Дело №2а-6930/18
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 августа 2018 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бусыгина Д.А.
с участием административного истца ФИО1
представителя административных соответчиков ФИО2
при секретаре Перваковой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к заместителю министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО3, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что 19 марта 2018 года через Интернет-приемную портала Кабинета Министров Республики Татарстан она обратилась в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ (далее по тексту - Министерство). В обращении она просила предоставить расшифровку размера субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно ежемесячно за период с апреля 2005 года по март 2018 год. 26 апреля 2018 года на адрес электронной почты истца поступил ответ от Министерства №01-17/-2716/1670 от 16 апреля 2018 года за подписью заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО3 В вышеуказанном ответе предоставлен расчет субсидий-льгот на примере ноября 2007 года и февраля 2018 года по домохозяйству истца, информация о расшифровке размера субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно за каждый месяц запрашиваемого периода по настоящее время представлена не была.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не предоставлении информации – расшифровки размера субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно ежемесячно за период с апреля 2005 года по март 2018 года.
В ходе судебного разбирательства административным истцом были дополнены заявленные требования и она также просила суд обязать административных ответчиков предоставить расшифровку размера субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно ежемесячно за период с апреля 20005 года – марта 2018 года.
На судебном заседании административный истец требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях, а также пояснила, что получение информации через телекоммуникационную систему «Интернет» или специальный Инфомат «Электронный Татарстан» является ее правом, а не обязанностью, в связи с чем, административные ответчики должны были представить требуемую информацию в своем ответе на обращение, чего сделано не было.
Представитель административных ответчиков на судебном заседании требования не признал согласно представленного суду письменного отзыва на административное исковое заявление, также дополнительно пояснил, что вся необходимая истцу информация имеется в свободном доступе на портале государственных услуг, о чем также было сообщено в ответе на обращение.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца и представителя административных соответчиков, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
…3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
…4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
В соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24 апреля 2018 года №1097-О, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1163-О, от 29 сентября 2015 года N 2310-О, от 25 мая 2017 года N 1009-О, от 28 сентября 2017 года N 1863-О и др.).
Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Судом установлено, что 19 марта 2018 года административный истец обратилась в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан посредством Интернет-приемной Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В поданном заявлении административный истец просила предоставить ей расшифровку размера субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно ежемесячно за период апреля 2005 года по март 2018 года.
Согласно ответа №01-17/Ш-2716/1670 от 16 апреля 2018 года, административному истцу был разъяснения порядок и условия предоставления субсидий-льгот, в частности было указано, что в период с января 2005 года – по сентябрь 2015 года включительно субсидия-льгота инвалидам предоставлялась в размере 50% на долю инвалида от начислений за фактические объемы потребления жилищно-коммунальных услуг. С 1 октября 2015 года расчет субсидий-льгот производится исходя их объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке. При этом, порядок и условий предоставления субсидий-льгот регламентируется постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года №126. Также в ответе представлен формула, по которым рассчитывается конкретная сумма субсидии-льготы. Административному истцу разъяснено, что за период с 1 мая 2005 года по 31 июля 2006 года размер субсидий-льгот рассчитывался из расчета 50% от ее 1/5 доли в домохозяйстве, с 1 августа 2006 года по 31 августа 2006 года – из расчета 50% от ее 1/3 доли в домохозяйстве, а с 1 сентября 2006 года – из расчета 50% от 1/1 доли в ее домохозяйстве с учетом одного человека. Приведены примеры расчета субсидии-льготы по домохозяйству административного истца на примере ноября 2007 года и февраля 2018 года с указанием конкретной услуги, единицы ее измерения, тарифа, объема потребления услуги и рассчитанной суммы льготы по приведенной формуле. Также указано, что у истца есть возможность более подробно получить сведения о расчете субсидий-льгот в разрезе жилищно-коммунальных услуг на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, а о размере начисленных сумм субсидий-льгот конкретно административному истцу она может узнать в Инфомате «Электронный Татарстан (л.д. 16-20).
Административный истец не согласна с данным ответом, полагает, что он является не полным и в нем не отражен ответ на поставленные ею вопросы.
Проанализировав данный административному истцу ответ на ее обращение от 16 апреля 2018 года, суд приходит к выводу, что нарушений положений действующего законодательства административными соответчиками не допущено. Так, в представленном ответе имеются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок начисления субсидий-льгот, подробно описан механизм их начисления исходя из приведенных нормативно-правовых актов, а также представлены формулы их расчета. Порядок и пример расчета конкретного размера субсидии-льготы по каждой услуге отдельно. То есть административному истцу предоставлена расшифровка размера субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой услуге отдельно путем указания формулы расчета, примеры применения формулы и расчета субсидии-льготы.
Также, административному истцу было разъяснено, что интересующую ее информацию о размере субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг она также может получить на Портале государственных и муниципальных услуг на конкретном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и Инфомате «Электронный Татарстан» в свободном доступе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление административного истца было рассмотрено по существу, из содержания ответа от 16 апреля 2018 года усматривается раскрытие поставленных в обращении вопросов, а также указано на возможность получения информации в открытых источниках такой информации.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к заместителю министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО3, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.
Судья Советского
районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин
Мотивированное решение суда составлено 20 августа 2018 года
Судья Д.А. Бусыгин