Мотивированное решение изготовлено 08.07.2022
КОПИЯ.Дело №А-691/2022
(2А-692/2022)
УИД 66RS0№-90
(66RS0№-87)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата.Берёзовский
Берёзовский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевчик Я. С.,
при секретаре судебного заседания Мироновой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №А-691/2022 (2а-692/2022) по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата,
по административному иску ФИО1 к администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата. В обоснование заявленных административных исковых требований административные истцы указывают, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1199 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано дата, о чем произведена запись о регистрации № В настоящее время доля ФИО1 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № составляет 2/3 доли. ФИО3 на праве собственности принадлежит 1/3 доли в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1199 кв.м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>. Земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель: земли поселений, целевое использование : для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка 1199 кв.м, кадастровый №, адрес: : <адрес><адрес>. Административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и заключении соглашения о предоставлении административным истцам земельного участка в кадастровым номером № в размере 1199 кв.м, принадлежащего в настоящее время административным истцам на праве собственности, и увеличения указанного участка на 254 кв.м. Администрацией Берёзовского городского округа было принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, отказ был изложен в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№. Административные истцы полагают, что отказ, изложенный в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№ не правомерен, не соответствует нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления административных истцов о перераспределении земельного участка административный ответчик указывает на единственное обстоятельство – нахождение испрашиваемого земельного участка в зонах затопления (подтопления) и положения ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Административные истцы в обоснование несогласия с указанным основанием указали, что на территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. Установление водоохранных зон не влечет за собой и изъятие земельных участков, расположенных на этих территориях, у землевладельцев и землепользователей, а также запрета на совершение сделок с землей или водными объектами, а обязует соблюдать соответствующий режим использования земельных участков, установленный Водным кодексом Российской Федерации и иным законодательством в отношении водоохранных зон. Следовательно, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не ограничивается. Административные истцы просят признать незаконными действия администрации Берёзовского городского округа, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№. Возложить на администрацию Берёзовского городского округа обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Березовского городского округа <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата. В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1234 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано дата. Земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель: земли поселений, целевое использование : для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка 1234 кв.м, кадастровый №, адрес: : <адрес><адрес>. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и заключении соглашения о предоставлении административному истцу земельного участка с кадастровым номером № в размере 1234 кв.м, принадлежащего в настоящее время административному истцу на праве собственности, и увеличения указанного участка на 481 кв.м. Администрацией Берёзовского городского округа было принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:100, отказ был изложен в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№. Административный истец полагает, что отказ, изложенный в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№ не правомерен, не соответствует нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления административных истцов о перераспределении земельного участка административный ответчик указывает на единственное обстоятельство – нахождение испрашиваемого земельного участка в зонах затопления (подтопления) и положения ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Административный истец в обоснование несогласия с указанным основанием указал, что на территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. Установление водоохранных зон не влечет за собой и изъятие земельных участков, расположенных на этих территориях, у землевладельцев и землепользователей, а также запрета на совершение сделок с землей или водными объектами, а обязует соблюдать соответствующий режим использования земельных участков, установленный Водным кодексом Российской Федерации и иным законодательством в отношении водоохранных зон. Следовательно, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не ограничивается. Административный истец просит признать незаконными действия администрации Берёзовского городского округа, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, изложенном в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№. Возложить на администрацию Берёзовского городского округа обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административного истца.
Определением Берёзовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.(л.д.1-3, 78-80 том 1).
Определением Берёзовского городского суда <адрес> от дата объединены в одно производство административное дело №а-691/2022 и административное дело №а-692/2022, присвоен №а-691/2022. (л.д.67-68 том 1).
Определением Берёзовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Нижне – Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные административные исковые требования поддерживает в полном объеме, о чем в материал дела имеется заявление (л.д.15 том 2).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила для представления своих интересов в суде представителя ФИО4
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО4, действующий на основании доверенности <адрес>4 от дата, выданной на срок пять лет, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, поддерживает требования, заявленные в административном иске в полном объеме, о чем в материалах дела имеется заявление (л.д.36 том 2).
Представитель административного ответчика Администрации Березовского городского округа, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Березовского городского округа, о чем в материалах дела имеется телефонограмма, а также направили в адрес суда возражения и дополнения к возражениям. Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 187-189 том 1, л.д. 22-23 том 2).
Представитель заинтересованного лица Нижне – Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Нижне – Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.26-27 том 1).
Стороны надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебных извещений, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от дата № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном Интернет-сайте Берёзовского городского суда <адрес> berezovskу.svd@sudrf.ru.
Суд на основании ч.6 ст.226, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Из статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст. 17, 18, 19, 120 Конституции Российской Федерации, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В силу положения ст.ст. 1, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий:
- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам;
- нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
При перераспределении земельных участков их целевое назначение и разрешенное использование не меняется, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены гл. V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.(часть 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п.п.2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.(п.5 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п.п.8, 8.1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Основания отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в п. 9 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. (п.9 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.(п.10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.(пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, не оспаривалось сторонами, земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1199 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО1 (2/3 доли), ФИО2 (1/3 доли) с дата (л.д.48-59 том 1).
Также судом установлено, подтверждается материалами дела, земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1234 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес> находится в собственности ФИО1.(л.д.112-124 том 1).
дата административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и заключении соглашения о предоставлении административным истцам земельного участка в кадастровым номером № в размере 1199 кв.м, принадлежащего в настоящее время административным истцам на праве собственности, и увеличения указанного участка на 254 кв.м.(л.д.35-36 том 1).
Администрацией Берёзовского городского округа было принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, отказ был изложен в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№(л.д.61 том 1).
Административный истец ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и заключении соглашения о предоставлении административному истцу земельного участка с кадастровым номером 66№ в размере 1234 кв.м, принадлежащего в настоящее время административному истцу на праве собственности, и увеличения указанного участка на 481 кв.м.(л.д.103-104 том 1).
Администрацией Берёзовского городского округа было принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, отказ был изложен в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№.(л.д.126 том 1).
В решениях от дата№, от дата№ административный ответчик ссылаясь на п.6 ст. 11.9, пп.3 п.16 ст. 11.10, пп.11, 12 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказал административным истцам в перераспределении земельного участка и земель, и в утверждении схемы расположения.(л.д.12 том 1, л.д.87 том 1). В обоснование административный ответчик указал в обоих решениях о следующем. Согласно полученным в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведениям из Единого государственного реестра недвижимости образуемый в результате перераспределения земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории – реестровый №.241 (Зона сильного подтопления территории <адрес>), реестровый №.№ (Зона умеренного подтопления территории <адрес>), реестровый №.№ (Водоохранная зона реки Пышма и ее притоков), реестровый №.№ (Прибрежная защитная полоса реки Пышма и ее притоков). В соответствии с п.6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается, в том числе размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Образование земельного участка в нарушение требований федеральных законов недопустимо в соответствии с требованиями п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Дополнительно сообщают, что согласно имеющимся данным в границах испрашиваемого для перераспределения земельного участка расположена канава.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, подтверждается ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по УФО» от дата, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН содержатся сведения о расположении данного земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон затопления, подтопления. ЗОУИТ внесен в ЕГРН дата, дата, в отношении данного земельного участка в ЕГРН также содержатся сведения о расположении данного земельного участка в границах водоохранных зон, ЗОУИТ внесен дата. (л.д.146-148 том 1).
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, подтверждается материалами дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером № ЕГРН содержатся сведения о расположении данного земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, также содержатся сведения о расположении данного земельного участка в границах водоохранных зон(л.д.113-114 том 1).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п.7 ст. 6 КАС РФ).
В силу ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп.12 п.9 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К числу ограниченных в обороте относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, не отнесенные к изъятым из оборота.
Согласно п.17 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны затопления и подтопления.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий.(пункт 7 части 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление, подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.(ч.5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.(ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. (ч.7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.(пункт 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 360 «О зонах затопления, подтопления»).
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п.5 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 360 «О зонах затопления, подтопления»). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п.3 ч.2 ст. 7 Федерального закона от дата N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.(п.18 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 360 «О зонах затопления, подтопления»).
В силу п.24 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленный законом перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В связи с чем, суд не может согласиться с доводом административного ответчика о том, что основанием для отказа в перераспределении земельных участков также является нахождение испрашиваемого к перераспределению земельного участка в зоне сильного подтопления.
Суд отмечает, что в силу пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. С учетом этого, Администрация Берёзовского городского округа не лишена возможности указать конкретные ограничения, при наличии таковых, в заключаемом соглашении.
Кроме того в силу пункта 12 статьи 41 Федерального закона от дата N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поименованные ограничения могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
Суд также отмечает, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (часть 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указав в решении № от дата, от дата№ об отказе в перераспределении земельного участка и земель, и в утверждении схемы расположения, ссылку на подпункт 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации) первый заместитель главы администрации Берёзовского городского округа ФИО5 не привел те требования, которым противоречит представленная схема и не раскрыл ее недостатки, что не отвечает требованиям части 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения требований административных истцов ФИО1, ФИО2, в соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что решения административного ответчика противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы административных истцов. Ввиду вышеизложенного суд приходит к выводу о незаконности действия администрации Берёзовского городского округа <адрес>, выразившегося в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата, о незаконности действия Берёзовского городского округа <адрес>, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка, изложенном в письме № от дата.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения в суд административными истцами не пропущен, доказательства обратного стороной административного ответчика не представлены.
Суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности и по своему внутреннему убеждению; постанавливая решение, учитывает, что в судебном заседании у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу. Лицам, участвующим в судебном заседании были созданы условия для всестороннего исследования имеющихся доказательств. Сторонам были разъяснены и понятны бремя доказывания; стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, дополнений к рассмотрению дела по существу не возникло. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований. Каких-либо иных требований от административных истцов не поступило.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО1, ФИО2 - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Берёзовского городского округа <адрес>, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:101, изложенном в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№.
Возложить на администрацию Берёзовского городского округа обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов ФИО1, ФИО2 в сроки установленные законом и в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем сообщить административным истцам и в Березовский городской суд <адрес>.
административный иск ФИО1, - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Берёзовского городского округа <адрес>, выразившиеся в отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № изложенном в письме первого заместителя главы администрации Берёзовского городского округа от дата№.
Возложить на администрацию Берёзовского городского округа обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административного истца ФИО1 в сроки установленные законом и в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем сообщить административному истцу и в Березовский городской суд <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд <адрес>.
Председательствующий:
Судья Берёзовского городского суда
<адрес> Я. С. Шевчик
«КОПИЯ ВЕРНА» Судья: Я.С.Шевчик Секретарь судебного заседания Березовского городского суда <адрес>А.В.Миронова «08» июля 2022 г. | Подлинник документа находится в материалах дела №а-691/2022 Березовского городского суда <адрес> Судья: Я.С.Шевчик Секретарь судебного заседания Березовского городского суда <адрес>А.В.Миронова |
По состоянию на «08» июля 2022 года решение в законную силу не вступило. Судья: Я.С.Шевчик Секретарь судебного заседания Березовского городского суда <адрес>А.В.Миронова |