ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/2021 от 12.08.2021 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД37RS0021-01-2021-000922-31
Дело № 2а-692/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при помощнике судьи Куликовой С.В.,

с участием: прокурора Шепелина А.М.,

представителя административного истца - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области по доверенности Чурина Н.А.,

административного ответчика Оганесян М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 12 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Оганесян Мадлене Сергеевне о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан или иное специальное учреждение органа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее УМВД России по Ивановской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Оганесян М.С. о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан или иное специальное учреждение УМВД России по Ивановской области.

Административный иск мотивирован тем, что 06.06.2021 года УМВД России по Ивановской области на основании Распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 27.05.2021 г. № 4156-рн, вынесенного Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принято решение о депортации в отношении лица без гражданства Оганесян М.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженки Грузинской ССР. Между тем, в адрес исправительной колонии, где административный ответчик отбывала наказание из Посольства Швейцарии в Российской Федерации Секции интересов Грузии поступил ответ, согласно которому Оганесян Мадлена, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, не является гражданкой Грузии. Оганесян М.С. освободилась из мест лишения свободы 12.08.2021 года. Однако исполнить вышеуказанное решение в настоящее время не представляется возможным, поскольку в настоящее время со стороны УМВД России по Ивановской области предприняты все исчерпывающие меры по установлению гражданской принадлежности Оганесян М.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, к гражданству Республики Грузия. Однако до настоящего времени не отменены ни распоряжение о нежелательности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации, ни решение о депортации за пределы Российской Федерации. Оганесян М.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, не имеет документов, удостоверяющих её личность, в связи с чем, она не подлежит пропуску через Государственную границу Российской Федерации, что делает невозможным исполнение решения о её депортации за пределы Российской Федерации. Ссылаясь на положения ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», административный истец просит суд вынести решение о помещении Оганесян М.С. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области или иное специальное учреждение органа УМВД России по Ивановской области до исполнения решения о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, сроком на 2 месяца.

Представитель административного истца УМВД России по Ивановской области ЧуринН.А. в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, в нем изложенным, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что административный истец принял все исчерпывающие меры к установлению гражданской принадлежности административного ответчика и исполнению решения о его депортации за пределы Российской Федерации,

Административный ответчик Оганесян М.С. в судебном заседании возражала против помещения его в специальное учреждение, поскольку она не является гражданином республики Грузия, никаких родственных и иных связей с данным государством не сохранилось. <данные изъяты>

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 27.05.2021 года ФСИН России вынесено распоряжение № 4156-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Оганесян М.С. (л.д. 6)

08.06.2021 года УМВД России по Ивановской области принято решение о депортации лица без гражданства Оганесян М.С. за пределы Российской Федерации. Исполнение решения о депортации осуществить после отбытия наказания, назначенного по приговору суда (л.д. 7-8).

Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением от 09.08.2021 года (л.д. 9-10).

09.08.2021 УМВД России по Ивановской области в соответствии с п. 9.3 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение о помещении лица без гражданства Оганесян М.С. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области или иное специальное учреждение органа УМВД России по Ивановской области сроком до 48 часов (л.д. 12-13).

Согласно справке об освобождении № 076241 от 12.08.2021 года Оганесян М.С. освобождена из ФКУ <данные изъяты> (л.д. 20).

В соответствии с письмом Посольства Швейцарии в Российской Федерации Секции интересов Грузии от <ДД.ММ.ГГГГ> согласно данным Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии, Оганесян Мадлена, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, не является гражданкой Грузии (л.д. 11).

Справкой ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской подтверждается направление Оганесян М.С. запроса в Посольство Швейцарии в Российской Федерации Секции интересов Грузии. В соответствии с ответом консульского учреждения иностранного государства Оганесян Мадлена Сергеевна гражданкой Грузии не является.

Представленными административным ответчиком доказательствами подтверждается наличие места жительства, возможность трудоустройства, получение среднего образования в г. Москва в период 1999-2002 годов, а также то, что Оганесян М.С. является матерью ФИО, родившейся <ДД.ММ.ГГГГ> в <данные изъяты>.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 года № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.

Уполномоченный орган республики Грузия отрицает, что Оганесян М.С. является гражданкой данного иностранного государства, документы, необходимые для выезда в республику Грузия отсутствуют. Сведениями о гражданской принадлежности Оганесян М.С. к иным государствам административный истец не располагает, напротив, в судебном заседании представитель административного истца показал, что УМВД России по Ивановской области предприняты исчерпывающие меры по документированию Оганесян М.С. документами, необходимыми для исполнения решения о депортации.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, приверженность к всеобщему пониманию и соблюдению которых получила широкое международно-правовое признание: как следует из ст. 1, 2, 15, 17, 19, 21, 46, 62, 64 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы России положений Всеобщей декларации прав человека (ст.ст. 3, 8, и 9), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 2 и 9) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т. 5), это право воплощает в себе наиболее значимое социальное благо, без которого немыслимы достоинство и ценность человеческой жизни и демократическое правовое устройство общества и государства, а его уважение и судебная защита исключают возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности; это означает, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении конституционных критериев необходимости и соразмерности, препятствующих невосполнимой утрате самого существа данного права, в равной степени гарантированного российским гражданам, иностранцам и лицам без гражданства и образующего, наряду с иными конституционными правами и свободами, основы правового статуса личности в Российской Федерации. Выявляя смысл конституционных гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что они распространяются не только на прямо указанные в ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей, но и на все другие виды лишения свободы; понятие «лишение свободы», имея по своему конституционно-правовому смыслу автономное значение, охватывает собой любые вводимые в отраслевом законодательстве ограничения, если они фактически влекут лишение свободы.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что административный истец исчерпал меры к исполнению решения о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, суд полагает, что правовых оснований, для помещения лица без гражданства Оганесян М.С. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Ивановской области к Оганесян М.С. о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180, 268, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Оганесян Мадлене Сергеевне о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 12 августа 2021 года.