделом администрации Юсьвинского муниципального района является: представлять интересы администрации района и ее структурных подразделений в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществлять ведение судебных и арбитражных дел. Кроме того, согласно Соглашениям об оказании юридической помощи юридическому лицу, источником финансового обеспечения расходов являются средства, предусмотренные на содержание финансового управления в рамках реализации муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления Юсьвинского муниципального района». Согласно целям и задачам муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления в Юсьвинском муниципальном районе», утвержденной Постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от 25 сентября 2015 № 344/6, основной целью Программы является повышение эффективности управления и открытости местного самоуправления в Юсьвинском муниципальном районе, а основными задачами являются: 1. Повышение профессионального уровня главы района, муниципальных служащих района; 2. Развитие межмуниципального взаимодействия при организации деятельности администрации района; 3. Обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг и использованием современных информационно- коммуникационных технологий; 4. Обеспечение оптимальных условий хранения архивных документов; 5. Создание условий для обеспечения исполнения расходных обязательств администрации района; 6. Создание муниципального центра мониторинга. Данная муниципальная программа не предусматривает расходование бюджетных средств на оплату юридических услуг сторонних организаций и лиц, а наоборот, регламентирует повышение профессионального уровня муниципальных служащих с целью эффективности управления и использования бюджетных средств. Таким образом, при наличии в структуре администрации Юсьвинского муниципального района Юридического отдела, задачей которого является представление интересов администрации района и ее структурных подразделений в суде, арбитражном суде, а также ведение судебных и арбитражных дел, Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района, как структурным подразделением администрации района, в нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, т.е. в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, заключены Соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу и неэффективно использованы бюджетные средства. Представление вынесено уполномоченным органом в соответствии с компетенцией, законно и обосновано. Выводы, сделанные в представлении, соответствуют материалам проверки. Представление внесено с целью недопущения впредь нарушений бюджетного законодательства со стороны финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района. Кроме того, в административном исковом заявлении в нарушение ст.125 КАС РФ истец не указал, какие права и законные интересы кого представление прокуратуры района затрагивает и нарушает.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ч.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Юсьвинского района по обращению Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района при оплате юридических услуг адвоката. По результатам проверки прокурором Юсьвинского района в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района 05 мая 2017 года внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что прокуратура района не правомочна делать выводы об эффективном использовании бюджетных средств.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

Также нельзя признать обоснованными доводы административного истца о том, что Финансовое управление как самостоятельное юридическое лицо и в связи с отсутствием в штатном расписании должности юриста вправе самостоятельно принимать решение о заключении договоров на оказание юридических услуг.

Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 25 декабря 2015 года № 41 утверждена структура администрации Юсьвинского муниципального района, в соответствии с которой в структуру администрации Юсьвинского муниципального района входят Юридический отдел и Финансовое управление.

Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 30 января 2012 года № 31-р утверждены Положение о юридическом отделе администрации Юсьвинского муниципального района и Должностной регламент заведующей юридическим отделом администрации Юсьвинского муниципального района.

В соответствии с п. 3.6 Положения о юридическом отделе администрации Юсьвинского муниципального района, Отдел в соответствии с возложенными н него задачами представляет интересы администрации района и ее структурны: подразделений в суде, арбитражном суде, а также в государственных общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел.

На основании п. 3.25 Должностного регламента заведующего юридически отделом администрации Юсьвинского муниципального района, должностной обязанностью заведующего юридическим отделом администрации Юсьвинского муниципального района является: представлять интересы администрации района и ее структурных подразделений в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществлять ведение судебных и арбитражных дел.

Таким образом, то обстоятельство, что Финансовое управление является самостоятельным юридическим лицом, не может служить основанием того, что для оказания юридической помощи управлению необходимо было заключать соглашение об оказании юридической помощи со сторонним лицом.

Согласно соглашениям об оказании юридической помощи юридическому лицу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, адвокат адвокатского офиса № 1 города Кудымкара П.Ю.В. оказывал квалифицированную юридическую помощь Финансовому управлению администрации Юсьвинского муниципального района на общую сумму 30 000 рублей за счет средств, предусмотренных на содержание финансового управления в рамках реализации муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления Юсьвинского муниципального района». Источником финансового обеспечения расходов являются средства, предусмотренные на содержание финансового управления в рамках реализации муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления Юсьвинского муниципального района». Согласно целям и задачам муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления в Юсьвинском муниципальном районе», утвержденной Постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от 25 сентября 2015 № 344/6, основной целью Программы является повышение эффективности управления и открытости местного самоуправления в Юсьвинском муниципальном районе, а основными задачами являются:

1. Повышение профессионального уровня главы района, муниципальных служащих района;

2. Развитие межмуниципального взаимодействия при организации деятельности администрации района;

3. Обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг и использованием современных информационно- коммуникационных технологий;

4. Обеспечение оптимальных условий хранения архивных документов;

5. Создание условий для обеспечения исполнения расходных обязательств администрации района;

6. Создание муниципального центра мониторинга.

Данная муниципальная программа не предусматривает расходование бюджетных средств на оплату юридических услуг сторонних организаций и лиц, а наоборот, регламентирует повышение профессионального уровня муниципальных служащих с целью эффективности управления и использования бюджетных средств. Таким образом, при наличии в структуре администрации Юсьвинского муниципального района Юридического отдела, задачей которого является представление интересов администрации района и ее структурных подразделений в суде, арбитражном суде, а также ведение судебных и арбитражных дел, Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального района, как структурным подразделением администрации района, в нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, т.е. в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, заключены Соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу и неэффективно использованы бюджетные средства.

Представление внесено в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» правомочным лицом, является законным и обоснованным.

Поскольку прокурор Юсьвинского района при внесении представления действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, у суда отсутствуют основания для признания представления незаконным и необоснованным.

Кроме того, в административном исковом заявлении в нарушение ст.125 КАС РФ административный истец не указал, чьи права и законные интересы представление прокурора района затрагивает и нарушает.

Таким образом, основания, позволяющие суду удовлетворить административное исковое заявление, отсутствуют. Следовательно, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Юсьвинского муниципального района к прокуратуре Юсьвинского района о признании незаконным представления прокурора Юсьвинского района от 5 мая 2017 года, внесенного в адрес главы администрации Юсьвинского муниципального района, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 13 июня 2017 года.

Председательствующий: Е.В. Баяндина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>