Производство № 2а-690/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-001330-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 13 декабря 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Сковородинского района Осса Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сковородинского района к администрации Тахтамыгдинского сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 на котельной «Новая» с. Тахтамыгда»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района обратился с административным иском к администрации Тахтамыгдинского сельсовета о возложении обязанности организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 на котельной «Новая» с. Тахтамыгда», в обосновании которого указал, что прокуратурой Сковородинского района в ходе мониторинга исполнения законодательства в сфере ТЭК И ЖКХ, при подготовке и прохождении отопительного периода 2021-2022 гг., в том числе при получении паспортов готовности к отопительному периоду 2021-2022 гг. муниципального образования установлено следующее. В собственности администрации Тахтамыгдинского сельсовета находятся котельная «Новая» и тепловые сети. Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, многоквартирные дома и частный сектор. Эксплуатацию котельной с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии, ее содержание осуществляет ООО «Тепловая Компания Сковородинская» (далее – ООО «ТКС») на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет от 01.01.2020 № 01-86-20. Установлено, что котельная «Новая» не оборудована установками водоподготовки, водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла не организован, что подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 гг. № А-РП-370-896-О-03А-14 от 08.10.2021. Техническим заданием на реконструкцию котельных, являющимся приложением к концессионному соглашению, не предусмотрено проведение ресурсоснабжающей организацией ООО «ТКС» работ по оборудованию установками водоподготовки котельных, такие установки в рамках концессионного соглашения не передавались, конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с целью приобретения установок водоподготовки с последующим монтажом на котельных не проводились. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку Тахтамыгдинского сельсовета и Сковородинского района в целом к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления населению Тахтамыгдинского сельсовета коммунальных услуг. Однако одной из причин неполучения паспорта готовности явилось необеспеченность котельных установками водоподготовки. Ненадлежащее исполнение администрацией Тахтамыгдинского сельсовета полномочий в сфере теплоснабжения создает опасность возникновения технологических сбоев на объектах теплоснабжения, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также муниципальному имуществу, создаст социальную напряженность. На основании изложенного, просили возложить на администрацию Тахтамыгдинского сельсовета обязанность в срок до 30 декабря 2021 года организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, на котельной «Новая» с. Тахтамыгда.
В последующем административные исковые требования были уточнены, просит признать бездействие администрации Тахтамыгдинского сельсовета, выразившееся в не проведении водоподготовки на котельной "Новая" с. Тахтамыгда незаконным и возложить на администрацию Тахтамыгдинского сельсовета обязанность в срок до 30 декабря 2021 года организовать водоподготовку в соответствии с требованиями 12 правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 котельной "Новая" с. Тахтамыгда. Обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель административного истца – помощник прокурора Сковородинского района Осса Е.Г. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание не явились представитель административного ответчика - администрации Тахтамыгдинского сельсовета, представители третьих лиц – ООО «Тепловая Компания Сковородинская», администрации Сковородинского района, Дальневосточного управления Ростехнадзора, хотя о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Согласно представленному отзыву представители заинтересованных лиц просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное административное дело без участия представителя административного ответчика, третьих лиц.
Выслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку действиями (бездействием) администрации Тахтамыгдинского сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Тахтамыгдинского сельсовета на благоприятные и безопасные условия проживания, то суд приходит к выводу, что прокурор Сковородинского района вправе обратиться в суд с данным заявлением.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК И ЖКХ, при подготовке и прохождении отопительного периода 2021-2022 гг., в том числе при получении паспортов готовности к отопительному периоду 2021-2022 гг. муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что котельная «Новая» не оборудована установками водоподготовки, водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла не организован, что подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 гг. № А-РП-370-896-О-03А-14 от 08.10.2021.
Также судом установлено, что в собственности администрации Тахтамыгдинского сельсовета находится котельная «Новая» с. Тахтамыгда и тепловые сети, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжениюсоциальные объекты, многоквартирные дома и частный сектор муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет.
Эксплуатацию котельной с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии, ее содержание осуществляет ООО «Тепловая Компания Сковродинская» (далее – ООО «ТКС»), на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет от 01.01.2020 № 01-86-20.
Техническим заданием на реконструкцию котельных, являющимся приложением к концессионному соглашению, не предусмотрено проведение ресурсоснабжающей организацией ООО «ТКС» работ по оборудованию установками водоподготовки котельных, такие установки в рамках концессионного соглашения не передавались, конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с целью приобретения установок водоподготовки с последующим монтажом на котельных не проводились.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку Тахтамыгдинского сельсовета и Сковородинского района в целом к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления населению Тахтамыгдинского сельсовета коммунальных услуг. Однако одной из причин неполучения паспорта готовности явилось необеспеченность котельных установками водоподготовки.
Как следует из акта проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 гг. № А-РП-370-896-О-03А-14 от 08.10.2021, проведенных комиссией Дальневосточного управления Ростехнадзора, муниципальным образованием Тахтамыгдинский сельсовет не представлены документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима с целью обеспечения надлежащей работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла на котельной «Новая», чем нарушен п. 12.1 ПТЭГЭУ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании п. 1 ч. 1 ст.6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
В силу ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Надежность теплоснабжения обеспечивается посредством организации районной работы объектов теплоснабжения (п.п. 7 п.5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно п. 1.1 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
На основании п. 1.7. Правил, ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать воднохимический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
Согласно п.п. 12.4 Правил, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды, а также с неисправным оборудованием водоподготовительной установки не допускается.
В соответствии с п. 12.6 Правил, котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами. Состав водоподготовительной установки и способ деаэрации (вакуумный, атмосферный деаэратор) определяются технико-экономическим обоснованием при проектировании.
На основании п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует, в том числе наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды. При отсутствии в паровой котельной пара для работы деаэратора до пуска котла необходимо выполнить только испытание на прочность и плотность деаэратора и осуществить наладку гидравлической части аппарата.
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Пунктом 4 ч. 18 раздела V Правил установлено, что в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверено, выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
На основании п.п.11 ч.13 Правил, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе соблюдение водно-химического режима.
Таким образом, поскольку, установлено, что на территории муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет котельная «Новая» не оборудована установками водоподготовки, водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла не организован, что в свою очередь привело к неполучению паспорта готовности муниципального образования Тахтамыгдинский сельсовет к отопительному периоду 2021-2022 гг., возникает опасность технологических сбоев на объектах теплоснабжения, тем самым нарушаются гарантированные государством прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, то суд приходит к выводу о признании незаконными бездействия администрации Тахтамыгдинского сельсовета в части не проведении водоподготовки на котельной "Новая" с. Тахтамыгда и возложении на орган местного самоуправления – администрацию Тахтамыгдинского сельсовета обязанность организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, на котельной «Новая» ст. Тахтамыгда, в срок до 30 декабря 2021 года, так как данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных административным ответчиком нарушений.
В силу ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В судебном заседании установлено, что имеются особые обстоятельства, при которых может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку, существует опасность технологических сбоев на объектах теплоснабжения, тем самым нарушаются гарантированные государством прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поэтому необходимо обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сковородинского района к администрации Тахтамыгдинского сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 на котельной «Новая» с. Тахтамыгда – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации Тахтамыгдинского сельсовета выразившееся в непринятии мер по организации водоподготовки в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 на котельной «Новая» с. Тахтамыгда.
Обязать администрацию Тахтамыгдинского сельсовета организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, на котельной «Новая» с. Тахтамыгда», в срок до 30 декабря 2021 года.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Федорчук
Решение в окончательной форме принято 13 декабря 2021 года.