ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/20 от 29.12.2020 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное дело

УИД: 05RS0-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Нурбагандова Н.М.,

при секретаре Абакаровой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Гусейновой Раисат Гаджимурадовны по доверенности Гусеновой Патимат Шахвалиевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее по тексту Управление Росреестра по РД), Избербашскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по РД, инспектору Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 о признании незаконным решения от 13.12.2019г. № КУВД-001/2019-1105472/2 об отказе в государственном кадастровом учёте земельного участка и обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка на основании заявления от 05 сентября 2019 г. и представленных документов,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Гусейновой Р.Г. по доверенности Гусенова П.Ш. обратилась в Избербашский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения административного ответчика от 13.12.2019г. № КУВД-001/2019-1105472/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права на земельный участок на основании заявления от 05 сентября 2019 г. и представленных документов, в обоснование которого указала, что 17.02.1997г. истцу был предоставлен земельный участок площадью 500 кв. м, расположенный по адресу: г. Избербаш ДНТ «Ритм» с кадастровым номером 482 Б, согласно протоколу заседания правления С/Т «Ритм» от 7.02.1997г. для ведения садоводства.

Распоряжением Администрации ГО «город Избербаш» от 15.07.2019г принято решение о согласовании предоставления Гусейновой Райсат Гаджимурадовне земельного участка из земель населенных пунктов, пл. 500 кв. м., расположенного по адресу г. Избербаш ДНТ «Ритм» с кадастровым номером 482 Б, в территориальной зоне - зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2) с видом разрешенного использования - ведение садоводства.

С 1997 г. истец владеет и пользуется земельным участком в соответствии с видом назначения - ведет садоводство. В 2019 году по заказу Истца проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, о чем свидетельствует межевой план и план-схема земельного участка, изготовленные кадастровым инженером, заключение кадастрового инженера, согласно которому местоположение границ Земельного участка не изменялось с момента его образования. Земельный участок не ограничен в обороте, не относится к землям, приватизация которых запрещена, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничений прав Истца на участок не имеется, администрация города Избербаш не предъявляла к Истцу никаких требований об изъятии (освобождении) земельного участка, не оспаривает право Истца на участок. Обременений Объекта не имеется. Иные лица, оспаривающие права административного истца, не имеются.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15, ст. ст. 18, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, было подано Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Истец обращался в компетентные органы по вопросу признания права собственности на Земельный участок в Управление Росреестра по РД г. Избербаш о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

Решением Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД в государственной регистрации права собственности Истца на земельный участок отказано по следующим причинам:

- Размер образуемого з/у не соответствует установленным требованиям к предельным размерам земельного участка.

- В МП, в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках» неверно указаны предельные размеры ЗУ, соответствующие документы не приведены в заключении КИ (п.52 приказа МЭР России №921);

- В разделе МП «Схема расположения ЗУ на КПТ не указаны границы территориальных зон (п.52 приказа МЭР России №921).

Истец считает отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

До 01.01.2017 в силу п. 2 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок являются следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

До 01.01.2017г. на основании п. 6 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, указанный в п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не допускается.

Согласно ч. 12 ст. 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В течение срока приостановления государственного кадастрового учета, обжаловать решение о приостановлении регистрации земельного участка в апелляционную комиссию не удалось по причине болезни и плохого самочувствия.

В соответствии с вышеизложенным, просит признать незаконным решение административного ответчика от 13 декабря 2019 г. № КУВД-001/2019-1105472/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок на основании заявления от 05 сентября 2019 г. и представленных документов.

Определением суда от 17.11.2020 г. к участию в деле в соответствии с ч.5 ст. 41, ч.2 ст.221 КАС РФ, в качестве административных соответчиков были привлечены инспектор Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2, чье решение оспаривается настоящим административным исковым заявлением, а также Избербашский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по РД, в котором инспектор ФИО2 исполняет свои должностные обязанности.

Административный соответчик инспектор Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2, также представляющий по доверенности интересы административного ответчика Управления Росреестра по РД, не признав административные исковые требования Гусейновой Р.Г., представил возражения на административное исковое заявление Гусейновой Р.Г., в которых просит оставить в силе Решение об отказе в государственном кадастровом учете от 13.12.2019 г. № КУВД-001/2019-11035472/2 по следующим причинам:

В своем административном исковом заявлении истец просит суд признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности. Однако обжалуемое решение является Решением об отказе в государственном кадастровом учете, которое вынесено на основании заявления истца о постановке на учет земельного участка. В обжалуемых документах, нет ничего о государственной регистрации права собственности. Кадастровый учет и регистрация права - это разные действия и в соответствии с п.9 ч.5 ст. 14 №218-ФЗ от 13.07.2015 г. для данного случая (образование земельного участка из неразграниченных земель) они осуществляются раздельно. Избербашским городским судом, при первом рассмотрении, было выявлено это противоречие и истец изменил свои исковые требования с «отмены отказа в государственной регистрации права собственности» на «отмену отказа в государственном кадастровом учете». Однако по непонятным причинам судья ФИО6 не отразила это в своем решении. Это явилось единственной причиной, по которой суд апелляционной инстанции отменил решение Избербашского городского суда об отказе в удовлетворении иска. Просит суд поднять протокол того судебного заседания.

Также полагает, что нарушен досудебный порядок урегулирования административного спора, предусмотренный ч. 3 ст.4 КАС.

Согласно ч.1 ст. 26.1 №221-ФЗ от 24.07.2007 г. данное решение должно было быть обжаловано сперва в апелляционную комиссию Росреестра и только потом в суд.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС такое исковое заявление должно быть оставлено без рассмотрения.

В исковом заявлении истец приводит необоснованные причины своего не обращения в апелляционную комиссию Росреестра, такие как болезнь и плохое самочувствие, которые ничем не подтверждаются.

Вместе с заявлением о постановке на учет земельного участка истцом были представлены следующие документы: нотариальная доверенность №2250388 от 28.12.2018 г., Распоряжение администрации ГО «г. Избербаш» о предварительном согласовании предоставления земельного участка №229-р от 15.07.2019 г. и межевой план от 18.07.2019 г. Никаких других документов подано не было и соответственно суд не имеет право выходить за рамки данного административного судопроизводства, где обжалуется конкретное решение исполнительного органа государственной власти, принятое по конкретным документам. Поэтому утверждения истца, что данный земельный участок предоставлялся ранее, были еще какие-то документы, что он используется еще с 1997 года в данном случае не состоятельны и не должны приниматься судом, так как являются предметом гражданского судопроизводства и могут быть рассмотрены в порядке признания прав на этот земельный участок.

Решение об отказе в государственном кадастровом учете вынесено по следующим причинам:

- п. 28 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ от 13.07.2015 г.: Размер образуемого ЗУ не соответствует установленным требованиям к предельным размерам ЗУ. Так, п. 11.17.4 таб.2 Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Избербаш, утвержденных решением Собрания депутатов ГО "г. Избербаш" № 33-2 от 29.12.2016 г. для садоводства установлен минимальный размер в 600 м2 (ч.2 п.3, ч. 6 п.2 ст. 30 ГрК РФ), а согласно представленным документам - Распоряжению администрации ГО «г. Избербаш» о предварительном согласовании предоставления земельного участка № 229-р от 15.07.2019 г. и межевому плану от 18.07.2019 г. образуется земельный участок для садоводства площадью 500 м2 что меньше установленного минимального размера. В вышеуказанном Распоряжении указано, что оно вынесено на основании этих Правил землепользования и застройки и при этом получается, что допустили противоречия в минимальных размерах, установленных этими Правилами п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ от 13.07.2015 г.

Представленный МП (межевой план) не соответствует требованиям законодательства, а именно, - в межевом плане, в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых ЗУ» неверно указаны предельные размеры ЗУ (от 300 м2 до 600 м2), соответствующие документы не приведены в заключении КИ (кадастрового инженера) (ст.22 №218-ФЗ от 13.07.2015 г. и п. 52 приказа МЭР России №921 от 08.12.2015 г.) Правильные предельные размеры в соответствии с вышеуказанным п. 11.17.4 таб.2 ПЗЗ г. Избербаш для садоводства составляют от 600 м2 до 1000 м2. Эти цифры и должен был указать кадастровый инженер в межевом плане, в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых ЗУ» и в заключении кадастрового инженера сделать ссылку на п. 11.17.4 таб.2 ПЗЗ г. Избербаш, утвержденных решением Собрания депутатов ГО "г. Избербаш" №33-2 от 29.12.2016 г. согласно которому были приняты эти нормы. –

В разделе МП «Схема расположения ЗУ на КПТ не указаны границы территориальных зон (п.76 приказа МЭР №921), которые для г. Избербаш уже были приняты ПЗЗ г. Избербаш, утвержденными решением Собрания депутатов ГО "г. Избербаш" №33-2 от 29.12.2016 г.

Все эти причины являются обоснованными, приведены в соответствии с нормами действующего законодательства, которые там указаны. Истец не приводит ни одного доказательства незаконности этих причин и старается увести суд в сторону от административного судопроизводства, приводя какие-то отсутствующие в данном реестровом деле документы, делая упор на то, что этот земельный участок давно истцом используется.

09.12.2020 г. представитель Гусейновой Р.Г. по доверенности Гусенова П.Ш. изменила предмет административного иска, представив Уточненное административное исковое заявление, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от 13 декабря 2019 г. № КУВД-001/2019-11035472/2 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: СНТ «Ритм», 481 «б» и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка Гусейновой Р.Г., расположенного по адресу: РД, г.Избербаш, СНТ «Ритм», 481 «б», на основании заявления от 05 сентября 2019 г. и представленных документов.

Административный истец Гусейнова Р.Г., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявлением от 09.12.2020 г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Избербашский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, не сообщило суду о причинах его неявки.

Ввиду изложенного, дело, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотрено судом в отсутствие административного истца Гусейновой Р.Г. и представителя Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД.

Представитель административного истца Гусейновой Р.Г. по доверенности Гусенова П.Ш. поддержала уточненные (измененые) административные исковые требования, и просила удовлетворить их, пояснив, что данный земельный участок был выделен ее доверителю в 1997 году на основании Постановления Народных депутатов г. Избербаш № 393 от 31.12.1996 г. Председатель дачного общества с привязкой к схеме СО «Ритм» выделил дополнительно полтора гектара постановлением. К сожалению, у нее не было времени привезти это постановление, если суд дал бы ей время, она принесла бы это постановление. С 1996 г. участок сразу был освоен, построен дом, ведется садоводство. На тот момент многим выдавали по 5 соток и многие зарегистрировали свою землю, почему не регистрируют участок ее доверительницы она не понимает. Ничьи интересы ее доверитель не нарушает, на другие земельные участки накладок нет, использование земельного участка соответствует прямому назначению, поэтому не видит причин не регистрировать этот участок. Государственный кадастровый учет означает, что данные занесены, и участок существует и дальше он будет такого же размера, его размеры не изменятся. Какие бы данные не были приведены в межевом плане, исходный размер не может измениться. Если работники администрации, не хочет говорить об их некомпетентности, но возможно что-то перепутали, сделали ссылку не на тот документ, это не вина ее доверителя, она за это не может отвечать, и интересы ее доверителя не должны страдать из-за этого. Участок был выдан до 2001 г. и первичным документом считается даже Садоводческая книжка, Протокол общего собрания СО, подтверждающие наличие права собственности на земельный участок. В таких случаях государственный регистратор может без проблем регистрировать такие участки. Соответствующие документы были поданы ее доверителем. Они уже доказали, что земельный участок был предоставлен до 2017 г., даже до 2001 г., с 1997 г. он находится в пользовании ее доверительницы. Участок замерен по фактическим границам пользования, в связи с чем просит удовлетворить их административные исковые требования в полном объеме.

Административный соответчик инспектор Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2, также представляющий по доверенности интересы административного ответчика Управления Росреестра по РД, административные исковые требования Гусейновой Р.Г. не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что в своих возражениях он все изложил. Сейчас рассматривается административное дело об оспаривании решения регистратора – представителя исполнительного органа власти об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, в котором указаны конкретные пункты и статьи закона. Если по ним есть претензии, нарушения, давайте рассмотрим их, а все остальное не в рамках этого судопроизводства. В административном исковом заявлении и в дополнениях к нему не содержится ни одной ссылки на то, что он нарушил, отказав административному истцу в государственном кадастровом учете земельного участка, ни одной статьи закона. Кроме того, в обоснование своих доводов административный истец приводит Закон, который еще в 2017 г. отменен. Какое отношение имеет к нарушениям, имевшим место в 2019 г., Закон, который был отменен в 2017 г. Есть опись документов, которые приняло МФЦ, в нем указаны: заявление, доверенность, постановление, в котором написано «образовать земельный участок». Он эти документы рассматривал, на основании них и принял решение. Его решение основывается на конкретных трех пунктах: установлены минимальные и максимальные размеры участка, и он должен быть не менее 600 кв.м., а нее в 2019 г. образуется земельный участок площадью 500 кв.м., что меньше, минимального размера участка. В такой ситуации ему закон прямо указывает приостановить кадастровый учет. По межевому плану – им было дано 3 месяца, чтобы исправить его, внести изменения в межевой план. Административному истцу нужно привести межевой план в соответствие с нормами, и подать документы заново. После отказа можно заново обратиться с заявление о государственном кадастровом учете, зачем эти судебные тяжбы. Ничего конкретного административный истец не привела, никаких аргументов с е стороны нет, он на сто процентов уверен, что его решение правильное, законное, и поэтому просит оставить его в силе и отказать в удовлетворении административного искового заявления, а представителю истца рекомендует обратиться с заявлением о признании права в рамках гражданского судопроизводства, а если администрация и МФЦ неправильно приняли документы, просит с ними судиться, а не с Росреестром.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Доводы административного ответчика инспектора Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2, в части того, что административным истцом Гусейновой Р.Г. при обращении в суд нарушение требований ч. 3 ст. 4 КАС РФ, не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, предусмотренный ч.1 ст. 26.1 ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поскольку «до обращения в суд с настоящим административным иском данное решение должно было быть обжаловано сперва в апелляционную комиссию Росреестра и только потом в суд», в связи с чем, данное административное исковое заявление в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, должно быть оставлено без рассмотрения» - суд признает несостоятельным, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, в соответствии со ст. 26.1 ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, установлен для обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), тогда как административным истцом Гусейновой Р.Г. в лице ее представителя Гусеновой П.Ш. оспаривается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, для чего обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора не установлен. При указанных обстоятельствах оснований для оставления настоящего административного искового заявления без рассмотрении суд не усматривает, и полагает необходимым рассмотреть его по существу в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из оспариваемого административным истцом Гусейновой Р.Г. Уведомления об отказе в государственном кадастровом учете № КУВД-001/2019-11035472/2, следует, что оно было вынесено 13.12.2019 г.

Согласно вх. штампу Избербашского городского суда РД, с настоящим административным исковым заявлением Гусейнова Р.Г. через своего представителя Гусенову П.Ш. обратилась 20.01.2020г., то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Согласно п. 2.7 ст.3 Федерального закона от 21.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.

Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном п.2.7 ст.3 предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином в силу ч.4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

Из Членской книжки садовода и Выписки из протокола общего собрания членов ДНТ «Ритм» от 07.02.1997г., представленных суду, следует, что ФИО7 с указанной даты принята в члены садового товарищества «Ритм», с предоставлением садового участка №481 «б».

Согласно Распоряжению отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «г.Избербаш» от 15.07.2019г. №229-р Гусейновой Р.Г. предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г.Избербаш, ДНТ «Ритм» №481 «б», с утверждением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

18.07.2019 г. по заказу Гусейновой Р.Г. кадастровым инженером ФИО8 был изготовлен Межевой план на указанный земельный участок.

После получения Межевого плана земельного участка Гусейнова Р.Г. обратилась в Филиал ГАУ РД «МФЦ» по г.Избербаш через своего представителя Гусенову П.Ш. с заявлением от 04.09.2019г. об осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка. К указанному заявлению были приложены: доверенность представителя Гусейновой Р.Г. – на имя Гусеновой П.Ш. от 28.12.2018 г., Межевой план от 18.07.2019 г., Распоряжение отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «г.Избербаш» от 15.07.2019г. №229-р о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015г. №218 "О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п.4 ч.1 ст.16 ФЗ от 13.07.2015г. №218 "О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется в течение семи рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов.

Вместе с тем, как установлено судом, 13.09.2019 г. инспектором Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 было вынесено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта земельного участка Гусейновой Р.Г. на срок до 13.12.2019 г., с указанием причин приостановления, а именно, в связи с тем, что:

- «размер образуемого земельного участка не соответствует установленным требованиям к предельным размерам земельных участков» (п. 28 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), тогда как п. 11.7.4 таб. 2 Правил землепользования г. Избербаш (ППЗ), утв. Решением Собрания депутатов ГО «город Избербаш» № 33-2 от 29.12.2016 г. для садоводства установлен минимальный размер участка в 600 кв.м. (ч. 2 п.3, ч. 6 п. 2 ст. 30 ГрК РФ);

- «представленный Межевой план (МП) не соответствует требованиям законодательства» (п. 7 ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), а именно, в реквизите 4 раздела 4 «Сведения об образуемых ЗУ» неверно указаны предельные размеры земельного участка, соответствующие документы не приведены в заключении кадастрового инженера (п. 52 Приказа МЭР России № 921 от 08.12.2015 г.); в разделе Межевого плана «Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не указаны границы территориальных зон (п. 76 Приказа МЭР № 921).

Вместе с тем, Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» утверждены требования к содержанию и форме Межевого плана.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены Правила землепользования и застройки.

В силу п.2 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Избербаш, утвержденных Собранием депутатов ГО «г. Избербаш» №33-2 от 29.12.2016 г. для ведения садоводства установлен минимальный размер - 600 кв.м.

Согласно п. 52 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в реквизите "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".

Между тем, из представленного административным истцом Межевого дела усматривается, что в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках» в графе о предельных и минимальных размерах земельного участка указаны неверные сведения: минимальный размер - 300 кв.м., максимальный размер - 600 кв.м. Кроме того, не указаны сведения о реквизитах документа (вышеуказанных Правил землепользования и застройки г.Избербаш №33-2 от 29.12.2016г. или иной нормы), ссылка на источник их официального опубликования в разделе представленного Межевого плана "Заключение кадастрового инженера" также не приведены.

Согласно п.76 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» на схеме расположения земельного участка отображаются: границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).

В представленном Межевом плане, в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Администрации ГО «г.Избербаш» от 15.07.2019г. №229-р, из приведенных условных обозначений на схеме не усматривается, что приведены условные обозначения границ территориальных зон, то есть они не указаны.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии представленного Межевого плана вышеуказанным требованиям, о чем обоснованно было указано государственным регистратором в соответствующем Уведомлении о приостановлении, в связи с чем у государственного регистратора Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 26 и п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» имелись законные основания для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка административного истца.

После приостановления государственного кадастрового учета, как следует из материалов дела, нарушения (обстоятельства) указанные инспектором Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка административным истцом Гусейновой Р.Г. и ее представителем, в установленный для этого срок, то есть, до 13.12.2019 г., устранены не были и указанное Уведомление о приостановлении последними не обжаловалось.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 27 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

13.12.2019г. инспектором Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 вынесено оспариваемое административным истцом Гусейновой Р.Г. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка № КУВД-001/2019-11035472/2.

Согласно Уведомлению № КУВД-001/2019-11035472/2 от 13.12.2019 г., отказ в государственном кадастровом учете обоснован инспектором Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 истечением 13.12.2019 г. срока приостановления государственного кадастрового учета, указанного в Уведомлении от 13.09.2019 г. о приостановлении государственного кадастрового учета, и неустранением приведенных в данном Уведомлении и указанных выше нарушений, указанных п. 28 ч. 1 ст. 26 и п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом, доводы представителя административного истца Гусеновой П.Ш., со ссылкой на ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в части того, что земельный участок, в осуществлении кадастрового учета которого им отказано, был выделен Гусейновой Р.Г. в 1997 г., площадью 500 кв. м, в связи с чем доводы государственного регистратора о том, что несоответствии предельных размеров земельного участка Правилами землепользования и застройки г.Избербаш, утв. Собранием депутатов ГО «г. Избербаш» №33-2 от 29.12.2016 г., а также допущенные Администрацией ГО «город Избербаш» и кадастровым инженером при составлении Межевого плана неточности не могут являться основанием для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка, - суд признает несостоятельными, поскольку государственный кадастровый учет производится в соответствии с законодательством, действующим на день его осуществления, с учетом норм выделения и отвода земельных участков, действовавших на день предоставления земельного участка. Однако же, как следует из заявления представителя административного истца Гусеновой П.Ш. о государственном кадастровом учете земельного участка от 04.09.2019 г. и Описи документов, принятых для оказания данной госуслуги от 06.09.2019 г. (л.д. 34) усматривается, что с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка ею были представлены: нотариальная доверенность №2250388 от 28.12.2018 г., Распоряжение администрации ГО «г. Избербаш» о предварительном согласовании предоставления земельного участка №229-р от 15.07.2019 г. и Межевой план от 18.07.2019 г., то есть, документы изготовленные в 2019 году, после введения в действие Правил землепользования и застройки г.Избербаш, утв. Собранием депутатов ГО «г. Избербаш» №33-2 от 29.12.2016 г. При этом, каких-либо первичных документов о выделении земельного участка в 1997 году, представлено не было. Более того, в Межевом плане в обоснование норм выделения (предельных размеров) земельного участка на момент его выделения, то есть, в 1997 году, какие-либо нормативные акты, в нарушение требований закона, предъявляемых к форме и содержанию межевого плана, не указаны.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, установив, что приостановление государственного кадастрового учета земельного участка административного истца, государственным регистратором ФИО2 было осуществлено в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 26 и п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и в последующем административному истцу Гусейновой Р.Г. было отказано в государственном кадастровом учете в соответствии со ст. 27 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в пределах полномочий государственного регистратора, в связи с тем, что административным истцом Гусейновой Р.Г. и ее представителем Гусеновой П.Ш. в течение срока приостановления (3 месяца) не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, суд приходит к выводу, что принятым административным ответчиком решением - Уведомлением от 13.12.2019г. №КУВД-001/2019-11035472/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: СНТ «Ритм», 481 «б», права и законные интересы административного истца Гусейновой Р.Г. не нарушаются, в связи с чем, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

При этом, административный истец Гусейнова Р.Г., вправе после устранения указанных в оспариваемом Уведомление причин, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 26 и п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», препятствующих государственному кадастровому учету, вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с приложением необходимым документов, в соответствии со ст. 18 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований представителя Гусейновой Раисат Гаджимурадовны по доверенности Гусеновой Патимат Шахвалиевны к Управлению Росреестра по РД, Избербашскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по РД, инспектору Избербашского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО2 о признании незаконным решения от 13.12.2019г. № КУВД-001/2019-1105472/2 об отказе в государственном кадастровом учёте земельного участка и обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка на основании заявления от 05 сентября 2019 г. и представленных документов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Избербашский городской суд РД.

Судья Н.М. Нурбагандов

Мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ.

УИД: 05RS0-29

Дело находилось в производстве Избербашского городского суда РД

Подлинник решения находится в материалах административного производства

Решение не вступило в законную силу.