№ 2а-692/2019
24RS0018-01-2019-000744-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко М. С. к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края» о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко М.С. обратился в суд с административным иском к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края» с требованием признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУ «УправЗем» незаконным, обязать МКУ «УправЗем» подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с ГКН №, расположенного <адрес>
Требования мотивированы тем, что он обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и, который предоставлен ему на праве аренды, имеющий кадастровый №, расположенный по вышеуказанному адресу. На данном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. А именно, гараж общей площадью 23 кв.м., имеющий кадастровый №. Здание зарегистрировано надлежащим образом, о чем свидетельствует выписка о зарегистрированном праве от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №
МКУ «УправЗем» отказало в представлении в собственность за плату земельного участка щ причине того, что, по их мнению, зарегистрированный гараж является объектом незавершенного строительства по причине отсутствия пола и ворот. Согласно определению здания и сооружения - это специфическая разновидность недвижимости, их создают в результате строительной деятельности людей, что предполагает завершенность и готовность к использованию по назначению. К зданиям и сооружениям не относятся временные строения (киоски, павильоны, ларьки и т.д.), у которых нет фундамента, и имеющие облегченные сборно-разборные характеристики. Принадлежность гаража, право на который зарегистрировано за Коваленко М.С., не оспорено и квалификация зарегистрированного здания не признана противоречащей закону.
Сведения об объектах незавершенного строительства наряду со сведениями об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, вносятся в рамках государственного кадастрового учета недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости, что также позволяет делать выводы об отнесении объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости (ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)).
Гараж, принадлежащий Коваленко М.С. имеет статус завершенного объекта строительства. В законодательной базе РФ отсутствует норма права, обязывающая иметь какой-либо пол в гараже. Гараж может иметь предназначение для хранения квадроцикла, мотоцикла, автомобиля, грузовой техники, спецтехники и пр., и отсутствие деревянного, бетонного либо какого-то иного покрытия для пола не является основанием для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка арендатору земельного участка.
На момент осмотра гаража и.о. начальником отдела муниципального контроля гаражные ворота присутствовали, это были временно установленные, выполненные из металла. На момент постоянного пользования гаражом истцом будут установлены более дорогие по стоимости ворота. Так как на сегодняшний день гараж расположен на участке в необжитом и незаселенном районе, истец опасается устанавливать более прочные и дорогие по стоимости ворота и МКУ «УправЗем» не вправе указывать какие ворота и полы должны быть установлены в гаража принадлежащего гражданину.
Полагает, что ответчик, злоупотребляя правом, данным ему государством, как органу публичном власти, нарушает права и свободы на получение земельного участка в собственность за плату.
В судебном заседании административный истец Коваленко М.С. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, пояснив дополнительно, что ответчик не обосновал причины, по которым отказано в заключении договора, участок ему выделен для дачного строительства, проект гаража он не обязан делать, не обязан сдавать его в эксплуатацию, сроков тоже нет, считает, что его гараж достроен, построил он его в 2018 году. Строение капительное, оно неразрывно связано с землей, зарегистрировано, хоть и нет ворот. МКУ «УправЗем» регистрацию гаража не оспорил.
Дополнительно Коваленко М.С. пояснил, что на фотографиях, представленных административным ответчиком, его гараж. На момент выезда кадастрового инженера ворота были, ворота он не снимал, с момента выезда кадастрового инженера на участке не был. Люди ему сказали, что там был большой ветер, ворота просто сдуло оттуда, у ворот большая парусность. В гараже обшито три стены. Гараж стоит на фундаменте, он под крышей, кадастровый инженер несет ответственность за свою работу.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края» Хасиева Н.Э., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), просила рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в адрес суда направила заявление.
Из пояснений представителя МКУ «УправЗем» Хасиевой Н.Э., данных ранее в судебном заседании, следует, что они рассмотрели заявление Коваленко М.С., установили, что данный объект (гараж) является объектом незаверенного строительства. Коваленко может продлить договор аренды, достроить гараж и потом продать его.
Так же представитель МКУ «УправЗем» предоставила письменный отзыв на административный иск Коваленко М.С., согласно которому оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обшей площадью <данные изъяты>м., МКУ «УправЗем» считают законным и обоснованным. В адрес МКУ «УправЗем» ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу в собственность за плату. В ответ на данное заявление уполномоченным органом был подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложенной выписке из единого государственного реестра недвижимости, на вышеуказанном земельном участке зарегистрирован гараж общей площадью 23,00 кв.м. Понятие гараж - это помещение стоянки, а иногда и ремонта автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. Может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением. Гаражи строят из различных материалов: из дерева, кирпича, шлакоблоков, пеноблоков, металла. Одним из главных элементов в указанном сооружении являются ворота. Гаражи, как и любые другие строения, могут возводиться как по типовым проектам, так и по индивидуальным.
В результате проведенного обследования ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальником отдела муниципального земельного контроля МКУ «УправЗем» выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект незавершенного строительства. Из представленных фотоматериалов видно, что у зарегистрированного объекта недвижимости отсутствуют гаражные ворота, напольное покрытие.
В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятий "здания" и "сооружения", однако с учетом сложившейся практики к зданиям относят объекты капитального строительства, имеющие помещения, предназначенные для той или иной деятельности человека. К сооружениям относят, как правило, объекты капитального строительства, выполняющие только технологические функции. Таким образом, рекомендуется относить вышеуказанные дворовые постройки (баня, сарай, гараж и т.п.) к типу объекта капитального строительства "Здания".
В указанном ответе уполномоченный орган сообщил, что административный истец может обратиться в администрацию <адрес> по основаниям пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ для однократного заключения договора аренды земельного участка на 3 года и завершения строительства расположенного объекта недвижимости, поскольку строение признаками капитального не обладает.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, даже при наличии государственной регистрации права собственности объекта на них, не влечет возникновения права на приобретение в собственность спорного участка в порядке, предусмотренном ст.39.20 Земельного кодекса РФ (л.д. 31).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Саакян А.Ю., который отказал в заявлении Коваленко М.С. и отказ которого был обжалован (л.д. 66).
Заинтересованное лицо Саакян А.Ю. уведомлен о судебном заседании по месту работы, в судебное заседание не явился, дополнительных возражений в суд не направил.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок отчуждения земельного участка установлен нормами пунктов 5 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со ст. 39.16 п. 19 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ Администрация Солонцовского сельсовета, действующим от имени муниципального образования Солонцовского сельсовета <адрес> Красноярского края и Коваленко М.С. был заключен договор аренды №, согласно которому Коваленко М.С. был передан в аренду сроком на три года земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>., с кадастровым номером № (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГКоваленко М.С. обратился с заявлением на имя главы <адрес> с просьбой предоставить к выкупу вышеуказанный земельный участок (л.д. 52).
На заявление Коваленко М.С. о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату ответом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и.о. руководителя управления Саакяна А.Ю. заявителю отказано по тем основаниям, что в результате проведенного обследования ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальником отдела муниципального земельного контроля МКУ «УправЗем» выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект незавершенного строительства, из представленных фотоматериалов видно, что у зарегистрированного объекта недвижимости отсутствуют гаражные ворота, напольное покрытие. В связи с чем на основании п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка на заявленном виде прав. Так же Коваленко М.С. разъяснено о праве обратиться в администрацию <адрес> по основаниям пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ для однократного заключения договора аренды земельного участка на 3 года и завершения строительства расположенного объекта недвижимости (л.д. 7).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, имеющий нежилое назначение, гараж площадью 23 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, год завершения строительства 2018, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, зарегистрирован на праве собственности за Коваленко М.С. 21и декабря 2018 года на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, технического плана здания, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11).
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером Белошапкиным Д.С., план подготовлен в связи с созданием здания, наименование объекта – гараж, материал наружных стен – металлические, год завершения строительства объекта 2018, площадь объекта 23 кв.м. (л.д. 12-21).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела муниципального земельного контроля МКУ «УправЗем» проведено обследование объекта земельных отношений с выездом на место, в результате которого установлено, что на момент обследования на земельном участке № в юго-западной части расположено недостроенное строение неустановленного использования, земельный участок не огорожен по периметру забором, земельный участок не обработан, имеется многолетняя сорная растительность (л.д. 59).
К акту обследования прилагаются фотографии (л.д. 59, 60).
Административный истец Коваленко М.С. в судебном заседании подтвердил, что на фотографиях его гараж.
Из фотографий видно, что на них изображено строение, имеющее три стены, задняя стена не сплошная, пола нет.
Учитывая состояние строения, суд считает, что административным ответчиком правомерно сделан вывод о том, что строение является недостроенным и невозможно установить цель его использования.
Из содержания положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.
По смыслу указанных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края», утвержденному постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, МКУ «УправЗем» (сокращенное наименование) является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации <адрес> Красноярского края по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имущество, лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности <адрес>, а так же земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 37-50).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами передает в установленном законом порядке земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес> и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное владение (п. 3.2.8 Положения).
Поскольку в ходе рассмотрения дела Коваленко М.С. не были представлены допустимые достоверные и достаточные доказательства существования на момент обращения с заявлением в МКУ «УправЗем», а так же на момент рассмотрения данного административного дела на земельном участке гаража, являющегося объектом капитального строительства, пригодного для его использования по назначению, для эксплуатации которого приобретается в собственность земельный участок, и как следствие, доказательства достижения предусмотренной законодательством цели предоставления земельного участка в собственность, суд считает, что административный ответчик правомерно в пределах имеющихся полномочий отказал Коваленко М.С. в предоставлении в собственность земельного участка за плату на заявленном виде права.
При этом Коваленко М.С. не лишен права повторного обращения в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края» с заявлением о предоставлении земельного участка с учетом изменившихся обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Коваленко М. С. к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> Красноярского края» о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязании МКУ «УправЗем» подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с ГКН №, расположенного <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Л. Моисеенкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.