ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6914/18 от 08.11.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-6914/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2018 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

при секретаре Колосковой О.А.,

с участием с участием представителя ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Моториной О.А., представителя Государственной инспекции труда в Республике Коми государственного инспектора труда Пивоваровой В.А., Тимофеевой В.А., Довгополовой М.И., Бусаргиной В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Коми республиканский наркологический диспансер» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, государственному инспектору труда Пивоваровой В.А. о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным, отмене предписания от 30.07.2018 № 11/10-4702-18-И.

В обоснование административного иска указано, что предписание от 30.07.2018 № 11/10-4702-18-И государственного инспектора труда является необоснованным и незаконным, поскольку нарушения трудового законодательства ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» допущено не было, наличия индивидуального трудового спора между работниками и работодателем относительно обстоятельств, указанных в предписании.

Определением суда к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор труда Пивоварова В.А., в качестве заинтересованных лиц - Тимофеевой В.А., Довгополовой М.И., Бусаргиной В.И.

Представитель ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Моторина О.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала, ссылаясь на изложенные в нем доводы.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми государственный инспектор труда Пивоварова В.А., Тимофеева В.А., Довгополова М.И., Бусаргина В.И. возражали против удовлетворения административного иска, заявив о его необоснованности.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что Государственной инспекции труда в Республике Коми в связи с обращением работников ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» о нарушении трудовых прав в период с 09.07.2018 по 30.07.2018 была проведена внеплановая проверка ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер», в ходе которой составлен акт проверки от 30.07.2018 № 11/10-4689-18-И. Согласно указанному акту, графиком отпусков на 2018 год работнику ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Тимофеевой В.А. определены периоды отпусков – с 09.04.2018 по 22.04.2018, с 25.06.2018 по 31.07.2018, с 10.09.2018 по 23.09.2018; однако отпуск в период с 25.06.2018 по 31.07.2018 работодателем работнику представлен не был с указанием на то, что с учетом периодов временной нетрудоспособности, нахождения работника в отпуске, за период с момента заключения трудового договора по совместительству отработано 28 дней, работодателем указано на использование отпуска наперед; санитаркой ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Довгополовой М.И., отработано в порядке внутреннего совместительства в декабре 2017 года 87,2 часов (при норме работы по совместительству 75,6 часов), в январе 2018 года - 90,6 часов (при норме работы по совместительству 61,2 часов); санитаркой ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Бусаргиной В.И., отработано в порядке внутреннего совместительства в декабре 2017 года 96,8 часов (при норме работы по совместительству 75,6 часов), в январе 2018 года - 102,6 часов (при норме работы по совместительству 61,2 часов). ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Довгополовой М.И. не оплачена сверхурочная работа за 11,6 часов в декабре 2018 года, за 29,4 часов в январь 2018 года; Бусаргиной В.И. не оплачена сверхурочная работа за 21,2 часов в декабре 2018 года, за 41,4 часов в январь 2018 года.

По результатам проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Коми ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» выдано предписание от 30.07.2018 № 11/10-4702-18-И, которым на работодателя возложена обязанность: решить вопрос о предоставлении работнику Тимофеевой В.А. отпуска до 31.12.2018 с учетом пожелания работника; выплатить работникам Довгополовой М.И., Бусаргиной В.И. заработную плату за превышение нормы рабочего времени, а именно - Довгополовой М.И. 72,8 часов, Бусаргиной В.И. 62,6 часов.

На основании приказа от 15.03.2018 № 146/3 ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Тимофеева В.А. уволена с занимаемой должности, в день увольнения работодателем произведена выплата в том числе - денежной компенсации за неиспользованный отпуск. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.07.2018

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.07.2018 восстановлена Тимофеева В.А. в должности заведующей отделением неотложной наркологической помощи ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» с 15.03.2018; признаны незаконными приказы ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» № 146/3 от 15.03.2018 об увольнении Тимофеевой В.А., № 25лс от 15.03.2018 о прекращении трудового договора с Тимофеевой В.А. по ст. 81 ч. 1 п. 5 Трудового кодекса Российской Федерации; взыскана с ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» в пользу Тимофеевой В.А. компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, заработная плата за время вынужденного прогула за период с 16.03.2018 по 09.07.2018, размер которой постановлено определить в дополнительном решении; в иске Тимофеевой В.А. о признании незаконными приказов ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» от 13.11.2017 № 421/3, от 27.11.2017 № 434/3, от 28.11.2017 № 441/3 отказано.

На момент наступления периода предусмотренного графиком отпусков с 25.06.2018 по 31.07.2018 решение суда о восстановлении административного истца в занимаемой должности вынесено не было.

Приказом ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» от 16.05.2018 № 62-от Тимофеевой В.А. предоставлен отпуск за работу по совместительству на 14 дней с 21.05.2018 по 03.06.2018 вне графика отпусков утвержденного 15.12.2017.

Предусмотренный графиком отпусков период с 10.09.2018 по 23.09.2018 на момент внесения предписания не наступил.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством. Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Подпунктом «а» п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», изданного по согласованию с вышеперечисленными министерствами, установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Так, указанные категории работники вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Согласно абз. 5 пп. «б» п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41 продолжительность работы по совместительству для младшего медицинского и фармацевтического персонала в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

В силу ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В соответствии с ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947, ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Разногласия, возникшие между ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» и работниками, относительно правильности начисления им заработной платы, предоставления отпуска в рассматриваемом случае содержат признаки, перечисленные в ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о необоснованности.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено по вопросам, не относящимся к компетенции административного ответчика, а потому не может быть признано законым и обоснованным.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административный иск государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Коми республиканский наркологический диспансер» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, государственному инспектору труда Пивоваровой В.А. о признании незаконным и отмене предписания удовлетворения.

Признать незаконным и отменить предписания от 30.07.2018 № 11/10-4702-18-И государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ** ** **.

Судья В.Б. Краснов

...