ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/20 от 29.10.2020 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-692/2020

27RS0020-01-2020-002253-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Николаевск-на-Амуре 29 октября 2020 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи А.С. Новосёлова,

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием:

представителя административного истца Качуровской Ю.С.,

административного ответчика Ищенко Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к заместителю начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С., об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным требованием к административному ответчику, мотивируя свои требования тем, что заместителем начальника отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С., при рассмотрении материалов исполнительского производства от 06.12.2019 года № 52593/19/27020-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 28.05.2019 года, выданного Николаевским-на-Амуре городским судом по делу № 2а-294/2019, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. Указанным постановлением от 24.09.2020 года на Администрацию района наложен исполнительский сбор в размере 50000 рублей. С вынесенным постановлением о наложении исполнительского сбора не согласны по следующим основаниям. Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2а-294/2019, вступившее в законную силу 28.05.2019 года, на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Пушкина, д. 78, ул. Пушкина, д. 62, ул. Пушкина, д. 64, ул. Пушкина, д. 71, ул. Сибирская, д. 26 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 27 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 28 протяженностью 68 м., ул. Сибирская, д. 31 протяженностью 30 м., ул. Сибирская, д. 50 протяженностью 80 м., ул. Телеграфная, д. 11, ул. Телеграфная, д. 13, ул. Телеграфная, д. 14 общей протяженностью 80 м., ул. Телеграфная,, д. 7 протяженностью 25 м., ул. Хабаровская, д. 21 протяженностью 22 м., ул. Школьная, д. 73 протяженностью 5 м., ул. Школьная, д. 75 протяженностью 7 м., ул. Северная, д. 126, ул. Северная, д. 18, ул. Северная, д. 130, ул. Северная, д. 132, ул. Северная, д. 134, как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931. В целях исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2а-294/2019, Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края заключен муниципальный контракт от 07.05.2019 года № Ф.2019.220686 с ООО «Бюро кадастра недвижимости» на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости - тепловые сети согласно приложению к контракту, в том числе на тепловые сети указанные в решении суда. Технические планы были изготовлены и Направлены в Комитет. Комитетом поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет с приложением к заявлениям изготовленных технических планов на первые 30 сетей теплоснабжения согласно приложению к контракту. 12.09.2019 года Комитетом получены уведомления на все поданные заявления от Росреестра о возврате прилагаемых к заявлению документов о государственно кадастровой учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения в связи с несоответствием технических планов установленным требованиям. Подача заявлений по остальным сетям теплоснабжения была нецелесообразна, так как технические планы изготовлены с аналогичной ошибкой. 12.09.2019 года подрядчику в рамках гарантийных обязательств по контракту направлено письмо на электронную почту о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанным в уведомлениях Росреестра, о направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил. 20.09.2019 года Подрядчику направлено заказное письмо о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанным в уведомлениях Росреестра, о приведении в соответствие остальных технических планов согласно приложению к контракту, а также направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил. 15.11.2019 года Подрядчику направлено заказное письмо с претензией о невыполнении условий контракта, и требованием предоставить исправленные технические планы в адрес Комитета. Ответ не получен. С целью взыскания с ООО «Бюро кадастра недвижимости» денежных средств и заключения нового контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, 23.01.2020 года в Арбитражный суд Хабаровского края Комитетом направлено исковое заявление о взыскании с ООО «Бюро кадастра недвижимости» уплаченных денежных средств. Решением от 20.04.2020 года Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-949/2020 в удовлетворении исковых требований отказано. В связи с тем, что Комитетом был подписан акт приемки выполненных работ. Несмотря на подписание акта приемки выполненных работ, Подрядчик свои обязательства по контракту надлежащим образом не выполнил. Кроме того, Администрация района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края дотационный, поэтому финансирование на заключение нового контракта с целью изготовления технических планов на сети теплоснабжения помимо целевых средств невозможно. Администрация района обеспечивает исполнение бюджетной сметы в пределах доведенных лимитов. 05.10.2020 года Комитет направил письмо в финансовое управление администрации района об уточнении лимитов. С целью исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда от 26.04.2019 № 2а-294/2019, 23.06.2020 года Комитет направил МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» проект бюджетной сметы на 2021 год, согласно которой просил предусмотреть статью расходов на проведение технической инвентаризации по изготовлению технических паспортов объектов недвижимости сетей теплоснабжения в размере 1200000 рублей для проведения торгов по выбору нового Подрядчика для заключения контракта на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости - тепловые сети. После заключения контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, Комитетом повторно будет направлены заявления в Росреестр для постановки на учет сетей теплоснабжения. В связи с чем, администрация района принимает меры, направленные на исполнение решения суда, что свидетельствует об отсутствии со стороны администрации района бездействия. Кроме того, 30.09.2020 года администрация района направила в адрес Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края заявление об отсрочке исполнения решения суда. Таким образом, администрация района считает, что по данному исполнительному производству имеются предусмотренные ч. 7, ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1, ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Ищенко Ж.С. от 24.09.2020 года б/н о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Освободить администрацию Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца, полностью поддержала поданную жалобу на действия судебного пристава-исполнителя по вынесению обжалуемого постановления о взыскании исполнительского сбора по основаниям, изложенным в жалобе, просила суд требования удовлетворить.

В судебном заседании заместитель начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю с заявленными требованиями не согласилась, ссылаюсь на предоставленный отзыв по заявленным требованиям, из которого следует, что на основании исполнительного листа ФС 024654161, выданного 28.05.2019 года Николаевским-на-Амуре городским судом по гражданскому делу № 2а-294/2019 возбуждено исполнительное производство № 52593/19/27020 от 06.12.2019 года об обязании администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Пушкина, д. 78, ул. Пушкина, д. 62, ул. Пушкина, д. 64, ул. Пушкина, д. 71, ул. Сибирская, д. 26 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 27 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 28 протяженностью 68 м., ул. Сибирская, д. 31 протяженностью 30 м., ул. Сибирская, д. 50 протяженностью 80 м., ул. Телеграфная, д. 11, ул. Телеграфная, д. 13, ул. Телеграфная, д. 14 общей протяженностью 80 м., ул. Телеграфная,, д. 7 протяженностью 25 м., ул. Хабаровская, д. 21 протяженностью 22 м., ул. Школьная, д. 73 протяженностью 5 м., ул. Школьная, д. 75 протяженностью 7 м., ул. Северная, д. 126, ул. Северная, д. 18, ул. Северная, д. 130, ул. Северная, д. 132, ул. Северная, д. 134, как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931. Часть 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В соответствии со ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительном документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральные бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112). Исполнительное производство № 52593/19/27020 возбуждено 06.12.2019 года, постановление о возбуждении направлено 19.12.2019 года. В п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований; содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении. Пунктом 3 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор должника-организации взыскивается в размере 50000-00 рублей. Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20.12.2019 года по делу администрации была предоставлена оторочка исполнения решения суда сроком до 20.06.2020 года. В связи с тем, что решение суда не было исполнено во время отсрочки, а также информация в адрес ОСП по Николаевскому району об исполнении решения суда или причинах неисполнения решения суда не поступало 24.09.2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000-00 рублей и направлено требование об исполнении решения суда с установлением срока исполнения до 30.09.2020 года. 20.12.2019 года от должника поступило информационное письмо, что комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю, была произведена оплата выполненных работ. 12.09.2019 года получено уведомление от Росреестра о возврате документов по причине несоответствия технических планов установленным требованиям. 13.09.2019 года подрядчику направлено письмо о внесении изменений в технические планы, ответа не поступило, в связи, с чем 15.11.2019 года подрядчику направлена претензия, ответ получен не был. То есть в период с 20.12.2019 года (с момента предоставления отсрочки) должником мер по исполнению требований исполнительного документа не принималось. Исполнительский сбор является первичной мерой привлечения должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа и должна побуждать должника к исполнению решения суда. Верховный суд РФ в п. 7 «Постановления Пленума от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу ч. 1 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не право восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных, действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложения на должника обязанности произвести определенную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, должник, уже при получении постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен срок добровольного исполнения решения суда должна была принять меры к исполнению данного решения, либо обратиться в суд об отсрочке исполнения решения. Отсутствие жилых помещений или же отсутствие денежных средств не является основанием для не исполнения решения суда. Доказательств невозможности исполнения исполнительного листа в установленный срок должником предоставлено не было, что не может свидетельствовать об уважительной причине неисполнения решения судебного акта. При этом в п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» отмечено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполненные им сразу после истечения срока для добровольного исполнения. На основании вышеизложенного просит жалобу представителя администрации Николаевского муниципального района оставить без удовлетворения, так как постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с действующем законодательством, должником доказательств неисполнения решения суда в добровольный срок вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не предоставлялось.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены в надлежащем порядке, причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие не прибывших лиц по имеющимся в деле материалам, поскольку явка обязательной не признавалась, по правилам ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2а-294/2019, вступившим в законную силу 28.05.2019 года, на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Пушкина, д. 78, ул. Пушкина, д. 62, ул. Пушкина, д. 64, ул. Пушкина, д. 71, ул. Сибирская, д. 26 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 27 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 28 протяженностью 68 м., ул. Сибирская, д. 31 протяженностью 30 м., ул. Сибирская, д. 50 протяженностью 80 м., ул. Телеграфная, д. 11, ул. Телеграфная, д. 13, ул. Телеграфная, д. 14 общей протяженностью 80 м., ул. Телеграфная,, д. 7 протяженностью 25 м., ул. Хабаровская, д. 21 протяженностью 22 м., ул. Школьная, д. 73 протяженностью 5 м., ул. Школьная, д. 75 протяженностью 7 м., ул. Северная, д. 126, ул. Северная, д. 18, ул. Северная, д. 130, ул. Северная, д. 132, ул. Северная, д. 134, как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931.

28.05.2019 года на основании вступившего решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края в законную силу, был выдан исполнительный лист для предъявления к исполнению.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20.12.2019 года по делу администрации была предоставлена оторочка исполнения решения суда сроком до 20.06.2020 года.

Исполнительное производство по делу возбуждено 06.12.2019 года, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику согласно реестра передачи документов (нарочно) 19.12.2019 года. В п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований; содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении. Пунктом 3 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор должника-организации взыскивается в размере 50000-00 рублей.

Требования исполнительного документа должником в установленный добровольный срок исполнены не были в связи с чем, 24.09.2020 года вынесено, постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000-00 рублей и вручено требование об исполнении решения суда с установлением срока исполнения до 30.09.2020 года.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1).

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Исполнительский сбор, в силу ч. 1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 2. указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П и от 02.04.2015 года № 654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении дела, администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края является должником по возбужденному 06.12.2019 года исполнительному производству № 52593/19/27020 от 06.12.2019 года об обязании администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Пушкина, д. 78, ул. Пушкина, д. 62, ул. Пушкина, д. 64, ул. Пушкина, д. 71, ул. Сибирская, д. 26 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 27 протяженностью 20 м., ул. Сибирская, д. 28 протяженностью 68 м., ул. Сибирская, д. 31 протяженностью 30 м., ул. Сибирская, д. 50 протяженностью 80 м., ул. Телеграфная, д. 11, ул. Телеграфная, д. 13, ул. Телеграфная, д. 14 общей протяженностью 80 м., ул. Телеграфная,, д. 7 протяженностью 25 м., ул. Хабаровская, д. 21 протяженностью 22 м., ул. Школьная, д. 73 протяженностью 5 м., ул. Школьная, д. 75 протяженностью 7 м., ул. Северная, д. 126, ул. Северная, д. 18, ул. Северная, д. 130, ул. Северная, д. 132, ул. Северная, д. 134, как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 20.12.2019 года по делу администрации была предоставлена оторочка исполнения решения суда сроком до 20.06.2020 года.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность администрацией исполнена не была, не была она исполнена и на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 24.09.2020 года, постановлением заместителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО с администрации был взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей 00 копеек.

Требования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об отмене вынесенного постановления как незаконного обусловлены доводами о том, что в целях исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2а-294/2019, Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края заключен муниципальный контракт от 07.05.2019 года № Ф.2019.220686 с ООО «Бюро кадастра недвижимости» на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости - тепловые сети согласно приложению к контракту, в том числе на тепловые сети указанные в решении суда. Технические планы были изготовлены и Направлены в Комитет. Комитетом поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет с приложением к заявлениям изготовленных технических планов на первые 30 сетей теплоснабжения согласно приложению к контракту. 12.09.2019 года Комитетом получены уведомления на все поданные заявления от Росреестра о возврате прилагаемых к заявлению документов о государственно кадастровой учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения в связи с несоответствием технических планов установленным требованиям. Подача заявлений по остальным сетям теплоснабжения была нецелесообразна, так как технические планы изготовлены с аналогичной ошибкой. 12.09.2019 года подрядчику в рамках гарантийных обязательств по контракту направлено письмо на электронную почту о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанным в уведомлениях Росреестра, о направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил. 20.09.2019 года Подрядчику направлено заказное письмо о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанным в уведомлениях Росреестра, о приведении в соответствие остальных технических планов согласно приложению к контракту, а также направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил. 15.11.2019 года Подрядчику направлено заказное письмо с претензией о невыполнении условий контракта, и требованием предоставить исправленные технические планы в адрес Комитета. Ответ не получен. С целью взыскания с ООО «Бюро кадастра недвижимости» денежных средств и заключения нового контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, 23.01.2020 года в Арбитражный суд Хабаровского края Комитетом направлено исковое заявление о взыскании с ООО «Бюро кадастра недвижимости» уплаченных денежных средств. Решением от 20.04.2020 года Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-949/2020 в удовлетворении исковых требований отказано. В связи с тем, что Комитетом был подписан акт приемки выполненных работ. Несмотря на подписание акта приемки выполненных работ, Подрядчик свои обязательства по контракту надлежащим образом не выполнил. Кроме того, Администрация района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края дотационный, поэтому финансирование на заключение нового контракта с целью изготовления технических планов на сети теплоснабжения помимо целевых средств невозможно. Администрация района обеспечивает исполнение бюджетной сметы в пределах доведенных лимитов. 05.10.2020 года Комитет направил письмо в финансовое управление администрации района об уточнении лимитов. С целью исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда от 26.04.2019 № 2а-297/2019, 23.06.2020 года Комитет направил МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» проект бюджетной сметы на 2021 год, согласно которой просил предусмотреть статью расходов на проведение технической инвентаризации по изготовлению технических паспортов объектов недвижимости сетей теплоснабжения в размере 1200000 рублей для проведения торгов по выбору нового Подрядчика для заключения контракта на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости - тепловые сети. После заключения контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, Комитетом повторно будет направлены заявления в Росреестр для постановки на учет сетей теплоснабжения.

Вместе с тем данные доводы, сами по себе не являются основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, и не свидетельствует о том, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, как и сведений об объективных причинах задержки исполнения исполнительного документа, администрацией не представлено, указанные доводы не свидетельствует о наличии объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, являющихся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, а также доказательств соблюдения им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом отсутствие вины должника в неисполнении судебного решения, не установлено.

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, суд не усматривает оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, предусмотренных ст. 401 ГК РФ.

В данном случае, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали иные законные способы понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа.

При таких обстоятельствах дела в удовлетворении требований об отмене постановления заместителя начальника отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С. от 24.09.2020 года б/н о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, освобождении администрации Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора, надлежит отказать.

Вместе с тем исходя из положений ч. 7, ст. 112 Закона об исполнительном производстве, учитывая, имущественное положение должника, те обстоятельства, что администрация района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края дотационный, администрация района обеспечивает исполнение бюджетной сметы в пределах доведенных лимитов, а также отсутствие со стороны должника умышленных действий по уклонению от исполнения требований исполнительного документа, считает, что в данном случае возможно снизить сумму исполнительного сбора до 12500 рублей, что является ? от суммы назначенного исполнительного сбора в размере 50000 рублей.

Данный размер исполнительного сбора, по мнению суда, будет отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности назначенного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении администрации Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора, оставить без удовлетворения.

Снизить сумму исполнительного сбора до 12500 рублей по исполнительному производству от 06.12.2019 года № 52593/19/27020-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение по делу изготовлено 03 ноября 2020 года

Судья А.С. Новосёлов