ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/19 от 15.10.2019 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-690/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года Пермский край г.Верещагино

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Поповой С.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино административное дело по административному исковому заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Верещагинский многопрофильный техникум» к Военному комиссару Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края ФИО3 о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений действующего законодательства в области воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организации от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» обратилось в суд с вышеназванным административным иском.

Требования мотивированы следующими обстоятельствами: 23.08.2019 в отношении ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» комиссией военного комиссариата Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края проведена проверка, по результатам которой Военным комиссаром ФИО3 26.08.2019 выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Считает предписание незаконным, так как проверка проведена с нарушением требований действующего законодательства, а также в п.10 предписания включено нарушение, указывающее на отсутствие в организации освобожденного работника, осуществляющего воинский учет, исполнение которого невозможно без привлечения третьих лиц, а именно учредителя -Министерства образования и науки Пермского края. Просят признать предписание незаконным и отменить его.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивает на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что военкомат при проведении проверок должен руководствоваться требованиями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в частности план проведения проверок утверждается военным комиссаром Пермского края, и размещается в сети Интернет на сайте военкомата и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, что не было исполнено. Нарушение порядка проведения проверки влечет признание ее результатов недействительным.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав представителей сторон, свидетеля, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 07.12.2012 №1609 и от 02.10.1998 N 1175 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

Согласно п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе, проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности.

На основании п. 33 Положения о воинском учете (утв.Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Указанный контроль осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (далее - Инструкция N 495).

В силу п. 3 приложения 2 к Инструкции N 495 военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в учреждениях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете.

Государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны осуществлять воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п. 6, 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности).

Контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Инструкции N 495.

Частью 8 ст. 9 Закона Закон N 294-ФЗ предусмотрены основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, которым является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, законности проведения оспариваемой проверки ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» по вопросам организации осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе и выдаче предписания.

Из материалов дела усматривается, что проведение проверки ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» запланировано на 23.08.2019 и осуществлено в соответствии с п.12 Плана подготовки военного комиссариата Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края на 2019, утвержденного военным комиссаром Пермского края М. (л.д.70-72), а также Планом проведения плановых проверок организаций (учреждений и предприятий) на 2019 г., утвержденного военным комиссаром (Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края) ФИО3 и главой муниципального района – главой администрации Верещагинского муниципального района К. (л.д. 35-37).

Приказ о проведении плановой проверки по вопросам организации осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе в ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум», издан военным комиссаром (Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края) ФИО3 07.08.2019 (л.д. 33-34).

Уведомление о проведении проверки направлено в адрес директора ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» 07.08.2019 и получено специалистом по кадрам П. 13.08.2019 (л.д. 41), то есть более чем за три дня до проведения проверки.

По результатам проверки выявлены нарушения, устранить которые предписано до 23.10.2019, о чем выдано соответствующее предписание.

Не согласившись с указанным предписанием, административный истец обратился с настоящим иском, требуя признать предписание незаконным и отменить его.

Одним из доводов оспаривания предписания истец указывает на нарушение порядка согласования плана проведения проверок на текущий год. По мнению представителя административного истца, план проведения проверок должен быть утвержден военным комиссаром Пермского края и размещен в сети Интернет на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Однако, как следует из п. 2 ч. 2 ст. 20 данного Федерального закона к грубым нарушениям требований относятся отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Поскольку данная проверка была плановой, план проведения проверок утвержден, порядок ее проведения не нарушен, выданное предписание от ДД.ММ.ГГГГ законно и обосновано, отмене не подлежит.

Доводы представителя административного истца в части незаконности и невозможности исполнения п.10 предписания, указывающего на отсутствие в организации освобожденного работника, осуществляющего воинский учет без участия учредителя - Министерства образования и науки Пермского края, необоснованны.

ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» является юридическим лицом, в силу правоспособности может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п. 9 Положения о воинском учете воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, данным положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны.

Исходя из названного пункта за состояние воинского учета, осуществляемого государственными (муниципальными) учреждениями, отвечают руководители этих учреждений. Они должны назначить работников учреждения, ответственных за ведение воинского учета.

Согласно п.п. «б» п.12 Положения о воинском учете, число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм: 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан.

Факт того, что в организации истца числится более 500 работающих и обучающихся граждан, подлежащих призыву на военную службу, представителем истца не оспаривается.

В ходе рассмотрения в суде дела об административном правонарушении № 5-998/2019 мировым судьей и судьей апелляционной инстанции, установлено, что в ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» имеются работающие: 88, обучающиеся-105, из них граждан, пребывающих в запасе: работающих -11, обучающихся-19, граждан подлежащих призыву на военную службу-571, незабронированных граждан, пребывающих в запасе-130 (л.д.67-69).

В организации истца данное требование не исполнено, обязанности по ведению воинского учета распределены между специалистом по кадрам П. и секретарем учебной части Т., а освобожденный работник, осуществляющий воинский учет, отсутствует, что не соответствует закону.

Законность и обоснованность в предписании иных нарушений, выявленных в результате проверки, истцом не оспаривается.

На основании изложенного, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Верещагинский многопрофильный техникум» к Военному комиссару Верещагинского, Карагайского, Очерского и Сивинского районов Пермского края ФИО3 о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений действующего законодательства в области воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2019.

Судья И.В.Мохнаткина