ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/20 от 17.12.2020 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-695/2020

УИД 33RS0018-01-2020-001167-24

Куприянов А.В.

">РЕШЕНИЕ

Куприянов А.В.">Именем Российской Федерации

Куприянов А.В.">17 декабря 2020 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Староверовой Т.И.,

при секретаре Мишановой В.А.,

с участием представителя прокуратуры Судогодского района Владимирской области Шальнова Н.Н.,

представителя административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» на основании доверенностей Дубровного О.В.,

Куприянов А.В.">рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Судогодского района Владимирской области, действующего в защиту прав и законных интересов многодетных семей Шаровых, Байрамовых и Шатровых, к администрации муниципального образования «Судогодский район» и муниципальному казенному учреждению Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию и осуществить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к комплексу земельных участков,

Куприянов А.В.">у с т а н о в и л:

Куприянов А.В.">Прокурор Судогодского района, действующий в защиту прав и законных интересов ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО8, ФИО12, ФИО13, ФИО1, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений в порядке ст. 45 КАС РФ) к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципальному казенному учреждению Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» (далее по тексту МКУ «Управление архитектуры и строительства»), в котором просит:

Куприянов А.В.">-признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства», выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительстве инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">-обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в срок до 01 июня 2021 года выделить денежные средства и муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» в срок до 01 января 2022 года обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры (дороги, тротуары) к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">-обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в срок до 01 июня 2022 года выделить денежные средства и муниципальное казенное учреждение ... «Управление архитектуры и строительства» в срок до 01 января 2023 года обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">Мотивируя свои требования прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению многодетных семей ФИО20, ФИО22 и ФИО21 по вопросам защиты нарушенных прав, по результатам которой установлено, что в соответствии с п.1 ст.ст.2,3 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ « О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» вышеуказанным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет в 2015 году были предоставлены земельные участки, однако до настоящего времени земельные участки не оснащены объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, направленными на обеспечение нужд многодетных семей.

Куприянов А.В.">В судебном заседании помощник прокурора Судогодского района Шальнов Н.Н. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении, дополнительно указав, что вышеперечисленные земельные участки были сформированы и предоставлены многодетным семьям в 2015 году, однако никаких мер по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени ответчиками не принято; проектно-сметная документация не разработана; что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, государственной программе Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», соответствующей муниципальной программе, утвержденной на срок с 2015 по 2020 годы; нарушает права и законные интересы многодетных семей, получивших земельные участки в собственность. В результате отсутствия необходимой инфраструктуры создаются препятствия для осуществления индивидуального жилищного строительства, что влечет за собой уменьшение объемов жилищного строительства, являющегося одной из целей федерального проекта «Жилище» национального проекта «Жилье и городская среда» утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

Куприянов А.В.">Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и МКУ «Управление архитектуры и строительства» Дубровный О.В. просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, ссылаясь на дефицит бюджета и отсутствие необходимого финансирования, что не позволяет администрации осуществить действия по разработке проектно-сметной документации и прохождения государственной экспертизы в кратчайшие сроки. В настоящее время ведется поэтапная разработка проектно-сметной документации по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных бесплатно семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет под индивидуальное жилищное строительство в д...., с дальнейшим строительством. Вопрос очередности обеспечения земельных участков, предоставленных бесплатно семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет под индивидуальное жилищное строительство в ... будет рассмотрен не ранее 2023 года, при наличии финансовой возможности бюджета МО «Судогодский район».

Куприянов А.В.">Одновременно указал, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с отсутствием собственных средств на реализацию программ по обеспечению населения Судогодского района доступным и комфортным жильем.

Куприянов А.В.">Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Куприянов А.В.">В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы.

Куприянов А.В.">В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Куприянов А.В.">Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Куприянов А.В.">Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом "а" пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Куприянов А.В.">Согласно п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Куприянов А.В.">Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям:

  1. план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Губернатора обл. от 13.03.2013 №267).
  2. государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утв. постановлением Губернатора области от 17.12.2013 № 1390), ответственным исполнителем которой является Департамент строительства и архитектуры Владимирской области, а участниками - органы местного самоуправления.

Куприянов А.В.">Согласно указанной программе (разд.1) активному развитию жилищного строительства во Владимирской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, в том числе, отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства.

Куприянов А.В.">При этом приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определяются в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне, в том числе, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (разд.2).

Куприянов А.В.">Основными направлениями реализации муниципальных программ являются создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Куприянов А.В.">В целях их реализации утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, который предусматривает (пункты 3, 6), что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области.

Куприянов А.В.">Для обеспечения участия в реализации указанной программы Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.06.2015 № 1056 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы»; в которой выделена подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Судогодском районе до 2020 года», задачами которой являются обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Куприянов А.В.">Судом установлено, что в соответствии с подпрограммой № 3 муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015-2020 годы» в неё включены 36 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Судогодского района Владимирской области.

Куприянов А.В.">Из паспорта указанной подпрограммы следует, что источниками её финансирования являются областной бюджет (8042.9 тыс. рублей) и бюджет муниципального образования «Судогодский район» (5300 тыс. рублей); а её ответственным исполнителем является МУ «Служба единого заказчика».

Куприянов А.В.">Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.11.2020 №1884 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.06.2015 № 1056, согласно которым приложение к Постановлению - муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы» изложена в новой редакции и в которой выделена подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Судогодском районе», задачами которой являются обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Куприянов А.В.">Из паспорта указанной подпрограммы следует, что общий бюджет ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 1900,00 руб., в том числе: бюджет муниципального образования «Судогодский район» - 1900,00 руб.; а её ответственным исполнителем является МУ «Служба единого заказчика»

Куприянов А.В.">Судом также установлено, что на основании письменного заявления ФИО8 руководствуясь п.1 ст.ст.2,3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области», ему и членам его семьи постановлением Главы муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области от ...... был предоставлен в общую долевую собственности бесплатно по 1/5 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ..., ......, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

Куприянов А.В.">На основании письменного заявления ФИО12, руководствуясь п.1 ст.ст.2,3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области», ей и членам ее семьи постановлением Главы муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области от 01.12.2015 № 224 был предоставлен в общую долевую собственности бесплатно по 1/4 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером ... кв.м, расположенный по адресу: ..., ..., ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

Куприянов А.В.">На основании письменного заявления ФИО15, руководствуясь п.1 ст.ст.2,3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области», ее и членам ее семьи постановлением Главы муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области от 22.04.2015 № 51 был предоставлен в общую долевую собственности бесплатно по 1/5 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ..., ..., ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

Куприянов А.В.">Право собственности ФИО20, ФИО21 и ФИО22 на земельные участки в соответствии с долями каждого члена семьи подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации от ..., от ..., ..., выписками из ЕГРН и копиями реестровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами ...

Куприянов А.В.">В ответ на письменное обращение ФИО9 об оснащении её земельного участка объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, был получен следующий ответ: обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется новым строительством за счет средств бюджета Владимирской области, путем подачи заявок в департамент строительства и архитектуры Владимирской области по результатам подведения конкурсного отбора. Разработка проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы осуществляется за счет бюджета МО «Судогодский район» исходя из финансового состояния. В настоящее время, в рамках исполнения решения Судогодского районного суда, за счет бюджета МО «Судогодский район» в период с 2020 по 2023 год ведется поэтапная разработка проектно-сметной документации по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных бесплатно семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет под индивидуальное жилищное строительство в д. ..., с дальнейшим строительством. Вопрос очередности обеспечения земельных участков, предоставленных бесплатно семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет под индивидуальное жилищное строительство в ... будет рассмотрен не ранее 2023 года, при наличии финансовой возможности бюджета МО «Судогодский район».

Куприянов А.В.">В связи с коллективными обращениями ФИО6, ФИО12 и ФИО15, прокуратурой Судогодского района по заданию прокуратуры Владимирской области была проведена соответствующая проверка, в ходе которой сведения об отсутствии обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой вышеперечисленных земельных участков нашли свое подтверждение; что не оспаривалось представителем административных ответчиков.

Куприянов А.В.">Кроме того, было установлено, что за получением субсидий на счет средств областного бюджета на обеспечение инженерной и транспортирной инфраструктурой земельных участков, выделенных для многодетных семей в ..., администрация МО «Судогодский район» заявок не направляла. За получением технической возможности подключения земельных участков ФИО6, ФИО12 и ФИО15 к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения не обращалась. К проведению работ по разработке соответствующей проектно-сметной документации не приступала, в программу муниципального образования «Судогодский район» «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы» вышеуказанные земельные участки не внесены.

Куприянов А.В.">Указанные обстоятельства также не оспаривались представителем административных ответчиков в ходе рассмотрения административного дела.

Куприянов А.В.">Согласно сведениям администрации муниципального образования «Судогодский район», отраженных в ответе от 16.12.2020 на прокурорский запрос, за период с 01.01.2011 по 01.12.2020 количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям в собственность на территории муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района, составляет -19. В указанный перечень под номерами 4,5,7 включены семьи ФИО20, ФИО21 и ФИО22. Одновременно администрация сообщила, что строительство инженерных коммуникаций на вышеуказанных земельных участках в 2021-2022 г.г. не планируется.

Таким образом, из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков до момента обращения административного истца в суд прошло более 5 лет, между тем, обязанность полномочных органов по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, не выполнена, в связи с чем суд приходит к выводу, что факт незаконного бездействия по не обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предоставленных многодетным семьям ФИО20, ФИО21 и ФИО22, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Куприянов А.В.">В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 22.04.2020 № 614 «О внесении изменений в Устав муниципального учреждения «Службы единого заказчика» полное наименование учреждения было изменено на муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства».

Куприянов А.В.">При сохранении прежнего ОГРН юридического лица были внесены соответствующие изменения в налоговом органе.

Куприянов А.В.">Из Устава МКУ «Управление архитектуры и строительства» от 22.04.2020 следует, что Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе совер­шать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном, тре­тейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законо­дательством Российской Федерации (п.1.54); осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных зако­нодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учреди­теля и назначением имущества в пределах установленных законом (п.1.6).

Куприянов А.В.">Основными функциями Учреждения (п.2.3 Устава) являются, в том числе, участие в определении основных направлений развития муниципального образования в сфере строительства; участие в разработке и реализации муниципальных программ в области жилищного строительства, подготовка предложений по формированию программ развития социальной сферы; осуществление функций муниципального заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования; а также при выполнении инженер­ных изысканий, подготовке проектной документации для строительства, рекон­струкции, капитального ремонта; осуществление функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика в сфере деятель­ности Учреждения.

Куприянов А.В.">С учетом изложенного, суд признает, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является правопреемником МУ «Служба единого заказчика», а все действия (бездействия), совершенные последним, в силу ст.44 КАС РФ являются для него обязательными.

Куприянов А.В.">Поскольку МКУ «Управление архитектуры и строительства» является правопреемником ответственного исполнителя работ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; в совокупности с установленными функциями предприятия, суд отклоняет доводы представителя административного ответчика Дубровного О.АВ. о том, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является ненадлежащим ответчиком по делу, как не состоятельные.

Куприянов А.В.">Принимая во внимание то, что учредителем МКУ «Управление архитектуры и строительства» является Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» и в соответствии с постановлением администрации муниципального образования от 17.06.2015 № 1056 был наделен полномочиями ответственного исполнителя по реализации государственных и муниципальных программ с возложением обязанностей проведения инженер­ных изысканий, подготовке проектной документации для строительства; суд признает, что отсутствие оснащения земельных участков ФИО20, ФИО21 и ФИО22 инженерной и транспортной инфраструктурой находится в прямой причинной связи с незаконным бездействием МКУ «Управление архитектуры и строительства» (МУ «Служба единого заказчика»).

Куприянов А.В.">Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Куприянов А.В.">Согласно статей 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований; что нашло дополнительное отражение в статье 6 Устава Судогодского района Владимирской области.

Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Доводы административного ответчика на отсутствие финансирования является необоснованной, поскольку, отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности на выполнение возложенных на них законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них, иное привело бы к нарушению требований закона, а также прав граждан.

Куприянов А.В.">Поскольку отсутствие необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом, дискредитирует государственные меры социальной поддержки и ставит под сомнение доверие граждан к действиям государства; суд признает административные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Куприянов А.В.">В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Куприянов А.В.">Учитывая сроки разработки проектно-сметной документации с привлечением сторонних организаций и конкурсным порядком определения подрядчика работ; а также фактические сроки исполнения работ с учетом сезонного характера проведения строительства; суд считает возможным установить срок для подготовки и утверждения проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам ФИО20, ФИО21 и ФИО22 - до 01.01.2022; а срок проведения самих работ - до 01.01.2023.

Куприянов А.В.">На основании изложенного и руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ,

Куприянов А.В.">р е ш и л:

Куприянов А.В.">исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области удовлетворить.

Куприянов А.В.">Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства», выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительстве инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в срок до 01 июня 2021 года выделить денежные средства и муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» в срок до 01 января 2022 года обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры (дороги, тротуары) к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в срок до 01 июня 2022 года выделить денежные средства и муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» в срок до 01 января 2023 года обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам с кадастровыми номерами ..., расположенным по адресу: ..., ..., ....

Куприянов А.В.">Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Куприянов А.В.">Председательствующий Т.И. Староверова

Куприянов А.В.">Мотивированное решение суда в окончательном виде изготовлено 25 декабря 2020 года.