ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/20 от 22.05.2020 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-690/2020

УИД 56RS0033-01-2019-000960-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Орск Оренбургской области 22 мая 2020 года

Советский районный суд города Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Калининой О.Н.

при секретаре судебного заседания Трошиной И.В.,

с участием административного истца Дюндина В.А.,

представителей административных ответчиков Макаровой О.А., Насыровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дюндина В.А. об оспаривании ответа исполняющего обязанности заместителя министра Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Здоровой Е.С. от 26.03.2019 №11/1183, обязании временно исполняющего обязанности Губернатора Оренбургской области Паслера Д.В. предоставить для ознакомления текст Соглашения, заключенный между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс»,

установил:

Дюндин В.А. обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что 16.03.2019 через официальный сайт Правительства Оренбургской области он обратился с запросом, в котором просил предоставить для ознакомления текст Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс».

26.03.2019 по электронной почте он получил ответ временно исполняющей обязанности заместителя министра Министерства экономического развития Оренбургской области Здоровой Е.С., в котором ему было отказано в предоставлении запрашиваемой информации, поскольку Соглашение содержит условие конфиденциальности и не подлежит разглашению. Ссылок на законодательство Российской Федерации ответ не содержит. Данный отказ в предоставлении информации считает незаконным, нарушающим право граждан на получение информации о деятельности государственных органов, установленное ст. 29 Конституции РФ, а также предусмотренное Федеральным законом №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» право на получение гражданами достоверной информации о деятельности государственных органов. Просит суд признать незаконным решение временно исполняющего обязанности заместителя министра Министерства экономического развития Оренбургской области Здоровой Е.С. от 26.03.2019 об отказе в предоставлении информации по запросу от 16.03.2019, обязать временно исполняющего обязанности Губернатора Оренбургской области Паслера Д.В. предоставить ему для ознакомления полный текст Соглашения, заключенного между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс».

В судебном заседании Дюндин В.А. доводы административного иска поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 2006 года установлен перечень видов сведений, доступ к которым не может быть ограничен, среди которых (п.3) указана информация о деятельности государственных и муниципальных органов. Согласно Федеральному закону № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к такой информации отнесены данные, созданные в пределах своих полномочий государственными органами либо сведения, поступившие в данные органы. Одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является доступность и открытость информации о деятельности государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами. В соответствии с положениями ст. 5 того же закона, доступ к информации о деятельности государственных органов ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном Федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, устанавливается Федеральным законом. Согласно ст.3 Закона Оренбургской области «О Правительстве Оренбургской области», Правительство Оренбургской области осуществляет свою деятельность на основе принципов народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности и гласности для обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Принцип гласности означает обязанность Правительства действовать открыто и корреспондируется с правом граждан на территории области, в том числе его права, знать об этой деятельности. Однако данное право было нарушено.

Пояснил, что ему было предложено прочитать текст Соглашения, однако снять с него копии не разрешили, сославшись на наличие в нем пункта о конфиденциальности. Однако, по его мнению, это не является ознакомлением, которое включает в себя снятие копий, в том числе с помощью фотографирования.

Полагал, что условие конфиденциальности, включенное в Соглашение Правительства по требованию частной компании, нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы населения Оренбургской области, поэтому данное условие ничтожно. Правительство не должно его учитывать в своих отношениях с населением и с гражданами Оренбургской области. В соответствии с положениями ФЗ № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», главы 34 КАС РФ просил обязать Губернатора и председателя Правительства Оренбургской области Паслера Д.В. предоставить ему для ознакомления полный, без изъятия, текст Соглашения, заключенного 14.02.2019 года между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс».

Представитель административных ответчиков Макарова О.А. указала, что решение министерства об отказе в предоставлении текста Соглашения является законным. Полагала, что информация о деятельности органа административному истцу была предоставлена, в ответе указано, что Соглашение о социально-экономическом партнерстве, подписанное Правительством и ПАО «Т Плюс», определяет порядок сотрудничества и деятельности сторон, направленные на социально-экономическое развитие Оренбургской области. Указала, что согласно Федеральному закону № 8 от 09.02.2009, не вся информация о деятельности государственных органов подлежит предоставлению, в частности, в случае отнесения ее к информации ограниченного доступа. Также сослалась на ст. 9 Федерального закона №149 об обязательности соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Право административного истца на доступ к информации не нарушено, поскольку соответствующая информация ему предоставлена. Текст соглашения не мог быть предоставлен, поскольку п. 4.1 Соглашения содержит условия о его конфиденциальности.

Представитель административного ответчика Насырова С.В. просила отказать в удовлетворении требований административного истца. Суду пояснила, что положение Соглашения о его конфиденциальности определено сторонами в соответствии с гражданским законодательством, данное положение предполагает определенный режим, в том числе режим коммерческой тайны, так как второй стороной Соглашения является коммерческая организация, в силу чего также действует Федеральный закон «О коммерческой тайне». Доступ к информации о деятельности, которая, в том числе, содержит коммерческую тайну, не предполагает ни ее копирование, ни фотографирование. Полный текст Соглашения был предоставлен истцу для ознакомления, чтобы он мог убедиться, что его права никаким образом не затрагиваются, чем обеспечен доступ к информации. Также информация о заключении Соглашения и его основных направлениях была размещена на сайтах СМИ и являлась общедоступной.

От представителя заинтересованного лица ПАО «Т Плюс» 06.05.2020 поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении требований отказать, поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и свобод, а также наступления для него негативных последствий. Поскольку Соглашение содержит сведения как о деятельности государственного органа, так и организации, информация может быть открытой только в части, касающейся деятельности государственного органа. Соглашение определяет порядок сотрудничества бизнеса и региона, направлено на укрепление социально-экономического партнерства и реализацию проектов в социальной сфере, при этом п. 4.1 Соглашения содержит условие о конфиденциальности его условий и условий дополнительных соглашений к нему. В соответствии с п.7 ч.2 Федерального закона №149-ФЗ конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Кроме того, информация о заключенном Соглашении была размещена на сайте Правительства Оренбургской области.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Согласно ч.2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 9 этого же Закона, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Порядок получения гражданином информации от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц также установлен Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Согласно ч.ч.1,2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (ч.4. ст.9 данного Закона).

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

Невозможность предоставления государственным органом запрашиваемой информации, в случае ее отнесения к информации ограниченного доступа, закреплена также в п.4 ч.1 ст.20 данного Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что 16.03.2019 через официальный сайт Правительства Оренбургской области Дюндин В.А. обратился с заявлением о предоставлении ему текста Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного 14.02.2019 между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс» на Российском инвестиционном форуме в г.Сочи. Заявление адресовано Министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.

26.03.2019 по электронной почте Дюндиным В.А. получен ответ исполняющего обязанности заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Здоровой Е.С., согласно которому Соглашение о социально-экономическом партнерстве, подписанное между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс» в рамках работы Российского инвестиционного форума, состоявшегося в г.Сочи 14-15 февраля, определяет порядок сотрудничества и деятельность сторон, направленные на социально-экономическое развитие Оренбургской области. Поскольку одним из пунктов Соглашения предусмотрено, что его условия конфиденциальны и не подлежат разглашению, Дюндину В.А. сообщено об отсутствии возможности направления текста Соглашения.

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ определено, что конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 года № 188, к сведениям конфиденциального характера относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Понятие коммерческий тайны дано в Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и предусматривает режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Соответственно, информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

В судебном заседании исследован п.4.1 Соглашения от 14.02.2019, заключенного между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс», согласно которому условия Соглашения и дополнительные соглашения к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

Таким образом, решение о невозможности направления текста Соглашения от 14.02.2019, изложенное в ответе заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Здоровой Е.С. от 26.03.2019, нельзя признать незаконным. Данный ответ соответствует требованиям ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ.

Как установлено судом и не оспаривалось административным истцом, Дюндину В.А. была предоставлена возможность ознакомиться с текстом Соглашения без возможности его копирования, однако он данным способом получения доступа к информации не воспользовался.

Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что действиями исполняющего обязанности министра Здоровой Е.С., выразившимися в отказе в предоставлении копии истребуемого Соглашения, нарушены его права и свободы или возникли неблагоприятные для него последствия.

Обоснованность включения условий о конфиденциальности в Соглашение, одной стороной которого является государственный орган, не является предметом настоящего административного иска.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления Дюндина В.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Дюндина В.А. об оспаривании ответа исполняющего обязанности заместителя министра Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Здоровой Е.С. от 26.03.2019 №11/1183, обязании временно исполняющего обязанности Губернатора Оренбургской области Паслера Д.В. предоставить для ознакомления текст Соглашения, заключенный между Правительством Оренбургской области и ПАО «Т Плюс», – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд города Орска Оренбургской области в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2020 года

Судья подпись О.Н. Калинина