ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6960/2023 от 14.08.2023 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-6960/2023

14RS0035-01-2023-008357-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 14 августа 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жиркова Н.В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным бездействия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ГО «город Якутск» в части непринятия мер по устранению образовавшейся очередности на получение бесплатного дошкольного образования, возложении обязанности по ликвидации очередности в муниципальных дошкольных образовательных организациях,

установил:

административный истец обратился с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой г. Якутска проведена проверка соблюдения законодательства о доступности и бесплатности дошкольного образования на территории г. Якутска, в результате которой установлено, что на территории ГО «город Якутск» по состоянию на 27.10.2022 имеется 64 муниципальных дошкольных учреждений с проектной мощностью на 13566 мест, в которых фактически обучается 18787 воспитанников, дошкольные учреждения переполнены. При этом в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных учреждениях по состоянию на 08.06.2023 состоят 3932 ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, 1827 детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, всего 5759 детей в данных возрастных категориях. Также в очереди на получение места в муниципальных дошкольных учреждениях состоят 3700 детей в возрасте от 0 месяцев до 1 года 6 месяцев. Количество детей, пользующихся вариативной платной формой обучения в виде посещения частного детского сада с компенсацией части платы составляет 1496 детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, 1421 ребенок в возрасте от 3 лет до 7 лет, всего 2917 детей. В 2020г. создано 359 мест в учреждениях дошкольного образования, в 2021г. создано 325 мест в учреждениях дошкольного образования, в 2022г. зданий или дополнительных зданий детских садов не построено, здания детских садов не реконструировались, тем самым в 2022г. новых мест в детских садах не создано. Согласно данным ОА г.Якутска очередность в дошкольные образовательные организации на территории ГО «город Якутск» составляет 6726 детей. В 2022г. новые здания не построены, новых мест не создано, за исключением детского сада на 240 мест в МБДОУ «Детский сад №35-Северная сказка, который был построен и введен в 2021г., деятельность начата в 2022г., а также приобретен объект «Школа на 990 мест в 68 квартале г. Якутска (мкр Прометей) с дошкольными группами на 70 мест (всего на 140 мест)». По сведениям ДГиТИ ОА г. Якутска имеются 3 действующих разрешения на строительство многоквартирных домов с детскими садами (помещениями) со сроками ввода в эксплуатацию октябрь 2023г., ноябрь 2024г., декабрь 2024г. В 2023г. не планируется строительство или выкуп детских садов на территории Го «город Якутск», отсутствуют заключенные муниципальные контракты или иные государственные контракты, направленные на приобретение помещений для детских садов в указанных объектах. Вышеуказанные сведения об очередности в дошкольных учреждениях сформированы с учетом данных приобретенных объектов недвижимости, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по ликвидации очередности в дошкольных учреждениях. В результате бездействия ОА г. Якутска и ненадлежащего исполнения ею обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, свыше 6 тыс. детей лишены права получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования, нарушаются права и законные интересы детей и их законных представителей, а также растет социальная напряженность. Просит признать незаконным бездействие Окружной администрации г. Якутска по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа город Якутск» в части непринятия мер по устранению образовавшейся очередности на получение бесплатного дошкольного образования, обязать Окружную администрацию г. Якутска ликвидировать очередность в муниципальных дошкольных образовательных организация для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет путем создания мест в муниципальных организация дошкольного образования. Ап также открытия новых муниципальных дошкольных образовательных организаций в течении 3 лет со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Игнатьев А.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска (далее – ОА г. Якутска) по доверенности Ефремова Л.С. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, т.к. ОА г. Якутска постоянно проводит комплексную работу по ликвидации очередности в дошкольных образовательных учреждениях, так за период с 2003г. построено 26 муниципальных детских садов, в ГО «город Якутск» функционирует 109 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в т.ч. 62 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 47 частных дошкольных учреждений. Функционирующие на териитории Го «город якутск» 62 дошкольных учреждений имеют проектную мощность 13566 мест. Фактически посещают 19679 детей (средний коэффициент наполнения составляет 1, 45), средняя наполняемость групп в ДОК составляет от 25 до 30 детей. За период с 2018 по 2022гг. на территории ГО «город Якутск» введено в эксплуатацию 14 объектов дошкольного образования на 2529 мест. В период с 2018г. по 20123г. происходит планомерное уменьшение количества детей, состоящих на учете, и увеличение количества детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, в т.ч. в частных. Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные организации на 28.07.2023 с актуальным спросом: дети, состоящие на учете для определения в детские сады в возрасте от 1,5 лет до 3 лет – 3288, от 3 до 7 лет – 1416, из них 112 и 110 соответственно дети, которые должны были быть зачислены по состоянию на 01.09.2022, но им не хватило мест в муниципальных садах. Поэтому они определены в частные сады – 222 детей, оплата которым возмещается ОА г. Якутска. В 2023г. открыта дополнительная группа на 30 мест в МБДОУ «Академия детства» 01.02.2023, запланировано открытие 2 дополнительных групп на базе 39 школы на 60 мест на сентябрь 2023г., 2 групп на 60 мест в МБДОУ «Академия детства» до 31.12.2023. Учитывая недостаточность средств местного бюджета, возможность строительства (реконструкции, приобретения) объектов дошкольного образования только с помощью средств государственного бюджета РС(Я), о чем говорится в государственной программе РС(Я) «Развития образования РС(Я), утв. постановлением Правительства РС(Я) т 18.07.2022 №474, нельзя говорить о бездействии ОА г. Якутска, т.к. в рамках указанной программы планируется строительство 87 объектов дошкольного образования с созданием 11487 мест по РС(Я), в т.ч. 16 садов в ГО «город Якутск» со сроком строительства в 2026-2027гг., по инициативе ОА г. Якутска проведены протокольные совещания при правительстве РС(Я) по вопросам ГО «город Якутск» в сфере образования, в т.ч. по реализации мероприятий плана по обеспечению доступности дошкольного образования РС(Я) на 2023г. На создание новых мест в детских садах в муниципальной программе от 29.12.2022 совершенствования системы дошкольного образования предусмотрены средства местного бюджета в период с 2023г. по 2027г. 131525 млн. руб. Ожидаемый результат – снижение коэффициента наполняемости с 1. 45 до 1. 05. Также проводится работа по увеличению охвата детей раннего и дошкольного возраста индивидуальными предпринимателями в частных садах. Нехватка мест в муниципальных ДОУ компенсируется предоставлением мест в частных ДОУ, которые получают субсидии, что повышает их доступность. При наличии финансирования и поддержки из государственного бюджета РС(Я) до 2026г. будет создано 5000 мест. Полагает, что со стороны ОА г. Якутска отсутствует бездействие, например, ОА г. Якутска планируется внесение изменений в ППТ, ПМТ в части планирования образования земельных участков для строительства зданий детских садов, всего 18 объектов. Постановка детей на учет производится Управлением образования ОА г. Якутска согласно Администратвиному регламенту от 24.01.2022 №6п, если дети из списка очередников с датой желаемого зачисления на 01 сентября текущего года невозможно обеспечить местом в ДОУ в текущем году, Управление обеспечивает им возможность получения дошкольного образования в одной из следующих форм: группы кратковременного пребывания; семейные группы, частные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования и являющиеся получателями субсидий за счет средств бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. В случае временного зачисления в ЧДОУ ребенок продолжает числиться в списке очередников и не снимается с учета предоставления мест в АИС «Е-услуги. Образование», а заявлению присваивается статус «Временно зачислен» с сохранением первоначальной даты постановки на учет. Общегородская очередь имеет гибкую структуру и меняется каждый день в связи с появлением в системе новых заявлений, убытием детей, перемещением детей из одно учреждения в другое, т.е. очередь должна быть на постоянной основе и данное обстоятельство не является доказательством бездействия ОА г. Якутска или нарушением прав детей на получение дошкольного образования. Снятие с учета возможно только на основании заявления родителей, и дети направленные на обучение в частные образовательные учреждения не снимаются с общегородской очереди. Считает, что требования прокуратуры о ликвидации очереди не корректны и не основаны на всестороннем исследовании полномочий ОА г. Якутска и нормах закона.

Представитель заинтересованного лица Управления образования окружной администрации города Якутска по доверенности Мыреев Г.Г. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснил, что на 01.08.2023 по данным программы ЕИС не обеспечены местами в муниципальных детских садах дети в возрасте от 1.6 до 3 лет 2941 детей, с 3 до 7 лет 776 детей, однако указанные дети направлены в частные ДОУ в рамках субсидирования, актуальный спрос дети в возрасте от 1.6 до 3 лет - 112, с 3 до 7 лет – 110.

Заинтересованное лицо Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, о причинах не явки суду не сообщил, ходатайств не подано. Представлен отзыв, из которого следует, что в настоящее время численность детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях г. Якутска согласно Федеральной Государственной Информационной системы «Доступность дошкольного образования» (ФГИС ДДО) составляет 183 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, что составляет 88. 02 % доступности дошкольного образования и 227 детей в возрасте от 3 до 7 лет, составляет 98, 37%. МКУ «Управления образования городя Якутска» от 18.01.2023 разработан и утвержден «План мероприятий «Дорожная карта» по устранению очередности детей от 3 до 7 лет на территории ГО «город Якутск» на 2023г.». Реализация Дорожной карты предполагает обеспечение доступности дошкольного образования для детей от 0 до 3 лет и от 3 до 7 лет на территории ГО «город Якутск» на календарный 2023г. В План мероприятий вошли и реализованы мероприятия по открытию дополнительных 90 мест на базе детского сада «Академия детства» и школы № 39. Также в данный план включены мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту детских садов – 240 мест, по направлению детей в частные детские сады – 356 мест, создание дополнительных мест по НП «Демография – 396 мест.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно частей 2, 3, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств; в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования; в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Как установлено судом, что в период рассмотрения дела количество детей не обеспеченных местом в ДОУ в возрасте от 1, 6 до 3 лет составляет 2941, в возрасте с 3 лет до 7 лет – 776, всего 3717 детей, которые посещают частные ДОУ, которые субсидируются со стороны ОА г. Якутска, в связи с чем плата за присмотр и уход детей составляет для родителей 398 руб. в день, при оплате за аналогичную услугу в муниципальном саду – 199 руб., актуальный спрос составляет для детей в возрастет 1, 6 до 3 лет – 112, в возрасте с 3 лет до 7 лет – 110, всего 222 детей.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в числе прочего, отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа, - отнесены к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункты 1, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ).

Исходя из положений частей 1, 4, 4.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев; в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, следует, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Согласно ст. 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З №51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З№52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство РС(Я) является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).

Согласно п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 43 Устава городского округа «город Якутск», утв. Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 №РОС-51-1 «Об утверждении Устава городского округа «город Якутск» в новой редакции» Устава городского округа «город Якутск», Окружная администрация города Якутска – это исполнительно-распорядительный орган городского округа «город Якутск», является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством главы округа, обеспечивает исполнение общеобязательных правил, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения городского округа.

Согласно Постановления Окружной администрации г. Якутска от 24.06.2022 №166п «Об утверждении Положения о порядке комплектования детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования городского округа «город Якутск» в новой редакции» регистрация и учет детей при постановке в очередь в образовательные учреждения производятся Управлением образования совместно с отделом дошкольного образования муниципального казенного учреждения "Управление образования городского округа «город Якутск» (далее - Отдел) через Федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (http://www.gosuslugi.ru) (далее - ЕПГУ) и/или государственную информационную систему "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Саха (Якутия)" (http://www.e-yakutia.ru) (далее - РПГУ) на основании поданного родителями (законными представителями) ребенка электронного заявления и фиксируются в Автоматизированной информационной системе "Е-услуги. Образование" (далее - Автоматизированная система).

Согласно п.п. 2.3.30, 2.3.31.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет и направление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования», утв. Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24.01.2022 №6п, если детей из списка очередников с датой желаемого зачисления на 1 сентября текущего года невозможно обеспечить местом в ДОУ в текущем учебном году, Управление обеспечивает им возможность получения дошкольного образования в одной из следующих форм: Группы кратковременного пребывания; Семейные группы; Частные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования и являющиеся получателями субсидии за счет средств бюджета на поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на территории городского округа "город Якутск". При этом в случае временного зачисления в ЧДОУ ребенок продолжает числиться в списке «очередников» и не снимается с учета для предоставления места в АИС «Е-Услуги. Образование», а Заявлению присваивается статус "Временно зачислен" с сохранением первоначальной даты постановки на учет.

Таким образом, наличие соответствующей очереди (осуществление уполномоченным органом учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования) само по себе еще не свидетельствует о нарушении прав лиц, которые в нее включены.

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 30.11.2015 №307п утверждении Порядок предоставления субсидий субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на территории городского округа «город Якутск», который разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Порядком предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в целях софинансирования мероприятий, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года №900 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года».

Получателями услуги по присмотру и уходу за детьми являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет (дошкольного возраста), состоящие в муниципальной очереди на предоставление места в муниципальное дошкольное образовательное учреждение и не посещающие муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа «город Якутск» (пп. 1.9).

Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, обучающимися в частной организации не должен превышать размер 200 процентов от платы, взимаемой с родителей или законных представителей за присмотр и уход за ребенком, установленной в городском округе «город Якутск» (п. 3.3.2).

Согласно п. 1, п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно пп. 27 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, кроме прочего. обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по организации обеспечения прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе, самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Согласно п.п. 1.2, 1.3 Раздела 1 Паспорта государственной программы Республики Саха (Якутия) Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)», утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.07.2022 №474, к основным приоритетам реализации государственной программы относятся, кроме прочего, является выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми; одной из задач государственного управления в сфере образования является обеспечение стопроцентного охвата услугами дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет и повышение качества предоставляемых услуг, которая будет достигнута путем планирования количества мест в дошкольных образовательных организациях на основании данных федеральной государственной информационной системы "Доступность дошкольного образования", а также через комплексную работу по строительству объектов дошкольного образования и создание мест в частных дошкольных образовательных организациях.

Уполномоченным органом, ответственным за реализацию мероприятий по региональным проектам, является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно разделу 4 Распоряжение Правительства РС(Я) от 29.07.2022 N 649-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2021 г. N 2046 «О развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года» основным мероприятием по обеспечению социальной инфраструктурой является создание 5 тысяч новых мест в системе дошкольного образования до 2026 года путем предоставление детям субсидированных мест у субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, с целью посещения на постоянной основе,

строительство, выкуп, реконструкция объектов дошкольного образования, на указанные мероприятия предполагается финансирования из федерального бюджета, государственного бюджета, местного бюджета, заложены соответствующие денежные средства с соответствующим распределением между бюджетами.

Согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 08.09.2021 №2046

«О развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года», которым Правительству Республики Саха (Якутия) (Тарасенко А.В.) совместно с городским округом "город Якутск" (Григорьев Е.Н.) реализовать следующие первоочередные мероприятия в целях обеспечения развитой социальной инфраструктуры - создание 5 тысяч новых мест в системе дошкольного образования до 2026 года.

В рамках реализации указанных задач проведены совещания при Правительстве РС(Я) 27.01.2023, 09.02.2023, 30.01.2023, 22.12.2022.

С 2003г. ОА г. Якутска построено, оборудовано 26 муниципальных детских садов. В период с 2018г. по 2023г. наблюдается увеличение комплектование детей в возрасте с 1, 5 лет до 7 лет в ДОУ.

Из местного бюджета в период с 2023г. по 2027г. планируется финансирование из местного бюджета 131525 млн. руб. (ежегодно по 26305 млн. руб.).

Осуществляемые ОА г. Якутска мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей в возрасте от 1, 6 до 3 лет и с 3 лет до 7 лет, проживающих на территории ГО «город Якутск», реализованы в полной мере. Вместе с тем, представленные суду документы, свидетельствующие об организации и проведении мероприятий, позволяют сделать вывод о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. Возможность беспрепятственного обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях всех желающих зависит не только от действий муниципальных органов, но и от иных, не зависящих от них обстоятельств (демографической ситуации, в том числе стабильная миграция молодых семей с детьми из муниципальных районов в г. Якутск, количества и состояния фактически имеющихся дошкольных образовательных учреждений, финансирования со стороны государственного бюджета).

Кроме того, поскольку в случае временного зачисления в ЧДОУ ребенок продолжает числиться в списке «очередников» и не снимается с учета для предоставления места в АИС «Е-Услуги. Образование», наличие соответствующей очереди (осуществление уполномоченным органом учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования) само по себе не свидетельствует о нарушении прав лиц, которые в нее включены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным бездействия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ГО «город Якутск» в части непринятия мер по устранению образовавшейся очередности на получение бесплатного дошкольного образования, возложении обязанности по ликвидации очередности в муниципальных дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет путем создания мест в муниципальных организациях дошкольного образования, а также открытия новых муниципальных дошкольных образовательных организаций в течение трех лет со дня вступления в силу решения суда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Жиркова