ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6952/2021 от 23.12.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0028-01-2021-007962-40

Дело № 2а-6952/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года г. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Литвиновой М.А.,

при секретаре Жмелькове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6952/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.о. Мытищи Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административном иском к администрации г.о. Мытищи Московской област, в котором просит признать незаконным отказ в перераспределении земельного участка с , площадью 701 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»; возложить на администрацию г.о. Мытищи Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка с приложением схемы земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение, предусмотренное ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обосновании административных исковых требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с , площадью 701 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, и расположенного на данном земельном участке жилого дома площадью 122 кв.м., назначение: жилое, . Указанные земельный участок и жилой дом принадлежат административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в администрацию городского округа Мытищи Московской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с приложением схемы земельного участка, в соответствии с которым площадь исходного земельного участка увеличивается на 416 кв.м. т.е. до 1117 кв.м.

Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

В обосновании причин отказа административным ответчиком указано, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области администрации городского округа Мытищи сообщено: «формируемый участок частично расположен, в границах красных линий <адрес> согласно разбивочному чертежу красный линий «Корректировка и установление линий градостроительного регулирования в районе <адрес> из документации по планировке территории муниципального района Московской области, утвержденному постановлением Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 10.05.2012 ». Административный ответчик ссылается на п.2 и пп.7 п.5 ст.27 ЗК РФ и указывает на невозможность предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте. Отказ в предоставлении испрашиваемой государственной услуги административный ответчик обосновывает пп.4 п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

Также административный ответчик указывает, что Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи на рассматриваемую территорию не утверждены (участок расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров»). Градостроительный регламент в отношении указанной территории не установлен. Таким образом, в соответствии с п. 48 сводного заключения №84-О от 18.05.2021 администрация г.о. Мытищи отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с .

При этом, в ответ на обращение административного истца в архивный отдел администрации г.о. Мытищи получен ответ, что в документах архивного фонда администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района имеется постановление от ДД.ММ.ГГГГ Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области «Об утверждении разбивочного чертежа красных линий «Корректировка и установление линий градостроительного регулирования <адрес>. Разбивочный чертеж красных линий в качестве приложения к указанному постановлению не приложен.

Из этого следует, что в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения об утвержденных красных линиях.

Доказательств тому, что в составе Генерального плана городского округа Мытищи утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования, отсутствуют.

Кроме того, спорный земельный участок, расположен на землях населенных пунктов, находится в фактическом пользовании административного истца и испрашивался им не для целей нового строительства, а в целях реализации прав на перераспределение земельного участка, на котором расположен, принадлежащий заявителю на праве собственности жилой дом.

Административный истец считает вышеуказанный отказ незаконным и необоснованным.

По указанным основаниям административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности ФИО2, который в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал, заявленные требования поддержал.

Пояснил суду, что причиной отказа явилось то, что участок частично располагается в красных линиях. Земельный участок находится в пределах зоны парка «Лосиный остров». Полагал, что администрацией представлены чертежи, которые составлены неправильно, возвраты поворотных точек не указаны, что не соответствует требованиям при составлении чертежей. Также отсутствует регистрационный номер чертежа, сведения об организации, краткое обоснование установления или изменения красных линий. Из указанных документов невозможно уточнить пересечение красных линий с земельным участком. Полагал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие доводы ответчика. Красные линии очерчиваются красными линиями. Проектируемые красные линии очерчиваются черными линиями. По данному чертежу идентифицировать границы с земельным участком невозможно. Каким нормативным документов установлены красные линии, в материалах дела не указано.

Административный ответчик представитель администрации городского округа Мытищи Московской области по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что решение об отказе было обоснованным, процедура была соблюдена. Запрошены документы, в которых указывались сведения, что в границах красных линий находится земельный участок, который подлежит перераспределению. Полагала доказанным факт расположения участок в несогласованных границах. Также пояснила, что имеется отказ от Министерства имущественных отношений в перераспределении. Разбивочный чертеж утвержден главой администрации Мытищинкого района. Считала, что чертеж соответствует всем нормам и требованиям. Процедура о перераспределении земель соблюдена.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Представитель ФГБУ Национальный парк «Лосиный остров» в суд не явился, представил письменные пояснения по делу, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменных пояснениях по делу указал, что границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров». Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ границы парка уточнены.

На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 №703 «О сохранении и дальнейшее развитии Государственного природного парка «Лосиный остров», Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 №295 «О дальнейшем сохранении и развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», Постановления Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992 №235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка расширены.

Согласно адресным ориентирам земельный участок административного истца расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории федерального значения – национальный парк «Лосиный остров». Земельный участок не имеет общих границ с территорией национального парка.

Выслушав явившихся лиц, изучив доводы сторон, оценив все представленные в материалы дела письменные доказательства, в том числе письменный отзыв административного ответчика, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст. 62, ч.11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч.3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с , площадью 701 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ().

Административный истец обратился в администрацию городского округа Мытищи с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в его собственности, просил осуществить перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, имеющего , с приложением схемы земельного участка, в соответствии с которой площадь исходного участка увеличивалась на 416 кв.м., а именно до 1117 кв.м.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 (номер заявления: ) администрацией городского округа Мытищи Московской области 25.05.2021 года вынесено Решение об отказе в предоставлении Государственной услуги: «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» с мотивировкой, что проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте ().

В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги указано:

- формируемый участок частично расположен, в границах красных линий <адрес> согласно разбивочному чертежу красных линий «Корректировка и установление линий градостроительного регулирования <адрес> из документации по планировки муниципального района Московской области утвержденного постановлением главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ»;

- правила землепользования и застройки городского округа Мытищи на рассматриваемую территорию не утверждены (участок расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров»).

Согласно пунктам 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми будет пользоваться неограниченный круг лиц), в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В силу п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с подп.4 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подп.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ.

При вынесении оспариваемого решения администрация руководствовалась Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 №15ВР-1816 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» и в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Государственной услуги запрашивает: заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности земельного участка, с приложением, содержащим заключения ЦИОГВ о возможности последующего предоставления земельного участка (п.11.1.7 административного регламента).

Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничений, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий (Разбивочный чертеж красных линий «Корректировка и установление линий градостроительного регулирования <адрес>», утвержденный постановлением главы городского поселения Мытищи Мытищинкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ; Разбивочный чертеж красных линий «Корректировка и установление линий градостроительного регулирования по <адрес>, утвержденный постановлением главы городского поселения Мытищи Мытищинкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ), Генеральный план городского округа Мытищи на рассматриваемую территорию не утвержден (участок расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национальный парк «Лосиный остров», а также полностью расположен, в охранной зоне особо охраняемой природной территории (ООПТ) Национального парка «Лосиный остров» (Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон»; Решение Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 №1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г.Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области – лесопарковый защитный пояс г.Москвы).

В силу пп.2 п.3 постановления Правительства Московской области от 24.12.2014 №1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №84-О от 18.05.2021, по результатам рассмотрения вопроса об отказе в предоставлении услуги, , общая площадь 1117 кв.м., категория земли: земли населенных пунктов, было принято следующее решение: «Согласовать отказ в предоставлении услуги».

При таких обстоятельствах, администрация городского округа Мытищи Московской области не вправе предоставлять в собственность земельный участок при наличии сведений об ограничении его оборотоспособности, а также при отсутствии согласования Министерства имущественных отношений Московской области.

Таким образом, исходя их предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации г.о. Мытищи о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, изложенным в решении об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ; обязании повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и принять решение, предусмотренное ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 09.03.2022.

Судья М.А. Литвинова