ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6949/20 от 01.12.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-6949/2020

УИД 03RS0003-01-2020-002767-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 01 декабря 2020 года

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре Касимовой А.А.,

с участием представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан - ФИО1 (дов. от 27.12.2019 года),

представителя административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе - ФИО2 (дов. от 31.12.2019 года),

представителя административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - ФИО3 (дов. от 09.11.2020 года),

представителя административного ответчика Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе - законного представителя начальника Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе ФИО4 (уд.БАШ ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора города Уфы Воронова С.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе, Министерству внутренних дел России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокурор города Уфы Республики Башкортостан Воронов С.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе, Министерству внутренних дел России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (с учетом уточнения) о признании бездействия Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 , незаконным, обязании Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе в течение года со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия в здании Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе:

- в прогулочном дворе установить горку для несовершеннолетних (детей),

- организовать взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних,

- в палате инфекционного изолятора установить кирпичную перегородку кабины, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой города по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения миграционного законодательства в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе (далее по тексту - Центр), по результатам проверки Управлению МВД России по городу Уфе прокурором города выдано предписание с требованием рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору города в установленный законом 30-дневный срок с приложением копий приказов о привлечении к ответственности виновных лиц, предписание не исполнено, чем допущено незаконное бездействие.

В судебном заседании представитель Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан - ФИО1, представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе - ФИО2, представитель административного ответчика Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе - законный представитель начальника Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе ФИО4, представитель административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - ФИО3 возражали по доводам административного искового заявления, просили в удовлетворении отказать, указали, что выявленные нарушения устранены в полном объеме.

Другие стороны и лица на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года , МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно пунктам 5,14 данного Положения МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России.

В силу п. 1 Положения о центре Временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Уфе, утвержденного приказом МВД по РБ от 23.03.2017 , Центр временного содержания является структурным подразделением Управления МВД России по г. Уфе - специальным учреждением, предназначенным для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с Международным договором Российской Федерации о реадмисси, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе, утвержденного приказом МВД по РБ от 19.12.2017 №, территориальный орган входит в состав органов внутренних дел, подчиняется Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан и осуществляет свою деятельность в пределах границ г. Уфа РБ согласно утвержденным МВД по РБ схемам размещения территориальных органов.

Согласно пп. 30 п. 10 данного Положения Управление территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

В силу пп. 29 п. 13 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Башкортостан, утвержденного приказом МВД России от 31.07.2017 , МВД по Республике Башкортостан обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

Подпунктом 51 п. 13 данного Положения установлено, что МВД по Республике Башкортостан осуществляет материально-техническое обеспечение МВД по Республике Башкортостан, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за МВД по Республике Башкортостан на праве оперативного управления.

В связи с указанным обязанность по обеспечению соответствия Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе Типовым требованиям, утвержденным приказом ФМС России от 26.09.2014 возложена на Управление МВД России по г. Уфе и Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что прокуратурой города по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения миграционного законодательства в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе.

В ходе проверки установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан.

Согласно п. 1 ст. 35.2 Федерального закона № 115-ФЗ содержание (пребывание) иностранных граждан в специальных учреждениях не должно сопровождаться причинением таким лицам физических или нравственных страданий.

Приказом ФМС России от 26.09.2014 утверждены Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (далее Типовые требования).

Проведенной проверкой установлено, что Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе не в полной мере соответствует вышеуказанным Типовым требованиям.

В соответствии с п. 31 Типовых требований во всех помещениях, в палатах инфекционного изолятора унитазы следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Перегородки кабин должны быть кирпичными, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещений. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок. В нарушение данной нормы в палате инфекционного изолятора перегородка кабины не кирпичная толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения (часть перегородки изготовлена из гипсокартона).

Согласно п. 42 Типовых требований для несовершеннолетних (детей) в прогулочных дворах устанавливаются минимально необходимые наборы малых форм: песочница, горка, качели. В нарушение указанной нормы в прогулочном дворе Центра не установлена горка.

В силу п. 33 Типовых требований блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, мужчин следует взаимно изолировать, располагая их на отдельных этажах или в отдельных корпусах. В нарушение указанной нормы в Центре отсутствуют взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних.

Указанные нарушения привели к тому, что женщины, помещенные в Центр и находящиеся при них несовершеннолетние дети, содержатся раздельно. В связи с отсутствием совместного проживания несовершеннолетние помещаются в социальные учреждения ГО г. Уфа РБ, не уполномоченные исполнять административные наказания.

Таким образом, Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе не в полной мере соответствует Типовым требованиям к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 . Были нарушены п.п. 31, 33, 35, 36, 38 и другие.

Начальнику Управления МВД России по городу Уфе прокурором города выдано предписание (вручено 02.10.2019 года):

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору города в установленный законом 30-дневный срок с приложением копий приказов о привлечении к ответственности виновных лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, обращаться в суд в защиту публичных интересов.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2493-О, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9, 1, 22, 27, 30 и33 данного Федерального закона, подлежит безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 33); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение и подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

В нарушение вышеперечисленных требований представление прокурора города об устранении нарушений административного и миграционного законодательства, как следует из материалов дела, было исполнено фактически только после направления 23.03.2020 года административного иска, что безусловно свидетельствует о незаконном бездействии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан и Управления МВД России по городу Уфе, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 .

Как указано выше, в ходе рассмотрении дела выявленные нарушения были устранены, что подтверждается: распоряжением Управления МВД России по городу Уфе от 18.11.2020 года № 42/43-487р «Об установлении лимита вместимости помещений Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе», государственным контрактом на оказание услуг по организации ежедневного трехразового горячего питания лиц, находящихся в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе ИКЗ от 16.12.2020 года, заключенного между Управлением МВД России по городу Уфе и ООО «Фанол», фотоматериалом, из которого следует, что в прогулочном дворе установлена горку для несовершеннолетних (детей), организованы взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, в палате инфекционного изолятора установлена кирпичная перегородка кабины, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения, и другими документами.

Данные обстоятельства административным истцом не оспорены.

Вместе с тем, поскольку выявленные нарушения административными ответчиками ко дню рассмотрения дела по существу устранены, основания для удовлетворения требований прокурора города Уфы Воронова С.Н. обобязании Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе в течение года со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия в здании Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе:

- в прогулочном дворе установить горку для несовершеннолетних (детей),

- организовать взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних,

- в палате инфекционного изолятора установить кирпичную перегородку кабины, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения - отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора города Уфы Воронова С.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе, Министерству внутренних дел России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании бездействия Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 , незаконным, обязании Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе в течение года со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия в здании Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе:

- в прогулочном дворе установить горку для несовершеннолетних (детей),

- организовать взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних,

- в палате инфекционного изолятора установить кирпичную перегородку кабины, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления МВД России по городу Уфе, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом ФМС России от 26.09.2014 , незаконным.

В удовлетворении требований прокурора города Уфы Воронова С.Н. обобязании Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел по городу Уфе в течение года со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия в здании Центра временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по городу Уфе:

- в прогулочном дворе установить горку для несовершеннолетних (детей),

- организовать взаимно изолированные блоки помещений для женщин и женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних,

- в палате инфекционного изолятора установить кирпичную перегородку кабины, толщиной не менее 120 мм на всю высоту помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Судья А.Р. Курамшина