ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/20 от 28.08.2020 Озерского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 августа 2020 года г.о. Озёры

Озерский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Котовой О.А.,

при секретаре ФИО53,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-690/20 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО9, ФИО48 Зои ФИО48, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО3, ФИО4, ФИО25, ФИО26, ФИО44 ФИО42, ФИО44 ФИО43, ФИО27, ФИО28, ФИО5, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО7, ФИО8, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Совету депутатов городского округа <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении городского округа <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>»,

у с т а н о в и л:

административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>», мотивируя свои требования тем, что являются жителями г.о. Озёры <адрес>. В обоснование иска указали, что перечень вопросов местного значения городских округов определен в статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Перечень вопросов местного значения является исчерпывающим и вопросы преобразования муниципальных образований в них не входят. Вопрос преобразования муниципального образования не относится к вопросам, в отношении которых Совет депутатов наделен собственными полномочиями, поскольку не является вопросом местного значения. Вопрос о согласии (несогласии) преобразования решается самим населением, представительный орган лишь выражает итоговое мнение населения. Представительный орган выражает не то мнение, которое он принял на заседании, а то, что было принято населением. Мнение населения г.о. Озёры по вопросу преобразования г.о. Озёры является противоположным указанному в оспариваемом решении. На публичные слушания были предоставлены подписи более 8,3 тыс. жителей городского округа Озёры против объединения. Согласно официально озвученным на публичных слушаниях данным - за объединение подписались около 1,4 тыс. человек. Решение Совета депутатов г.о. Озёры от ДД.ММ.ГГГГ полностью противоречит мнению жителей г.о. Озёры по вопросу объединения. Проведение публичных слушаний является обязательным условием при рассмотрении вопросов об объединении, они призваны обеспечить учет мнения населения; место проведения публичных слушаний должно быть указано в решении Совета депутатов, само решение Совета депутатов о проведении публичных слушаний должно быть опубликовано в Вестнике городского округа Озеры. В первоначально опубликованном решении Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что слушания будут проведены в режиме онлайн-конференции. Позже в решение были внесены изменения, согласно которым в случае снятия режима повышенной готовности сил и средств публичные слушания будут проведены в здании администрации. В итоге публичные слушания были проведены в здании дворца культуры. Изменения в решение Совета депутатов в части изменения места и способа проведения публичных слушаний не вносились, возможность участия в слушаниях в режиме онлайн-конференции не была обеспечена. Жители городского округа были запутаны и лишены возможности участия в публичных слушаниях. Советом депутатов были выбраны рабочие время и рабочие дни для проведения публичных слушаний, что повлекло нарушение прав граждан на реализацию местного самоуправления. Административные истцы полагают, что в законном порядке публичные слушания проведены не были.

Административный истец ФИО20 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме. Указал, что оспариваемое решение Совета депутатов г.о. Озёры нарушает права жителей городского округа. Место проведения публичных слушаний переносилось, не все граждане смогли приехать в дом культуры, автобусов для всех желающих не хватило. ДД.ММ.ГГГГ по почте были направлены копии более 8000 подписей жителей г.о. Озеры против объединения городских округов. Оригиналы подписей были представлены на заседании Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ. Депутаты должны были учесть мнение 8000 жителей, выступивших против объединения городских округов. Решение Совета депутатов г.о. Озёры от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку не отражает объективного мнения населения по вопросу объединения городских округов.

Административный истец ФИО48 в судебном заседании пояснила, что на публичных слушаниях жителям округа не дали выступить. Номер телефона, указанный в газете «Заря», не отвечал. Публичные слушания начались на 3 этаже администрации, затем были перенесены во дворец культуры. Многие жители не пошли во дворец культуры. Отсутствовала надлежащая организация слушаний.

Административный истец ФИО27 в судебном заседании пояснил, что Совет депутатов при принятии решения не учел мнение большинства жителей городского округа Озёры, выступивших против объединения городских округов.

Административные истцы ФИО58, ФИО24, ФИО19, ФИО16 в судебном заседании требования поддержали в полном объеме.

Административные истцы ФИО57, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО17. ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО41 Н.Н., ФИО41 Н.П., ФИО25, ФИО26, ФИО42, ФИО43, ФИО28, ФИО5, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО7, ФИО37, ФИО46 А.Д., ФИО39, ФИО40 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Представитель Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> по доверенности ФИО54 в судебном заседании требования административных истцов не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Пояснил, что согласно п.7 решения Совета депутатов г.о. Озёры от ДД.ММ.ГГГГ предложения и замечания граждан по вопросу об объединении городских округов принимались до ДД.ММ.ГГГГ включительно посредством почтовой связи по адресу: <...> <адрес> или по электронной почте. Копии подписей жителей были направлены по почте ДД.ММ.ГГГГ. Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний была доведена до сведения жителей г.о. Озёры всеми доступными способами. Решение принято Советом депутатов в пределах полномочий и в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения административных истцов ФИО20, ФИО27, ФИО8, ФИО24, ФИО19, ФИО48, ФИО16, представителя Совета депутатов г.о. Озёры ФИО54, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части второй статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов г.о. Озёры <адрес> выступил с инициативой об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>; принял решение обратиться к Совету депутатов Коломенского городского округа <адрес> с предложением поддержать инициативу Совета депутатов городского округа Озёры <адрес>, назначить и провести ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 до 16-00 на территории городского округа Озёры публичные слушания в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>.

Данное решение было опубликовано в установленном порядке в официальном СМИ (газета «Вестник городского округа Озёры» от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания были проведены; составлен протокол публичных слушаний, который был опубликован в СМИ (газета «Вестник городского округа Озёры» от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов городского округа <адрес> согласился на объединение городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 Закона).

При этом объединение городских округов осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований (часть 3.3 статьи 13 Закона).

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов городского округа Озёры была выдвинута инициатива преобразования муниципальных образований городского округа Озёры и Коломенского городского округа путем их объединения.

В этой связи решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов городского округа Озёры <адрес> назначил проведение публичных слушаний по вопросу объединения территорий городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>.

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Озёры <адрес> утвержден решением Совета депутатов городского округа Озёры от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было определено: «Назначить и провести ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 до 16-00 на территории городского округа Озёры публичные слушания в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>».

Назначение проведения публичных слушаний в режиме «онлайн-трансляции» было связано с введением в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ).

Решением Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Озёры <адрес> были внесены изменения: «11.1 Проведение публичных слушаний в период действия на территории <адрес> и городского округа Озёры <адрес> режима повышенной готовности для органов и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет».

Кроме того, решением Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 3 решения от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно которым: «В случае отмены на территории <адрес> режима повышенной готовности для органов и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенные к проведению в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет публичные слушания проводятся в очной форме. Место проведения публичных слушаний в очной форме: <адрес>, <...> <адрес>, зал заседаний, 3 этаж. Предложения и замечания граждан по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> принимаются ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в письменной форме с 09-00 до 12-00 и с 14-00 до 17-00 до ДД.ММ.ГГГГ включительно по адресу: <адрес>, <...> <адрес> (каб. 305)».

Как следует из протокола публичных слушаний, слушания были начаты ДД.ММ.ГГГГ в 14-00 по адресу: <адрес>, <...> зал заседаний, 3 этаж, но в связи с невозможностью размещения всех желающих продолжены по адресу: <адрес>, г.о. Озеры, <адрес> здании дворца культуры МУК «Городской центр культуры и досуга».

В судебном заседании установлено, что участники публичных слушаний после окончания регистрации на автобусах были доставлены в здание дворца культуры.

По мнению суда, само по себе перенесение места проведения публичных слушаний из здания администрации городского округа Озёры во дворец культуры с соблюдением порядка и процедуры проведения публичных слушаний, не может служить безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого решения.

Одновременно велась онлайн трансляция публичных слушаний на официальной странице администрации городского округа Озёры <адрес> в сети «Instagram» (http://www.instagram.com/adm_ozery/).

Жители городского округа Озёры, которые не смогли лично присутствовать на публичных слушаниях, имели возможность принять участие в публичных слушаниях в электронном формате по средствам видеоконференции на платформе «ZOOM».

Доводы административных истцов в части того, что жителям не была обеспечена возможность участия в публичных слушаниях в режиме видеоконференции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Доводы административных истцов о том, что проведение публичных слушаний в рабочий день и рабочее время не служит целям и задачам проведения публичных слушаний, влечет нарушение прав граждан на реализацию местного самоуправления, суд считает необоснованными.

В силу п.6.3 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Озёры <адрес>, место, дата и сроки проведения публичных слушаний устанавливаются решением о проведении публичных слушаний. При этом, каких-либо ограничений на проведение публичных слушаний в рабочий день и рабочее время указанный порядок не содержит.

При наличии трудовой занятости в период проведения публичных слушаний и невозможности личного участия в слушаниях, жители городского округа имели право направить свои замечания и возражения в письменной форме по адресу: <адрес>, <...> <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.4 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Озёры <адрес>, мнение жителей городского округа, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, в соответствии с которой, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемое решение Совета депутатов г.о. Озёры не отражает мнение населения городского округа, суд считает несостоятельными, поскольку ни статья 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, ни положения Устава городского округа Озёры не предусматривают возможность вынесения данного вопроса на всеобщее голосование.

Доводы административных истцов в части того, что при принятии оспариваемого решения Советом депутатов г.о. Озёры не были учтены подписи более 8,3 тыс. жителей округа опровергаются протоколом публичных слушаний, согласно которого ФИО20, являющийся административным истцом по делу, в ходе публичных слушаний передал председателю Совета депутатов г.о. Озёры ФИО55 копию заявления с 8375 подписями жителей городского округа Озёры против объединения.

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, согласие населения при объединении городских округов выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых городских округов.

Выраженное в решении от ДД.ММ.ГГГГ мнение не является обязательным для уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, который вправе и не поддержать (отклонить) инициативу органов местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований.

Доводы истцов о том, что административный ответчик не имел полномочий на решение вопросов об объединении территории городских округов, суд считает несостоятельными, данные доводы находятся в противоречии с совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании норм права.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> было принято в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Озёры <адрес>, законодательству не противоречит, права и законные интересы административных истцов не нарушает.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2, ФИО9, ФИО48, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО41 Н.Н., ФИО41 Н.П., ФИО25, ФИО26, ФИО45, ФИО47, ФИО27, ФИО28, ФИО5, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО7, ФИО8, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Совету депутатов городского округа <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении городского округа <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>».

Руководствуясь статьями 177-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО9, ФИО48 Зои ФИО48, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО3, ФИО4, ФИО25, ФИО26, ФИО44 ФИО42, ФИО44 ФИО43, ФИО27, ФИО28, ФИО5, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО7, ФИО8, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Совету депутатов городского округа <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении городского округа <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья О.А. Котова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Секретарь ФИО53