РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело №
<адрес>**.**.**
Зиминский городской суд <адрес> в составе судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора к административному ответчику министерству лесного комплекса <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика в части неприятия мер к ликвидации несанкционированных свалок расположенных на лесных участках лесничеств Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес>, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Зининский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки:
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес><данные изъяты>
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес><данные изъяты>
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по <данные изъяты>
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе 9 квартала 160 Зиминской дачи Буринского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения на поднадзорной территории природоохранного законодательства, в ходе которого установлено, что на территории Зиминского лесничества <адрес> имеются следующие несанкционированные свалки:
1) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (далее - Территориальное управление) (географические №;
2) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления (№
3) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> (№
4) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления (№
На вышеуказанных несанкционированных свалках имеются бытовые, строительные и хозяйственные отходы. Наличие на землях лесного фонда мест размещения отходов производства и потребления нарушает требования нижеследующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
На основании ч.ч. 1, 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с данным Кодексом и Федеральным законом №7-ФЗ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от **.**.**№-пп (далее - Положение №-пп) министерство лесного комплекса <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории <адрес>.
На основании п.п. 10 п. 9 Положения №-пп министерство лесного комплекса <адрес> в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесного хозяйства производит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Согласно п. 45 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**№, очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
Вместе с тем, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**№, установлено, что собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с этим осуществление полномочий собственника лесного участка возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Из вышеуказанного следует, что лесные участки, на которых выявлены несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда и являются федеральной собственностью, а осуществление полномочий по охране и защите лесов от загрязнения отходами производства и потребления, иного негативного воздействия передано органам государственной власти субъектов, соответственно, подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий Министерством лесного комплекса <адрес>.
По факту размещения на землях лесного фонда Зиминского лесничества несанкционированных свалок отходов производства и потребления межрайонной прокуратурой **.**.** начальнику Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (далее -Территориальное управление) внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
Согласно ответа Территориального управления на представление межрайонной прокуратуры от **.**.**№ Территориальным управлением в адрес министерства лесного комплекса <адрес> направлен список несанкционированных свалок для включения в реестр на ликвидацию. По состоянию на **.**.** несанкционированные свалки не ликвидированы, что подтверждается информацией Территориального управления от **.**.**№.
Таким образом, министерством лесного комплекса <адрес> не принят весь комплекс мер, направленных на защиту земель лесного фонда от загрязнения и негативного воздействия на окружающую среду, что способствовало возникновению несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории земель лесного фонда Зиминского лесничества <адрес>.
Факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории земель лесного фонда свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на министерство лесного комплекса <адрес> полномочий по охране и защите лесов на территории Зиминского лесничества. Непринятие мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов является бездействием министерства лесного комплекса <адрес>.
Наличие на территории земель лесного фонда несанкционированных свалок влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории <адрес>, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
В силу ст. 101 ЛК РФ споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона от **.**.**№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 22 КАС РФ, п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от **.**.**№ в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Учитывая, что полномочия министерства лесного комплекса <адрес> распространяются на несколько районов, а правовые последствия возникли на территории <адрес>, настоящее административное исковое заявление направляется в Зиминский городской суд <адрес>.
Представитель административного истца – старший помощник Зиминского межрайонного прокурора ФИО2, в судебном заседании предъявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Министерства лесного комплекса <адрес> и представитель заинтересованного лица – Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от **.**.**№, указала, что:
Требования административного истца заявлены ненадлежащему ответчику.
Административный истец в административном исковом заявлении приводит довод о том, что в силу подпункта 6 пункта 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия в области лесных отношений в осуществлении на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Далее прокурор приходит к умозаключению о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена на министерство лесного комплекса <адрес>.
Данные доводы несостоятельны в силу следующего. Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в ЕГРН, правообладателем земельных участков, на которых выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью). В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передала часть федеральных полномочий в отношении земель лесного фонда субъектам РФ.
Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов РФ только при осуществлении полномочий, установленных ч, 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования бюджетных средств с указанием цели их использования.
В числе переданных субъекту - РФ полномочий, перечень которых предусмотрен ст. 83 ЛК РФ, мероприятия по организации очистки мест захламления бытовыми и коммунальными отходами отсутствуют, равно как отсутствует и соответствующее федеральное финансирование.
Положением о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от **.**.**№-пп, не предусмотрено, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления входит в число полномочий министерства.
Действительно, п.п. 7 п. 8 положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от **.**.**№-пп, возлагает на министерство полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Вместе с тем названные полномочия осуществляются в пределах тех прав и обязанностей, которые отнесены к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов, и не влечет возникновение права на возмещение расходов на ликвидацию несанкционированных свалок ТКО за счет субвенций выделенных собственником (Российской Федерацией) для осуществления иных мероприятий, более того, осуществление названных функций от имени субъекта Российской Федерации не возлагает на Министерство обязанностей собственника земельного участка либо участка лесного фонда.
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйств далее Рослесхоз) по вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда РФ, опубликованным на http://rosleshoz.gov.ru по состоянию на **.**.** ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданную полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Согласно ст. 60.3 Лесного кодекса РФ и п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.**№ у санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование государственный лесопатологический мониторинг и т.п., очистка к санитарно-оздоровительным мероприятиям не отнесена. Более того, деятельность министерства как органа исполнительной власти уполномоченного в области лесных отношений и его подведомственных учреждений приводит к формированию отходов, не связана с изучением отходов, их учетом, классификацией, производством, уборкой и утилизацией, наличием соответствующего технического оснащения.
Таким образом, министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская федерация передала <адрес>, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов.
Заявленные требования к министерству не подлежат удовлетворению поскольку направлены на принятие неисполнимого судебного акта.
Так, прокурор рассматривает министерство в качестве надлежащего –ответчика, поскольку министерство является органом власти субъекта, которому согласно ст. 83 ЛК РФ Российской Федерацией переданы полномочия по управлению лесами, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета
В таком случае, рассматривая заявленные требования, в целях соблюдения принципа исполнимости принимаемых судебных актов, суду следует установить источник финансирование таких мероприятий,
Министерство лесного комплекса <адрес>, не является субъектом, не располагает собственными средствами, какими-либо иными источниками финансирования за исключением бюджета, осуществляет свои полномочия исключительно за счет средств федеральных субвенций, размер и адресность которых обусловлена объемом переданных РФ согласно статье 83 ЛК РФ полномочий.
Следовательно, организовать осуществление мероприятий по ликвидации свалок без федерального финансирования не представляется возможным. Соответственно удовлетворение требования прокурора приведет к принятию неисполнимого судебного акта.
Просит в удовлетворении требований Зиминского межрайонного прокурора о возложении на министерство обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отказать.
В возражениях на исковое заявление представитель заинтересованного лица - Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес>ФИО4 представил письменные возражения на административное исковое заявление, по всем те же основаниям основаниям, что были изложены в возражениях административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав пояснение прокурора, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия (ч. 1 ст. 51 ЛК РФ).
В силу п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 55 ЛК РФ, одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
В силу ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Согласно ч. 4 ст. 60.1 ЛК РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
В силу п. п. 6 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений в осуществлении на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством РФ (ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4 и ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды; ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения на поднадзорной территории природоохранительного законодательства в ходе которого установлено, что на территории Зиминского лесничества имеются несанкционированные свалки:
1) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе 9 <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (далее - Территориальное управление) (№
2) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления (географические №
3) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> (№
4) несанкционированная свалка на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления (№
По факту размещения на землях лесного фонда Зиминского лесничества несанкционированных свалок отходов производства и потребления Зиминской межрайонной прокуратурой **.**.** начальнику Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (далее -Территориальное управление) внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства №/Прдп№.
Согласно ответа Территориального управления на представление межрайонной прокуратуры от **.**.**№ Территориальным управлением в адрес министерства лесного комплекса <адрес> направлен список несанкционированных свалок для включения в реестр на ликвидацию. В целях пресечения образования несанкционированных свалок сотрудники лесничества осуществляют рейдовые мероприятия, патрулирования. По результата которых виновные лица привлекаются к ад министративной ответственности по ст. 8. 31 коАП РФ.
Из содержания служебных записок начальника Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес>ФИО5 от **.**.** и **.**.** следует, что наличие свалок установлено, информация по ним уточняется.
Зиминской межрайонной прокуратурой в адрес начальника ТУ МЛК <адрес> по Зиминскому лесничеству **.**.** направлено требование о предоставлении документов о фактической ликвидации четырех несанкционированных свалок, актов осмотра свалок с приложением таблиц.
Из поступившего ответа № от **.**.**, начальника Территориального управления МЛК <адрес> по Зиминскому лесничеству, следует, что: **.**.** и **.**.** проведено обследование мест несанкционированного размещения отходов производства на обслуживаемой территории с целью актуализации информации об объемах загрязнения; по состоянию на **.**.** на территории <адрес> зарегистрировано 7 мест несанкционированного размещения отходов производства; согласно прилагаемого списка все они включены МЛК <адрес> в реестр на ликвидацию, актуальная информация направлена в МЛК <адрес>**.**.** исх. №.
Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными к делу протоколами инструментального обследования, актом натурального обследования, отчетами о проведении выездного обследования и схемами с фототаблицами к ним.
Так, проводилось выездное обследование специалистом зулумайского участкового лесничества ФИО6**.**.**, выдела <данные изъяты>, установлено наличие несанкционировнной свалки на лесном участке.
Согласно отчета составленного **.**.** Гл. специалиста <данные изъяты> участкового лесничества. на территории <адрес><адрес>
Согласно проведенного **.**.** выездного обследования <адрес> обнаружено несанкционированное размещение отходов на площади -№
Согласно проведенного **.**.** выездного обследования <адрес>, выявлена незаконная свалка бытовых отходов на площади №
Согласно информационного письма Федерального Агенства Лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) на № от **.**.** «О финансировании из федерального бюджета устранения свалок бытовых отходов на землях лесного фонда», в целях исполнения судебных решений осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на землях лесного фонда за счет бюджета субъекта РФ в рамках соответствующей региональной программы в области обращения с отходами, либо (как один из вариантов решения проблем) – в рамках иных направлений расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По состоянию на **.**.** несанкционированные свалки не ликвидированы, что подтверждается информацией Территориального управления от **.**.**№.
Таким образом, министерством лесного комплекса <адрес> не принят весь комплекс мер, направленных на защиту земель лесного фонда от загрязнения и негативного воздействия на окружающую среду, что способствовало возникновению несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории земель лесного фонда Зиминского лесничества <адрес>.
На момент рассмотрения административного иска в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении указанного договора.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Ответчиком при рассмотрении настоящего дела не оспаривалось, что правообладателем земельных участков, на которых выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда, на что указано в возражениях на административное исковое заявление. Кроме того, не оспаривалось, что лесопользователь земельных участков отсутствует, т.е. земельные участки не переданы кому-либо в законное владение и пользование.
Ст. 3 ФЗ от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 1 ФЗ от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Согласно ст. 51 указанного Ф/ закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 п.2 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 9 правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от № от **.**.**, установлен запрет засорения леса бытовыми строительными, промышленными иными отходами и мусором.
Как следует из текста Правил санитарной безопасности в лесах от29.06. 2007, № очистка леса от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, данные санитарно- оздоровительные мероприятии являются частью полномочий по охране и защите лесов, они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ.
В силу ст. 78 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно п. 3 ст. 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ органы местного самоуправления.
П. 4 ст. 80.2 ФЗ от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ст. 6 ФЗ от **.**.** N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно п. 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов РФ, предусмотрена ст. 5.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
П. 2 ст. 8 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ.
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в ст. 83 ЛК РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 настоящего Кодекса (пункт 11).
Исходя из указанных норм закона, суд полагает, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, лесной охраны.
Исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории <адрес>, является Министерство лесного комплекса <адрес>.
В соответствии с «Положением о министерстве лесного комплекса <адрес>», утвержденным Постановлением <адрес> от **.**.**№-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (подпункт 10); осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда (подпункт 14); осуществление лесной охраны (подпункт 15).
Учитывая приведенное выше, суд приходит к убеждению в том, что принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору, лесной охране, с учетом положений статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерство лесного комплекса <адрес>, суд приходит к выводу о том, что Министерство лесного комплекса <адрес>, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, наделено всеми необходимыми полномочиями для организации деятельности по ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, образовавшихся в результате неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, не осуществление же данной деятельности свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны министерства и о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда.
Доводы административного ответчика о том, что в круг полномочий Министерства лесного комплекса <адрес> не входит организация мероприятий по ликвидации свалок отходов производства и потребления, о том, что Министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными по приведенным выше доводам.
Суд учитывает, что несанкционированные свалки отходов производства и потребления расположены на земельных участках лесного фонда, в силу ст. 8 Лесного Кодекса РФ находящиеся в федеральной собственности, не переданные по договору аренды, они подлежат ликвидации в рамках санитарно- оздоровительных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена Министерство лесного комплекса <адрес>.
Согласно статье 60.3 ЛК РФ, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Принимая во внимание, что на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Министерство лесного комплекса <адрес> является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Республики в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Не принимаются во внимание и доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрено выделение финансирование на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям п. 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагает, что указанный срок является обоснованными и разумным, так как заявлен с целью скорейшего обеспечения восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд также считает необходимым отметить, что при недостаточности установленного судом срока, наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 189 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные требования Зиминского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса <адрес> в части непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на следующих лесных участках:
- на лесном участке, находящемся в выделе <адрес> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№
- на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству №
- на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№");
- на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№").
2. Обязать министерство лесного комплекса <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать следующие несанкционированные свалки:
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№;
- несанкционированную свалку на лесном участке, находящемся в выделе <данные изъяты> Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Зиминскому лесничеству (№
Решение суда может быть обжаловано, подана апелляционная жалоба, представление, в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Соболева
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Судья Т.А.Соболева