ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6930/19 от 15.10.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6930/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года

23 октября 2019 года мотивированное решение

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-6930/2019 по иску административному иску ЗАО «ТТС-Прогресс» к Территориальному отделу Территориального управления Госадмтехнадзора Московской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «ТТС-Прогресс» обратилось в суд с административным иском к Территориальному отделу Территориального управления Госадмтехнадзора Московской области, мотивируя свои требования тем, что Консультантом территориального отдела территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области ФИО1, ДД.ММ.ГГ в отношении ЗАО «ТТС-Прогресс» в связи с не заключением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне действия которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, был составлен Протокол об административном правонарушении , ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ и выдано Предписание от ДД.ММ.ГГ об устранении выявленных нарушений путем заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Каширский РО» - региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в срок до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ должностным лицом было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО «ТТС-Прогресс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Люберецкого городского суда Московской области по делу от ДД.ММ.ГГ, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Административный истец считает, что вынесенное Предписание нарушает его права и законные интересы, а обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, возложена органом государственной власти незаконно, поскольку он не является собственником коммунальных отходов, является арендатором нежилых помещений и по договору аренды обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором возложена на арендодателя, а арендатор компенсирует эти расходы арендной платой.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении своих требований.

Представитель административного ответчика в судебное заседание с надлежащими полномочиями представителя (отсутствие диплома о высшем юридическом образовании) не явился.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Консультантом территориального отдела территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области ФИО1, ДД.ММ.ГГ в отношении ЗАО «ТТС-Прогресс» в связи с не заключением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне действия которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, был составлен Протокол об административном правонарушении , ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ и выдано Предписание от ДД.ММ.ГГ об устранении выявленных нарушений путем заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Каширский РО» - региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в срок до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ должностным лицом было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО «ТТС-Прогресс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Люберецкого городского суда Московской области по делу от ДД.ММ.ГГ, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Вместе с тем, административный ответчик настаивает на выполнении требований предписания, направив административному истцу новое предписание от ДД.ММ.ГГ о не выполнении оспариваемого предписания.

Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду и иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1. Закона 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом 89-ФЗ; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под региональным операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами подразумевается оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с положениями главы V.I. Закона 89-ФЗ и положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

В соответствии с п. 1 ст. 24.7. Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Согласно с п. 4 ст. 24.7. Закона 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, согласно п. 5 Постановления Правительства-1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, при этом под потребителем, согласно понятиям, изложенным в п. 2 Постановления Правительства-1156, понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанной заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Право собственности на твердые коммунальные отходы, согласно ст. 4 Закона 89-ФЗ, определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с подпунктом в) пункта 8(1) Постановления Правительства-1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в «иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами».

Адресом места совершения правонарушения согласно Протокола и Предписания - <адрес> является адрес места нахождения Административного истца.

По указанному адресу расположено <...>-х этажное нежилое административное здание общей площадью <...> кв.м. на земельном участке общей площадью <...> кв. м, кадастровый . Собственником нежилого административного здания и земельного участка является ОАО «Технотранссервис Инжиниринг».

ОАО «Технотранссервис Инжиниринг» - арендодатель на основании заключенного краткосрочного Договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ, предоставил административному истцу в аренду нежилое офисное помещение общей площадью <...> кв. м. и имущество (оборудование и мебель), находящееся в арендуемом нежилом помещении п. 1.1 Договора аренды). В соответствии с п. 1.2. Договора аренды, нежилое помещение передается по целевому назначению: в качестве нежилого офисного помещения.

В соответствии с п. 3.9. Договора аренды административный истец самостоятельно оплачивает расходы, связанные с его деятельностью, осуществляемой в арендуемом нежилом помещении, за исключением расходов на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором. Расходы на оплату услуг и обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются такие отходы, включены в состав арендной платы по договору аренды в качестве эксплуатационных расходов. Согласно пункту (xv) подраздела «Эксплуатационные расходы» Договора аренды в состав эксплуатационных расходов входит внутренняя уборка мест общего пользования, уборка арендуемого нежилого помещения, влажная уборка мест общего пользования и арендуемого нежилого помещения, предоставление емкостей для твердых коммунальных отходов в места общего пользования и арендуемое нежилое помещение, освобождение емкостей от образованных твердых коммунальных отходов, в местах общего пользования и арендуемом нежилом помещении, освобождение арендуемого. жилого помещения от образованных крупногабаритных твердых коммунальных отходов, вынос и складирование образованных на территории нежилого административного здания твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, в место их складирования на территории земельного участка, на котором расположено нежилое административное здание.

В соответствии с абзацем 2 п. 3.9. Договора аренды, на основании положений ст. 4 Закона 89-ФЗ, в соответствии с которым право собственности на твердые коммунальные отходы определяются в соответствии с гражданским законодательством; п. 3 ст. 218 ГК РФ, согласно которому лицо может приобрести право собственности на имущество, от которого собственник отказался; ст. 226 ГК РФ, в соответствии с которой движимые вещи, оставленные собственником с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность, лицо, в собственности которого находится объект, где находится брошенная вещь или отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность; п. 1 ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которым право собственности прекращается при отказе собственника от права собственности; ст. 236 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Административный истец отказался от права собственности на все образуемые в арендуемом нежилом помещении твердые коммунальные отходы и собственником всех твердых коммунальных отходов, образованных в арендуемом административным истцом нежилом помещении является Арендодатель – ОАО «Технотранссервис Инжиниринг», оказывающее услуги по сдаче в аренду нежилых офисных помещений и осуществляющее, как собственник, содержание и эксплуатацию нежилого административного здания, в том числе, уборку мест общего пользования и арендуемого административным истцом нежилого помещения от образовавшихся твердых коммунальных отходов.

Обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, возникшая в силу положений п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ, возложена на ОАО «Технотранссервис Инжиниринг» как собственника образующихся твердых коммунальных отходов в арендуемом административным истцом по договору аренды нежилом помещении. Указанная обязанность по заключению Арендодателем договора на оказание обращению с твердыми коммунальными отходами также предусмотрена п. 4.3. аренды.

В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений, вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды. В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за арендатором, согласно указанным выше положениям Закона и Кодекса.

Таким образом, административный истец, не являясь субъектом, на которого распространяется обязанность, предусмотренная п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ, не обязан заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 – 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ЗАО «ТТС-Прогресс» к Территориальному отделу Территориального управления Госадмтехнадзора Московской области о признании незаконным предписания– удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Предписание Госадмтехнадзора Московской области об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Неграмотнов