Дело № 2а-819/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 12 января 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.В.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 а к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд город Сочи с административным иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований ФИО1 просил суд: признать незаконным решение администрации города Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; внести изменения в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи в части местоположении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, по адресу: Краснодарский край, город-курорт Сочи, Хостинский район, садоводческое некоммерческое товарищество «Заезда», земельный участок № указав вторую зону округа горно-санитарной охраны курорта; администрации г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов.
Административное исковое заявление ФИО1 мотивировал тем, что согласно постановления Главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в аренду на 49 лет предоставлен земельный участок <адрес> для садоводства. Участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Категория земель- земли поселений. На основании означенного постановления заключен договор аренды участка № от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Хостинского района г. Сочи на стороне арендодателя и ФИО2 на стороне арендатора. На основании договора уступки от ДД.ММ.ГГГГ право аренды участка перешло к ФИО1 - административному истцу. Сведения об участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером №. Право аренды участка ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. На участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 88,8 кв.м., принадлежащий ФИО1 на праве собственности. ФИО1 обратился в администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». Однако решением административного ответчика, выраженное письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» ввиду того, что уполномоченным органом по предоставлению испрашиваемой муниципальной услуги является администрация соответствующего внутригородского района Сочи. Административный истец считает указанное решение принято администрацией г. Сочи с нарушением норм действующего законодательства, так же решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца. В силу п. 14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом по оказанию муниципальной услуги, указанной в п.п. 1, 7, 8, 9, 10 и 11 таблицы (п. 13 регламента) является департамент имущественных отношений администрации г. Сочи. В п. 93 Регламента указано, что органом, уполномоченным на заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов с заявителем от имени администрации района и Департамента, является Департамент. Собственник здания имеет право на выкуп в собственность муниципального земельного участка, на котором расположенное такое здание, без проведения торгов. Ранее административный истец обращался в адрес администрации Хостинского внутригородского района г. Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», однако получил ответ №-ДД.ММ.ГГГГ из которого следовало, что поскольку согласно сведений ИСОГД испрашиваемый земельный участок расположен в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» отказано. Однако, согласно данным постановлениям Главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого участок был предоставлен в аренду, а также договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи. Более того, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, раздел №, в характеристика Участка указаны сведения об обременениях участка, в том числе Вторая зона округа горно-санитарной охраны курорта. При этом, нахождение земельного участка во второй зоне санитарной (горносанитарной) охраны курорта не является основанием отнесения такого участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Расположение участка в границах второй горно-санитарный зоны охраны курорта в силу закона не ограничивает такой участок в обороте. При этом испрашиваемый участок отнесен к категории - земли населенных пунктов. Территории курортов исключены из перечня особо-охраняемых природных территорий. При этом сведения ИСОГД об отнесении Участка к первой зоне округа горносанитарной охраны курорта противоречат сведениям ЕГРН (по ЕГРН - вторая зона) и сведениям о расположении участка во второй зоне, приведенным в постановлении Главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГ и договоре аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь положениями ст. 46 КАС РФ, административный истец ФИО1 уточнил предмет иска и просил суд: признать незаконным решение администрации города Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; администрации города Сочи в лице Департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 без проведения торгов договор купли-продажи за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя ФИО3
В судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований, уточненных в соответствии со ст. 46 КАС РФ, настаивала.
Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие административных ответчиков, в удовлетворении административного иска просил отказать.
В соответствии с п. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку явку административных ответчиков суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц, с участием представителя административного истца.
Суд, заслушав доводы и пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела, согласно постановлению Главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в аренду на 49 лет предоставлен земельный участок <адрес> для садоводства. Участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Категория земель - земли поселений.
На основании данного постановления заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка <адрес> на стороне арендодателя и ФИО2 на стороне арендатора.
На основании договора уступки от ДД.ММ.ГГГГ право аренды года в отношении земельного участка № в садоводческом некоммерческом товариществе «Звезда» в Хостинском районе г. Сочи, перешло к административному истцу ФИО1
Сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером №.
Таким образом, в настоящее время ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Сочи отнесен к категории «земли населенных пунктов», ко Второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в разделе №.
На арендуемом ФИО1 земельном участке располагается объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером №, площадью 88,8 кв.м., принадлежащий ФИО1 на праве собственности.
Из материалов дела следует, что являясь арендатором земельного участка участок с кадастровым номером №, а также собственником расположенного на нем объекта недвижимости – жилого дома, с кадастровым номером №, руководствуясь постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 572 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», ФИО1 обратился в администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Однако решением Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» ввиду того, что уполномоченным органом по предоставлению испрашиваемой муниципальной услуги является администрация соответствующего внутригородского района Сочи.
Ранее административный истец уже обращался в администрацию Хостинского внутригородского района г. Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», однако получил ответ №-ДД.ММ.ГГГГ из которого следовало, что поскольку согласно сведений ИСОГД испрашиваемый земельный участок расположен в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» отказано.
В сложившихся обстоятельствах, суд считает, что администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице ее отраслевых и территориальных органов создали условия, при которых ФИО1 лишен возможности реализовать свое право на выкуп земельного участка без торгов, занятого принадлежащим ему объектом недвижимого имущества – жилым домом, с кадастровым номером №.
Таким образом, администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края допущено нарушение требований, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ регламентирована процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе форма заявления и перечень документов, прилагаемых к такому заявлению.
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ императивно установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе п. 6 установлено, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно постановлению Главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду, а также договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Более того, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, содержащимся в разделе №, в характеристике земельного участка с кадастровым номером №, указаны сведения об обременениях данного участка, в том числе содержатся информация о том, что участок находится во Второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
При этом, нахождение земельного участка во второй зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта не является основанием отнесения такого участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В п.п. 1 и 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ указано, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ приведен перечень земельных участков, ограниченных в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а именно: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно- территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из материалов дела, расположение участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в границах второй горно-санитарный зоны охраны курорта в силу закона не ограничивает такой участок в обороте.
Более того, п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
При этом испрашиваемый административным истцом участок отнесен к категории - земли населенных пунктов.
В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ указано, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.06.2019 № 253-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и дендрологические парки и ботанические сады.
При этом, территории курортов исключены из перечня особо-охраняемых природных территорий.
Статьей 20 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ установлено лишь обеспечение режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, который осуществляют во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
Вместе с тем, сведения ИСОГД об отнесении Участка к первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в котором содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок расположен во Второй зоне, и сведениям о расположении земельного участка во второй зоне, приведенным в постановлении главы администрации Хостинского района № от ДД.ММ.ГГГГ и договоре аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. При наличии у лица законных оснований для приобретения права собственности на земельный участок, уполномоченный орган обязан заключить договор купли-продажи, поскольку в этом случае достаточно одной лишь воли покупателя.
Основания, указанные в отказе Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, выраженные в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, не являются законными основаниями и поэтому доказывать критичность их применения, достаточность и обоснованность в качестве оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги, лежит на административном ответчике.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Так как независимо от вида назначения объекта, постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 572 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» определено, что заключение договоров купли-продажи как результат оказанной услуги осуществляет Департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
В п. 93 названного Регламента указано, что органом, уполномоченным на заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов с заявителем от имени администрации района и Департамента, является Департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
Пунктом 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что действия органа местного самоуправления нарушают права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 а к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации города Сочи, выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи №.01-16 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 у в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края заключить с ФИО1 ем без проведения торгов договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, за плату в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 19.01.2021 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"