ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/2016 от 04.02.2016 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-692/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 04 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Севостьяновой И.Б., при секретаре Бобылевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> к Главному управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконными в части приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес>, утвержденного приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконными в части приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес>, утвержденного приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., указал следующее.

<адрес> в соответствии с п.5 плана работы отдела на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения сотрудниками ГУ МВД России по краю обязанности по представлению сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверена работа кадрового подразделения в данном направлении, в ходе которой выявлены несоответствующие в части требованиям действующего законодательства приказы Главного управления Министерства внутренних дел России по <адрес>. Так, согласно п.п. 1.1, 1.2 приказа ГУ МВД России по <адрес> «О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по <адрес> требований к служебному поведению» от ДД.ММ.ГГГГ подразделения по работе с личным составом территориальных органов края проводят в пределах компетенции проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в систем МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами. В соответствии с п.21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по краю от ДД.ММ.ГГГГ, проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по решению начальника ГУ проводятся группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС. Перечисленные нормы локальных приказов ГУ МВД России по <адрес> не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц на проведение проверок представленных им сведений уполномоченным действующим законодательством органом. Нарушение указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в сфере противодействия коррупции – принцип законности, а тем самым публичные интересы государства в обозначенной сфере, права сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых будут проводиться соответствующие проверки в нарушение установленного законодательством порядка. По фактам несоответствия указанных приказов прокурором края в ходе их выявления ДД.ММ.ГГГГ выносилось представление, которое ГУ МВД России по <адрес> в данной части осталось без удовлетворения.

В судебное заседание явился помощник прокурора <адрес>, которая настаивала на удовлетворении административного искового заявления по основаниям, в нем изложенным, дополнительно просила обратить внимание на то, что по смыслу п.п. 7, 8 вышеуказанного Указа Президента РФ проверку полноты и достоверности вышеуказанных сведений в органах внутренних дел должны проводить подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в структуре ГУ МВД по <адрес>, перечень которых утвержден у установленном порядке.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по АК в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с данным иском, истцу об издании несоответствующих в части требованиям действующего законодательства приказов ГУ стало известно в ходе проведения проверки исполнения сотрудниками ГУ обязанности по предоставлению сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой истцом в адрес ГУ ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции, административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, оснований для признания незаконными приказов ГУ в части отсутствуют, поскольку они изданы во исполнение действующего законодательства, кадровое подразделение в структуре ГУ МВД по <адрес> проводит вышеуказанные проверки, поскольку Указом Президента РФ от 1065 от ДД.ММ.ГГГГ (п.4) руководителю МВД РФ предоставлено полномочие определить подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных п.3 данного Указа. Приказом министра внутренних дел РФ от 10.01.2012г. установлено, что в системе МВД РФ кадровые подразделения органов внутренних дел проводят в пределах компетенции проверку в порядке, установленном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. оспариваемые прокурором края положения Приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № т Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес> приняты в соответствии с данные нормативными – правовыми актами.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

<адрес> в соответствии с п.5 плана работы отдела на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения сотрудниками ГУ МВД России по краю обязанности по представлению сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверена работа кадрового подразделения в данном направлении, в ходе которой прокуратурой сделан вывод о несоответствии в части требованиям действующего законодательства пунктов 1.1., 1.2. приказа ГУ МВД России по <адрес> «О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по <адрес> требований к служебному поведению» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым: Подразделения по работе с личным составом территориальных органов края проводят в пределах компетенции проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в систем МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами.

Кроме того, административный истец полагает не соответствующим действующему законодательству, что п.21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по краю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по решению начальника ГУ проводятся группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС ) Управление по работе с личным составом).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом, соответствующие проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в указанных федеральных органах, а также государственными служащими указанных органов (далее Положение).

Пунктом 3 названного Указа Президента РФ установлено, что руководителям федеральных государственных органов (кроме федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557) до ДД.ММ.ГГГГ создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них в том числе (подпункт з) функции по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению;

Пунктом 4 Указа руководителям федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557 ( в том числе МВД РФ), до ДД.ММ.ГГГГ предписано определить подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.

Пунктом 7 Положения установлено, что кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, требований к служебному поведению.

Пунктом 8 Положения установлено, что соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, осуществляют проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в указанных федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, требований к служебному поведению.

По смыслу приведенных положений Указа Президента РФ и утвержденного им Положения полномочие проведение вышеуказанных проверок по общему правилу руководителями федеральных государственных органов государственной ( кроме государственных органов, названных в разделе II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, в том числе МВД РФ ) должно быть предоставлены создаваемым ими подразделениям кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Положением установлен порядок проведения таких проверок.

В отношении же государственных органов, указанных в разделе в разделе II перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557 ( в том числе МВД РФ) установлено специальное регулирование : руководителям таких органов предписано определить подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственных за реализацию функций по проведения указанных проверок. При этом Указом Президента РФ не уточняется – какие именно существующие подразделения в структуре таких государственных органов могут быть наделены соответствующими полномочиями рушением руководителя соответствующего государственного органа, что позволяет сделать вывод о том, что Указом Президента данный вопрос оставлен на усмотрение такого руководителя.

Из буквального содержания пункта 8 Положения следует, что в отношении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно - розыскной деятельности (в том числе и МВД РФ) и подразделения их территориальных органов устанавливается специальное правовое регулирование оснований, порядка и сроков проведения соответствующих проверок, которое должно содержаться в положениях об этих органах и их нормативных правовых актах.

Таким образом, пункт 8 Положения не предписывает руководителю МВД РФ определять в качестве подразделения, уполномоченного на проведении таких проверок, только подразделения, уполномоченные на осуществление оперативно-розысной деятельности в структуре МВД РФ, а содержит отсылочную норму применительно к основаниям, порядку и срокам проведения соответствующих проверок соответствующими подразделениями таких органов, определяемым положениями о таких органах и их нормативными правовыми актами.

Определение же таких подразделений находится в компетенции руководителя МВД РФ.

Во исполнение названного Указа Президента РФ Приказом министра МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации кадровые подразделения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, проводят в пределах компетенции проверку в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 1065.

При этом их пункта 2 данного приказа следует, что кадровые подразделения органов внутренних дел: Направляют за подписью уполномоченных должностных лиц системы МВД России, перечень которых утверждается МВД России, запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Пунктом 3.1. данного приказа установлено, что системе МВД России подразделениями полиции, ответственными за проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению, являются: Главное управление собственной безопасности МВД России и ряд других.

Таким образом, подразделения полиции, ответственные за проведение оперативно-розыскных мероприятий, проводят соответствующие мероприятия по запросам кадровых подразделений в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах.

Положением о Главном управлении министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, утвержденным приказом министра МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ начальник ГУ МВД РФ по <адрес> (пункт 17, подпункты 7,8) распределяет обязанности между своими заместителями, делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, руководителям структурных подразделений Главного управления, а также руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций; утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления.

В этой связи суд полагает, что оспариваемые административным истцом положения приказа начальника ГУ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес>, являющееся его кадровым подразделением, приняты в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии Указом президента ОФ от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. являются законными.

Кроме того, в соответствии со ст.51.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 50.1 ( Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции) и 82.1 (Увольнение в связи с утратой доверия) налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Таким образом, оспариваемые прокурором положения соответствуют не только Указу Президента РФ отДД.ММ.ГГГГ., но Федеральному закону, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Суд не соглашается с доводом представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срок для обращения в суд, установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ, поскольку их материалов дела следует, что представление прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес начальника ГУ МВД России по <адрес>, в том числе и по вопросам корректировки вышеуказанных пунктов Приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и п.21 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес>, утвержденного Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено ГУ МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ прокурор края письменно проинформирован об отсутствии основания для исполнения представления в указанной части. Административный иск подан прокурором края ДД.ММ.ГГГГ., т.е. без пропуска трехмесячного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора <адрес> к Главному управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконными пунктов 1.1.,1.2. Приказа ГУ МВД России по <адрес> « О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдения сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по <адрес> требований к служебному поведению» от ДД.ММ.ГГГГ. в части возложения на подразделения по работе с личным составом территориальных органов края полномочий по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами, пункта 21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес>, утвержденного Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., в части возложения на группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по работе с личным составом ГУ МВД России по <адрес> полномочий по проверке полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий И.Б. Севостьянова