ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/2021 от 16.02.2021 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-692/2021 (43RS0003-01-2021-000410-43)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2021 года г. Киров

Первомайский районный суд г. ФИО6 Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,

при секретаре Бакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области к муниципальному образованию г. Киров, администрации г. ФИО6, заместителю главы администрации г. ФИО6 ФИО3 ФИО9 о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Совет рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области (далее – СРКСС) обратился в суд с иском к муниципальному образованию г. Киров о признании действий незаконными. В обоснование указано, что {Дата} СРКСС подал информационное уведомление о проведении собрания {Дата} с (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. до (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. возле памятника ФИО2ФИО2, в количестве до (Данные деперсонифицированы) человек, в специально отведенном месте в соответствии с Федеральным законом от {Дата}{Номер} «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Ответом от {Дата}{Номер} администрация г. ФИО6 уведомила о введении на территории Кировской области режима повышенной готовности и приостановлении проведения публичных мероприятий с очным присутствием граждан в местах массового посещения граждан. Повторно {Дата} административный истец проинформировал администрацию г. ФИО6 о проведении запланированного собрания и о снижении количества участников до (Данные деперсонифицированы) человек с обеспечением санитарной дистанции, на что от администрации г.ФИО6 {Дата} поступил в адрес Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области ответ {Номер} аналогичный первоначальному ответу. Содержащийся в ответах отказ в проведении собрания нарушает право административного истца, закрепленное в Конституции РФ. Просит признать действия администрации г. ФИО6, выразившиеся в направлении необоснованных, немотивированных ответов от {Дата} за {Номер} и от {Дата} за {Номер}, незаконными; обязать администрацию г. ФИО6 повторно рассмотреть информационное уведомление от {Дата} и от {Дата} ФИО1, руководителя Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Исходя из характера спора, к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве административных соответчиков – администрация г. ФИО6, заместитель главы администрации г. ФИО6 ФИО3

Административный истец – председатель исполнительного комитета Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области – ФИО1 в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области – ФИО4 настаивала на удовлетворении иска. Пояснила, что оспариваемые ответы администрации г. ФИО6 фактически содержат отказ в согласовании проведении собрания, тем самым нарушают положения Конституции РФ, а также права административного истца.

Представитель административного ответчика - администрации г.ФИО6 ФИО5 возражала относительно удовлетворения административного иска по доводам отзыва, приобщенного к материалам дела.

Административный ответчик - заместитель главы администрации г. ФИО6 ФИО3 в судебное заседание не явилась. Уведомлена своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, с учетом бремени доказывания, возложенного законодательством на каждую из сторон характером рассматриваемого спора, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что {Дата} СРКСС обратился к главе администрации г. ФИО6 с информационным уведомлением о проведении собрания {Дата} с (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. до (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. в сквере (Данные деперсонифицированы) возле памятника ФИО2ФИО2, в количестве до (Данные деперсонифицированы) человек. Тема собрания: «(Данные деперсонифицированы)» (л.д. 12).

{Дата} администрацией г. ФИО6 в лице заместителя главы администрации г. ФИО6 ФИО3 дан ответ (исх. {Номер}), согласно которому администрация г. ФИО6 информирует заявителя о необходимости выполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности согласно указу губернатора Кировской области от {Дата}{Номер} и постановления правительства Кировской области от {Дата}{Номер} «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (л.д. 14).

{Дата} СРКСС повторно обратился к главе администрации г. ФИО6 с информационным уведомлением о снижении количества участников собрания до (Данные деперсонифицированы) человек и обеспечения санитарного расстояния 1,5 метра на собрании {Дата} с (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. до (Данные деперсонифицированы) час. (Данные деперсонифицированы) мин. в сквере (Данные деперсонифицированы) возле памятника ФИО2ФИО2 (л.д. 13).

{Дата} администрацией г. ФИО6 в лице заместителя главы администрации г. ФИО6 ФИО3 дан ответ (исх. {Номер}), согласно которому вновь поданная информация СРКСС не меняет сути направленного ответа администрацией г. ФИО6 от {Дата}{Номер} (л.д. 15).

Полагая, что указанные ответы администрации г. ФИО6 фактически являются запретом проведения публичного мероприятия и нарушают положения Конституции РФ, Совет рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области обратился в суд.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона {Дата}{Номер} «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В силу ст. 5 Федерального закона {Дата}{Номер} «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Согласно ст. 7 Федерального закона {Дата}{Номер} «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Из ст. 8 Федерального закона {Дата}{Номер}О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

В силу ст. 5 Закона Кировской области от {Дата}{Номер} «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» использование специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места) осуществляется по их назначению с соблюдением санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности.

Норма предельной заполняемости специально отведенных мест для публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется, а также для помещений, не оборудованных стационарными зрительскими местами, - один человек на 0,5 квадратного метра; для помещений, оборудованных стационарными местами для зрителей, - из расчета количества посадочных мест, при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.

Постановлением Правительства Кировской области от {Дата}{Номер} «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Кировской области» в городе Кирове специально приспособленным местом определена площадь у памятника ФИО2 ({Адрес}).

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, обжалуемые действия государственного органа, должностного лица могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания (подтверждения) нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием) возложена именно на административного истца. Однако каким-либо допустимыми и относимыми доказательствами нарушение прав исковой стороны не подтверждено.

По мнению суда, содержащиеся в ответе администрации г. ФИО6 администрацией г. ФИО6 в лице заместителя главы администрации г. ФИО6 ФИО3 от {Дата}{Номер}, информирование заявителя о введении на территории Кировской области режима повышенной готовности Указом Губернатора Кировской области от {Дата}{Номер}, а также о приостановлении проведения мероприятий (акций) с очным присутствием граждан в местах массового посещения граждан, а также предупреждение о возможности привлечении к ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, его подтверждение в ответе от {Дата} исх. {Номер}, не нарушают прав административного истца на проведение публичного мероприятия. Запрета на проведение публичного мероприятия не содержат.

Доводы административного истца о нарушении права на свободу собраний и участие в публичных мероприятиях по обстоятельствам дела суд признает несостоятельными. Оспариваемые ответы вопреки доводам истца не лишали его возможности и не ограничивали право на проведение и участие в публичных мероприятиях при соблюдении установленного законом порядка и требований к их проведению, в т.ч. с учетом режима повышенной готовности, обусловленного распространением коронавирусной инфекции. При этом соблюдения данных требований является неотъемлемым элементом права на проведение и участие в публичных мероприятиях. Отказ инициатора от проведения публичного мероприятия осуществлен им самостоятельно.

Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области, поскольку совокупность условий для его удовлетворения отсутствует. Оспариваемые ответы приняты в соответствии с предоставленными полномочиями, не противоречат требованиям законодательства, не содержат запрета на проведение публичного мероприятия и прав заявителя не нарушают. Субъективное восприятие оспариваемых ответов представителями исковой стороны, как содержащих запрет на проведение собрания, искусственное создание препятствий в отсутствие объективных данных о наличии таковых, не могут являться основанием для удовлетворения иска.

Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Судебные расходы административного истца возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных требований Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. ФИО6 в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова

Решение суда в окончательной форме принято {Дата}

Решение20.02.2021