ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/20 от 18.06.2020 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-690/2020

Решение

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: судьи Левиной З.А., при секретаре Фомине А.А., с участием представителя административного истца ФИО1 (доверенность <данные изъяты> от 10.09.2019г.), представителя административного ответчика ФИО2 (доверенность № от 01.11.2019г.), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) «Военный комиссариат Саратовской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Свои требования основывает на следующем.

17.12.1990г. ФИО3 был уволен с военной службы по выслуге установленного срока действительной службы, до этого времени, в период с июля 1983г. по март 1987г., в звании мичмана проходил службу на атомной подводной лодке БПЛ «К-398», входившей в состав ядерного оружейного комплекса СССР. В настоящее время является военным пенсионером, состоит на учете в Саратовском областном военном комиссариате. Указом Президента РФ №1563 от 23.08.2000г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» и Указа Президента РФ №949 от 09.08.2005г. установлена надбавка к денежному довольствию военнослужащим, проходившим военную службу на объектах ядерного оружейного комплекса СССР-России.

06.03.2020г. ФИО3 обратился к административному ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности увеличения размера пенсии в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» № 1563 от 23.08.2000г.

Согласно ответу Военного комиссариата Саратовской области от 30.03.2020г. № 313, в настоящее время оснований для отказа в реализации права ФИО3 не имеется, при этом рекомендовано для рассмотрения права на соответствующее увеличение оклада по воинской должности, применяемого в расчет при исчислении пенсии, в том числе начальные сроки реализации права, письменно обратиться в 12 Главное управление Минобороны России (войсковая часть 31600) по адресу: 119160 г. Москва К-160, с целью получения сведений, подтверждающих участие военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ.

Административный истец полагает, что данный ответ не содержит выводов относительно заявления ФИО3 об увеличении размера пенсии. Указал, что ответ носит разъяснительный характер и не содержит решения о перерасчете, либо об отказе в перерасчете размера пенсии.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать бездействие административного ответчика по решению вопроса о перерасчете пенсии на основании Указа Президента РФ №1563 от 23.08.2000г., а также рекомендации о принятии административным истцом самостоятельных мер по осуществлению социальной защиты содержащийся в ответе ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» от 30.03.2020г., незаконным и противоречащим п. 2,11,39,40 «Положения о военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012г. №1069 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», обязать ответчика рассмотреть по существу вопрос о перерасчете пенсии, в соответствии с Указом Президента РФ №1563 от 23.08.2000г.

Административный истец ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные выше изложенным.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. В обоснование возражений указала, что требования административного истца не относятся к компетенции военного комиссариата и органом уполномоченным разрешать вопрос об увеличении оклада по воинской должности ФИО3 принимает командир военной части 31600. Так, в Министерстве обороны РФ организация работы по определению прав военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, мер социальной поддержки (установленные Указом Президента России от 23.08.2000г. №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса России»), в том числе начальные сроки их реализации, контроль за правильностью их реализации и подтверждения участия военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, возложены на 12 Главное управление Минобороны России (войсковая часть 31600). Поскольку военные комиссариаты сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к одному из видов деятельности, указанных в Указе Президента России, не располагают, вопрос пересмотра пенсий решается после предоставления командиром войсковой части 31600 необходимых сведений (списков военных пенсионеров), которые на день увольнения с военной службы привлекались к указанным видам деятельности. Кроме того, в соответствии с п. 14 и п. 15 Порядка организации работы военных комиссариатов субъектов РФ по назначению и перерасчету пенсии отдельной категории пенсионеров, утвержденный заместителем министра обороны РФ от 29.05.2017г. рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права на установление (увеличение, повышение) окладов по воинским должностям и соответственно на пересмотр пенсии лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих правовых актов РФ, отнесено к компетенции того органа военного управления, в котором военнослужащий проходил службу на день увольнения.

Заинтересованное лицо Войсковая часть №31600 Министерство обороны России о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии со ст.33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст.10 Федерального закона № 59-ФЗ).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В силу п. 10 раздела III Положения, Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации - обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (пп. 9 п. 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (пп. 43 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации). Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012г. № 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п. 4 Положения о военных комиссариатах).

Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016г. № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений ст.ст. 1 (ч. 1), 2, 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абз.3 п.2 Постановления).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (п. 4 Постановления).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основанным в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения (абз.4 п. 5 Постановления).

Из приведенных нормативных положений следует, что реализация гражданином, уволенным с военной службы, права на получение социального обеспечения, включающего право на меры социальной поддержки (социальные гарантии и льготы), осуществляется путем принятия уполномоченным органом - соответствующим военным комиссариатом - решения о предоставлении такому гражданину с учетом продолжительности его военной службы соответствующих мер социальной поддержки. Принятию военным комиссариатом решения о предоставлении гражданину, уволенному с военной службы, мер социальной поддержки предшествуют проверка и оценка этим органом на основании представленных гражданином документов наличия у него установленной законом продолжительности военной службы и в связи с этим наличия права на получение мер социальной поддержки. При этом военный комиссариат обязан осуществлять информационную работу по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, то есть работу по разъяснению законодательства Российской Федерации, касающегося вопросов пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей.

Таким образом, именно на основании действий военного комиссариата как уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение и реализацию мер социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, направленных на установление условий для получения гражданином, уволенным с военной службы, мер социальной поддержки, в том числе определения продолжительности военной службы, данный гражданин получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на льготы, установленные законом.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.03.2020г. ФИО3 обратился к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» с заявлением о рассмотрении по существу вопроса об увеличении размера пенсии в соответствии с положениями Указа Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» №1563 от 23.08.2000г. (л.д. ).

Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» ФИО3 пояснено следующее: «в Министерстве обороны Российской Федерации организация работы по определению права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, на установленные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» меры социальной поддержки, контроль за правильностью их реализации и подтверждение участия военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, возложены на 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть 31600). Поскольку военные комиссариаты сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к одному из видов деятельности, указанных в Указе Президента Российской Федерации, не располагают, вопрос пересмотра пенсий разрешается после представления командиром войсковой части 31600 необходимых сведений (списков военных пенсионеров), которые на день увольнения с военной службы привлекались к указанным видам деятельности. В настоящее время оснований для отказа в реализации Вашего права не имеется. На основании вышеизложенного, для рассмотрения права на соответствующее увеличение оклада по воинской должности, применяемого в расчет при исчислении пенсии, в том числе начальные сроки реализации права, рекомендую Вам письменно обратиться в 12 Главное управление Минобороны России (войсковая часть 31600)».

Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В целях обеспечения эффективной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, Президентом РФ 23.08.2000г. был издан Указ № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», п. 1 которого был утвержден прилагаемый к Указу «Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки».

Данным Указом предусмотрено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию. Эта мера социальной поддержки определена Президентом Российской Федерации как адресная и установлена исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации. По смыслу названного Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия.

Министерством обороны Российской Федерации организация работы по определению права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, на установленные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» меры социальной поддержки, контроль за правильностью их реализации и подтверждение участия военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, возложены на 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть 31600).

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ).

Из изложенного следует, что меры социальной поддержки являются одним из элементов гарантированного каждому Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки определяются законом.

Между тем административный ответчик, положения приведенных норм права, возлагающих на органы государственной власти, в данном случае на военные комиссариаты, обязанность по реализации мер социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и предполагающих в связи с этим, до предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки, осуществление надлежащей проверки правовых оснований для предоставления таких мер (в частности, наличие у гражданина права на соответствующее увеличение оклада по воинской должности), при рассмотрении заявления ФИО3 не применил.

Как следует из оспариваемого ФИО3 ответа, административный ответчик указал заявителю, что Военным комиссариатом Саратовской области вопрос пересмотра пенсий разрешается после предоставления командиром войсковой части 31600 необходимых сведений, в связи с чем, «для рассмотрения права», рекомендовано ФИО3 обратится в 12 ГУ Минобороны России (войсковая часть 31600).

Каких-либо нормативных актов, определяющих порядок обращения с указанным заявлением, равно как и определяющих список документов, предоставление которых является необходимым при таком обращении, не имеется.

Исходя из Положения о военных комиссариатах, устанавливающего их основные задачи, среди которых: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов; осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам, военные комиссариаты, в силу изложенного, уполномочены производить перерасчет (увеличение размера) пенсии лицам уволенным с военной службы, в случае наличия у заявителей соответствующего права.

Поскольку в тексте указанного выше ответа не имеется сведений ни о рассмотрении требований административного истца относительно увеличения (отказе в увеличении) размера пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563, ни информационных сведений об организации уполномоченной рассмотреть такое заявление административного истца по существу, суд приходит к выводу, что ответ, данный 11.03.2020г. ФИО3, не соответствует требованиям норм названного выше законодательства, в том числе ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ.

Ссылка административного ответчика на п. 14 Порядка организации работы военных комиссариатов субъектов РФ по назначению и перерасчету пенсий отдельной категории граждан, утвержденный заместителем Министра обороны РФ от 29.05.2017г., в соответствии с которым, рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права на установление (увеличение, повышение) окладов по воинским должностям и соответственно, на пересмотр пенсии лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих правовых актов РФ, отнесено к компетенции того органа военного управления, в котором военнослужащий проходил военную службу на день увольнения, является необоснованной. Поскольку, указанное положение не отменяет обязанности военного комиссариата, закрепленной в п.п. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах (основные задачи) и противоречит сведениям, указанным административным ответчиком в ответе ФИО3 от 11.03.2020г., о том, что вопрос о перерасчете пенсии разрешается военным комиссариатом после предоставления необходимых сведений.

Административный ответчик, в рамках предоставленных ему полномочий, не лишен правовой возможности получения необходимых сведений (списков военных пенсионеров, которые на день увольнения привлекались к определённым видам деятельности) в целях рассмотрения заявления ФИО3 по существу.

Таким образом, направленный ответ в адрес административного истца не разрешает поставленный им вопрос об увеличении размера пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563. То обстоятельство, что организация работы по определению права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, на установленные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» меры социальной поддержки, контроль за правильностью их реализации и подтверждение участия военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, возложены на 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть 31600), не освобождает военный комиссариат Саратовской области от обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения граждан уволенных с военной службы, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 39 Положения о военных комиссариатах).

Предусмотренная ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена - надлежащих доказательств рассмотрения заявления административного истца по существу поставленных в нем вопросов, не представлено.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, поскольку в бездействии административного ответчика по разрешению заявления ФИО3 об увеличении размера пенсии усматривается наличие нарушения норм Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части направления письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положения о военных комиссариатах, что нарушает законные права и интересы административного истца, и препятствует реализации его конституционного права на социальное обеспечение, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании незаконным бездействия военного комиссариата Саратовской области по не рассмотрению по существу заявления ФИО3 от 06.03.2020г. об увеличении размера пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563.

В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на военный комиссариат Саратовской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 от 06.03.2020г. об увеличении размера его пенсии в соответствии с Указом Президента РФ №1563 от 23.08.2000г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ».

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» по не рассмотрению по существу заявления ФИО3 от 06.03.2020г. об увеличении размера пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000г. № 1563.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области» повторно рассмотреть заявление ФИО3 от 06.03.2020г. об увеличении размера его пенсии в соответствии с Указом Президента РФ №1563 от 23.08.2000г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ».

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 25 июня 2020 года.

Судья З.А. Левина