ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6939/20 от 05.10.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-6939/2020

УИД 23RS0040-01-2019-007508-51

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Дордуле Е.К.,

при помощнике ФИО1,

с участием помощника прокурора Овдиенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования г. Краснодар, заинтересованное лицо ООО «Виктория-96» о признании незаконными постановлений органа местного самоуправления в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными пункта 20 приложения к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2014г. № 10109 «О проведении муниципальных ярмарок в 2015 году», пункта 7 приложения к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 28.12.2015г. № 8817 «О проведении муниципальных ярмарок в 2016 году».

В обоснование требований указано, что оспариваемыми постановлениями нарушаются его права как собственника имущества, поскольку он не давал своего согласия на организацию периодичной ярмарки на его 134 торговых места. Кроме того, постановления являются незаконными, так как указанное в них количество торговых мест ООО «Виктория-96» не соответствовало действительности. Также указал, что им 02.12.2015 были заключены договора с арендаторами о предоставлении 134 торговых мест.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица ООО «Виктория-96» по доверенности ФИО6, ФИО7 просили суд отказать в заявленных требованиях и применить срок исковой давности. Предоставили отзыв на исковое заявление.

Помощник прокурора ФИО4 возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар не явился о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Порядок организации и проведения ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар установлен законом Краснодарского края от 01.03.2011г. № 2195-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» и Порядком организации ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 05.09.2012г. № 7693 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар» (далее - Порядок).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона основанием для проведения ярмарки, выставки-ярмарки является решение администрации муниципального образования, на территории которого проводится ярмарка, выставка-ярмарка.

Такое решение принимается в виде постановления администрации муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона организатором краевых ярмарок, выставок-ярмарок является уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, муниципальных ярмарок, выставок-ярмарок - администрация соответствующего муниципального образования, межмуниципальных ярмарок, выставок-ярмарок - администрации соответствующих муниципальных образований.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели могут выступать организаторами всех указанных в настоящей части видов ярмарок, выставок- ярмарок.

Согласно части 1 статьи 9 Закона (в редакции от 29.05.2014г., действовавшей на момент обращения в 2014г.) организаторы ярмарки, выставки-ярмарки направляют заявку на проведение ярмарки, выставки-ярмарки (далее также - заявка) в администрацию соответствующего муниципального образования, за исключением случая, когда организатором ярмарки, выставки- ярмарки является администрация муниципального образования.

В соответствии с частью 3-5 указанной статьи, заявка на проведение периодичной ярмарки, выставки-ярмарки подается до 1 декабря года, предшествующего году, в течение которого планируется проведение ярмарки, выставки-ярмарки. В этом случае администрация муниципального образования принимает решение о проведении ярмарки, выставки-ярмарки, которое действует в течение одного календарного года.

Заявка на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должна содержать информацию о специализации ярмарки, выставки-ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, выставки-ярмарки, примерном количестве участников ярмарки, выставки-ярмарки, а также:

1) для юридического лица - информацию о полном и сокращенном (в случае, если имеется) наименовании юридического лица, в том числе фирменном наименовании, об организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения (юридический адрес);

2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество и его почтовый адрес.

К заявке на проведение ярмарки, выставки-ярмарки прилагаются:

юридическим лицом - копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

индивидуальным предпринимателем - копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе.

На момент обращения в 2015 году часть 5 статьи 9 была признана утратившей силу (Закон Краснодарского края от 25.06.2015г. N 3203-K3).

Основанием для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки являлись непредставление либо неполное представление сведений, указанных в частях 4, 5 статьи 9 (в редакции от 29.05.2014г.), а в 2015г. не предоставление либо неполное предоставление сведений указанных в части 4 (в редакции от 25.06.2015г.).

Как установлено судом, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2014г. № 10109 утвержден перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар в 2015 году, в пункте 20 указана ярмарка по ул. Карасунской, 86 в городе Краснодаре, организатор ООО «Виктория-96».

Согласно представленным в материалы дела документам, основанием для включения ООО «Виктория-96» в перечень ярмарок явилось заявление от 26.11.2014, подписанное директором ООО «Виктория-96» ФИО8, об организации розничной периодичной (универсальной) ярмарки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров по адресу: <...>. Срок проведения ярмарки с 01.01.2015г. по 31.12.2015г.

К заявлению были приложены копии следующих документов: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 № 0038068 от 17.06.1999г., свидетельства о праве собственности на земельный участок от 30.06.2010г. № 23-АИ № 037554 и от 29.06.2010г. 23-АИ № 037549, выписка из ЕГРЮЛ от 24.11.2014г. № 67607.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.12.2015 № 8817 утвержден перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар в 2016 году, в пункте 59 указана ярмарка по ул. Карасунской, 86 в городе Краснодаре, организатор ООО «Виктория-96», основанием для включения которой явилось заявление от 05.11.2015, подписанное директором ООО «Виктория-96» ФИО8, об организации розничной периодичной (универсальной) ярмарки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров по адресу: <...>. Срок проведения ярмарки с 01.01.2016 по 31.12.2016.

К заявлению были приложены копии следующих документов: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 № 0038068 от 17.06.1999г, свидетельства о праве собственности на земельный участок от 30.06.2010г. № 23-АИ № 037554, от 29.06.2010г. 23-АИ № 037549, копия выписки из ЕГРЮЛ от 30.10.2015г. № 4105В/2015.

Согласно положениям Закона Краснодарского края от 01.03.2011г. № 2195-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» основанием для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки являлись непредставление либо неполное представление сведений, указанных в частях 4, 5 статьи 9 (в редакции от 29.05.2014г), а в 2015 не предоставление либо неполное предоставление сведений указанных в части 4 (в редакции от 25.06.2015г).

Оценивая представленные документы, на основании которых ответчик принял обжалуемые постановления, суд приходит к выводу, что заявки на проведение ярмарки, а также пакет документов соответствовали требованиям, установленным статьей 9 Закона. Оснований для отказа у администрации не имелось. Решение о проведении ярмарки принято уполномоченным органом и в соответствии с действующими нормами.

Требование о приложении к заявке согласия собственника (землепользователя, землевладельца), арендатора земельного участка (объекта имущественного комплекса) в простой письменной форме на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке в случае, если организатор ярмарки, выставки-ярмарки не является собственником (землепользователем, землевладельцем), арендатором земельного участка (объекта имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки на которое ссылается административный истец в подтверждении своих доводов введено Законом Краснодарского края от 05.10.2018г. № 3863-K3.

Таким образом, ни в 2014г, ни 2015г. согласие собственника (землепользователя, землевладельца), арендатора земельного участка (объекта имущественного комплекса) на проведение ярмарки не требовалось.

Кроме того, суд так же учитывает, что право собственности на долю в праве общей долевой собственности земельный участок и павильоны зарегистрировано за административным истцом 27.11.2015, то есть уже после того, как была подана заявка.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая в силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством существования зарегистрированного права, признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.

По правилам части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Таким образом, довод административного истца о том, что заявка на проведение ярмарки в 2016 году направлена обществом 05.11.2015 то есть уже после того как 01.09.2015 из его состава вышло двое участников и были поданы документы на государственную регистрацию права, что повлекло по мнению истца, издание незаконного постановления отклонен судом ввиду его необоснованности.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4), предусматривает, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (пункт 4 части 2 статьи 125), и допускает возможность обращения с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части только тех лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208).

Пунктом 4 части 2 статьи 220 КАС РФ определено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).

Вместе с тем, в административном исковом заявлении отсутствуют сведения о том, каким образом оспариваемыми постановлениями нарушены права, свободы и законные интересы ФИО2, какими действиями созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Не указал истец и о том, какие негативные правовые последствия для него повлекло включение ООО «Виктория-96» принадлежащих ему торговых мест в перечень ярмарок, при этом учитывая, что заключенные им 02.12.2015 договора аренды о предоставлении 134 торговых мест по настоящее время не утратили силу и продолжают действовать.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, в случае реализации субъективного права на обращение в суд, на административного истца, как инициатора процесса, возлагается обязанность по доказыванию существования события, нарушающего его права и законные интересы с представлением относимых, допустимых и достаточных доказательств существующих фактов, а также какие непосредственно права, свободы и законные интересы нарушены, в чем выражено данное нарушение, представить этому соответствующие доказательства и документы.

Однако административным истцом указанные требования не выполнены. Так же в ходе рассмотрения настоящего дела не было доказано нарушений требований законодательства со стороны ответчика при принятии им данных постановлений.

Согласно письму прокуратуры г. Краснодара от 18.09.2020, оспариваемые постановления администрации МО г. Краснодара не носят нормативного характера применительно к характеристикам нормативного правового акта, указанным в п. 1Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых ворпросах, возникающих в судебной практике при рассмотрениями арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», в соответствии с ФЗ от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупуционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза по ним не проводилась.

Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, с требованиями о признании незаконными постановлений от 30.12.2014г., 28.12.2015г. в части ФИО2 обратился в суд 30.05.2019 то есть, пропустив установленный законом срок.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Между тем, ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено. Доводы административного истца о том, что оспариваемые постановления ранее он не получал, так как не включался в состав организаторов ярмарки, получил их только 19.04.2019 и в связи с этим не мог ранее обратиться в суд о признании этих постановлений незаконными ввиду их отсутствия, суд воспринимает критически, так как оба оспариваемых постановления опубликованы «Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар», 31.12.2014г. №21 и на официальном интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы 31.12.2014г. (т. 1 л.д.133-134).

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из изложенного, оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, учитывая отсутствие претензий по этим же основаниям к ООО «Виктория-96», суд пришел к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении требований в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО2 в удовлетворении требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Е.К. Дордуля

Мотивированное решение изготовлено: 18.10.2021

Судья Е.К. Дордуля