Мотивированное решение
составлено 05.04.2022
УИД 26RS0024-01-2022-000781-04
Дело №2а-694/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Невинномысск 22 марта 2022г.
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Угроватой И.Н.,
при секретаре Соловьевой Г.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО1 по заявлению ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска, администрации города Невинномысска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности предоставления муниципальной услуги в порядке восстановления нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
Спор возник в связи с отказом администрации г.Невинномысска предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование своих требований ФИО1 указал, что он является членом СНТ «Заря» и ему в <данные изъяты> году был выделен земельный участок № что подтверждается выпиской из протокола <данные изъяты> Административный истец открыто и добросовестно пользуется данным земельным участком.
На основании решения Невинномысского городского суда от 31.08.2021 утверждена схема расположения земельного участка.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок № расположенный в СНТ «Заря» г. Невинномысска, прошел процедуру кадастрового учета, и с 10.12.2021 имеет кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «ведение садоводства», и после проведенной процедуры межевания поставлен на кадастровый учет в уточненных границах, его площадь составляет 439 кв.м.
24.12.2021 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность (бесплатно) без проведения торгов, с приложением соответствующих документов.
Однако, решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска от 20.01.2022 № 353/27 ему отказано в предоставлении данной муниципальной услуги.
Не согласившись с данным решением, полагая, что нарушено его право, предусмотренное Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171 –ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, а также положениями Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», позволяющих членам садоводческих товариществ приобретать земельные участки в собственность бесплатно, ФИО1 пришёл в суд и просил признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска изложенное в сообщении № от 20.01.2022 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении в собственность земельного участка № 19, площадью 439 кв. м. с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> - незаконным; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска и Администрацию г. Невинномысска устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Романом А.Г. предоставленных ему прав и свобод, посредством предоставления в собственность (бесплатно) без проведения процедуры торгов земельного участка № с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ - город Невинномысск, территория садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного истца по заявлению ФИО2 поддержал административный иск по изложенным в нём доводам, просил об удовлетворении.
Представитель администрации города Невинномысска и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска в суд не явился, представлены письменные возражения и ходатайство представителя ФИО3 о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель СНТ «Заря» в суд не явился, извещены надлежащим образом, председатель товарищества ФИО7 просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствии неявившихся участников процесса, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Выслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Согласно частей 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено по вышеприведенным обстоятельствам и материалам дела, решением исполнительного комитета Невинномысского городского Совета народных депутатов от 08.04.1982 №254 отведен под коллективные сады-огороды трудящимся Невинномысского производственно-ремонтного предприятия «Ставропольэнерго» земельный участок 13га и на администрацию и профсоюзный комитет Невинномысского производственно-ремонтного предприятия «Ставропольэнерго» возложена обязанность освоить членами садоводческого товарищества «Заря» после разработки чертежей и общей планировки участка ( л.д. 31-32).
Постановлением главы администрации г.Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении за садоводческими обществами земельных участков в коллективно-долевую собственность» за садоводческим обществом «Заря» закреплено 18,0 га. ( л.д. 42-43).
Согласно свидетельству о праве собственности на землю выданному садовому товариществу «Заря», предоставлен земельный участок постановлением главы администрации города <данные изъяты> для садоводства и огородничества, вид предоставления земли: собственность коллективная, коллективно-долевая всего 18,00 га. (л.д.45).
Постановлением главы города Невинномысска Ставропольского края <данные изъяты>. «Об утверждении границ землепользования садоводческого некоммерческого товарищества «Заря», утверждены материалы инвентаризации в границах землепользования садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты>. Внесены изменения в пункт 2 приложения к постановлению главы администрации г.Невинномысска от 06.11.92 № 878 о закрепление земельного участка за садоводческим <данные изъяты>
Таким образом, в коллективно-долевой собственности оставлены земельные участки, относящиеся к землям общего пользования и неиспользуемым землям.
Согласно выписке из протокола собрания садоводов садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 выделен и закреплен за ним земельный участок № (л.д.35).
На основании решения Невинномысского городского суда от 31.08.2021 утверждена схема расположения земельного участка. В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок № расположенный в <адрес> прошел процедуру кадастрового учета, и с ДД.ММ.ГГГГ имеет кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования- «ведение садоводства», и после проведенной процедуры межевания поставлен на кадастровый учет в уточненных границах, его площадь составляет 439 кв.м.
В соответствии с пунктами 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
При обращении в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, ему в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация, было отказано.
В обоснование своего отказа комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска указал на отсутствие полномочий по распоряжению земельными участками, переданными в коллективно-долевую собственность, а также что предоставленная выписка из протокола общего собрания членов СНТ «Заря» №4 от 11.12.1999 не соответствует положениям Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее -Федеральный закон № 66-ФЗ), поскольку общее собрание не имело полномочий по выделению и закреплению садовых участков его членам. ( л.д. 6-7).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация" предусмотрен административным регламентом, утв. Постановлением администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 27.06.2019 N 1029.
Так, согласно п. 18 названного регламента, в целях получения муниципальной услуги заявителем в Комитет, МФЦ подается заявление о предоставлении муниципальной услуги, заполненное по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Административному регламенту, с приложением пакета документов, для следующей категории лиц:
18.1. Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация:
подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
18.2. По решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации:
подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
18.3. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд:
подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно п. 22 Административного регламента, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрещается требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Невинномысска, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Невинномысска.
Таким образом, предоставление выписки из протокола общего собрания является достаточным для подтверждения членства заявителя в СНТ, доводов о том, что данная выписка не соответствует каким-либо требованиям регламента по предоставлению муниципальной услуги, ничем не обоснованы.
Административный регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги
Согласно п. 25 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного Кодекса Российской Федерации;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Однако, при исследовании представленных документов суд не усматривает оснований, по которым административный ответчик пришёл к выводу об отказе в предоставлении данной слуги, таких оснований со ссылкой на положения нормативно-правовых актов, не содержится и в обжалуемом ответе.
Также не соответствует обстоятельствам дела и доводы административного ответчика в письменных возражениях, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством, - Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к компетенции общего собрания членов объединения не относились вопросы о выделении и закреплении садовых участков за его членами садовых участков.
Между тем, согласно ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" ( в редакции на момент принятия протокола) члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе были приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Таким образом, в дело представлено достаточно доказательств, прямо свидетельствующих, что <данные изъяты> было создано до вступления в силу Закона РФ от <данные изъяты> «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», общим собрание земельный участок был распределен в пределах полномочий члену СНТ «Заря», принятому с 1982года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в его первоначальной редакции, предусматривалось, что граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки.
При этом пункт 1 указанной статьи устанавливал право садоводов, огородников, дачников, а также их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на приватизацию земельных участков, полученных из государственных и муниципальных земель, в том числе полученных на праве аренды или срочного пользования, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в собственность.
Последующие редакции статьи 28 указанного Федерального закона не содержали указания на отмену или прекращение ранее возникших прав на индивидуальную приватизацию садовых участков и не ставили их в зависимость от основания предоставления земельного участка.
Пункт 4 статьи 28 указанного Федерального закона, действовавший до 01 марта 2015 г., также не требовал обязательного утверждения органом местного самоуправления проекта застройки территории садоводческого объединения и издания акта об утверждении его границ.
Указанная норма закона предусматривала право на бесплатную приватизацию земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом застройки и организации территории объединения, либо с другим документом, устанавливающим распределение участков в этом объединении.
Что касается доводов о нахождении земельного участка в массиве земельного участка, предоставленного СНТ «Заря» в коллективно-долевую собственность, то как установлено ранее, в постановление от 06.11.1992 №878 внесены изменения, где в состав коллективно-долевой собственности включены только участки, находящиеся в общем пользовании.
Так, согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавалась в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В силу статьи 66 названного Кодекса земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.
Таким образом, утверждение материалов инвентаризации и внесение изменений в вынесенные ране постановления о выделении земель, должно соответствовать положениям ст. 66 Земельного Кодекса РСФСР. В настоящее время именно у органов местного самоуправления имеются полномочия по предоставлению испрашиваемого истцом земельного участка в собственность (бесплатно).
С учетом сроков предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация" предусмотренных административным регламентом, утв. Постановлением администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 27.06.2019 N 1029, срок исполнения решения суда, о котором заявлено в иске, является целесообразным.
Учитывая изложенное, доводы административного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 – удовлетворить.
Признать решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска изложенное в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении в собственность земельного участка № 19, площадью 439 кв. м с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска и администрацию города Невинномысска устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению ФИО1 предоставленных ему прав и свобод, посредством предоставления в собственность (бесплатно) без проведения процедуры торгов земельного участка № с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 05 апреля 2022г.
Судья И.Н. Угроватая