ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-696/18 от 29.01.2018 Козульского районного суда (Красноярский край)

Дело №2А-696/2018

24RS0029-01-2018-000572-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Козулька 15 августа 2018 года

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,

с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора района Борисяк Т.Ю.,

при секретаре Дядиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района в интересах Российской Федерации, субъекта муниципального образования Козульский район к администрации поселка Новочернореченский, Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по не оформлению права собственности на объекты недвижимого имущества и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд в интересах Российской Федерации, субъекта муниципального образования Козульский район к администрации поселка Новочернореченский, Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по не оформлению права собственности на объекты недвижимого имущества и возложении обязанности, требования мотивируя тем, что прокуратурой Козульского района проведена проверка во исполнение задания прокуратуры Красноярского края от 02.03.2018 № 7/1-14-2018 «О проверке исполнения законодательства в сфере ЖКХ при выполнении мероприятий по модернизации и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации производственных и инвестиционных программ» за период 2016-2017 г.г., 1 квартал 2018 года в отношении администрации п. Новочернореченский. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории п.г.т. Новочернореченский Козульского района расположен бесхозяйный объект недвижимого имущества – сети канализации (выгребная яма, септик) по <адрес>.

В соответствии с предоставленной информацией администрацией пгт.Новочернореченский, администрацией Козульского района канализационные сети (выгребная яма, септик) по <адрес> в реестре муниципальной собственности не числятся.

Таким образом, сети канализации (выгребная яма, септик) по <адрес> являются бесхозяйные, администрацией Новочернореченский мер к признанию канализационной сети (выгребная яма, септик) расположенная по адресу: <адрес> бесхозяйной не принимается. Своим бездействием - невыполнением требований действующего законодательства администрацией п. Новочернореченский нарушает права неопределённого круга лиц – граждан, проживающих в многоквартирных домах, рассоложенных по адресу: <адрес>

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации п.Новочернореченский внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о собственности, жилищно- коммунального законодательства.

По результатам рассмотрения в адрес прокуратуры района направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что дома, расположенные по адресу: <адрес> администрацией Козульского района в собственность администрации п. Новочернореченский переданы не были, соответственно, на балансе администрации п. Новочернореченский не состоят. Выгребная яма, септик, находящаяся по <адрес>, является неотъемлемой частью общедомового имущества собственников жилых помещений (как подъезд, лестница и пр.) Данная система является местной канализацией (обслуживает ограниченную группу зданий), что не позволяет называть данную систему канализационной сетью. Исходя из этого, считать данное имущество бесхозным нет оснований. Целесообразным будет решение собственников жилых помещений данных многоквартирных домов <адрес> о заключении договоров с организацией, оказывающей услуги по водоснабжению, на услуги водоотведения.

До настоящего времени администрацией п.Новочернореченский, выявленные проверкой нарушения действующего законодательства не устранены, мер к признанию недвижимого имущества - канализационной сети (выгребная яма, септик) по <адрес> бесхозяйной не принимается.

Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского по не оформлению право собственности на объекты- недвижимое имущество - канализационную сеть (выгребную яму, септик), расположенный по адресу <адрес>

Обязать администрацию поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края признать недвижимое имущество - канализационную сеть (выгребную яму, септик), расположенный по адресу <адрес> бесхозяйной, включить в реестр муниципальной собственности администрации поселка Новочернореченский.

Административный истец старший помощник прокурора Козульского района Красноярского края Борисяк Т.Ю. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объёме, по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Администрация поселка <адрес> в судебной заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.

Выслушав мнение ст.пом.прокурора Борисяк Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года за N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года за N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки прокуратурой Козульского района Красноярского края, во исполнение задания прокуратуры Красноярского края от 02.03.2018 № 7/1-14-2018 «О проверке исполнения законодательства в сфере ЖКХ при выполнении мероприятий по модернизации и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации производственных и инвестиционных программ» за период 2016-2017 г.г., 1 квартал 2018 года в отношении администрации п. Новочернореченский. Было установлено наличие на территории пгт.Новочернореченский Козульского района бесхозяйный объект недвижимого имущества – сети канализации (выгребная яма, септик) по <адрес>.

В соответствии с предоставленной информацией администрацией пгт.Новочернореченский, администрацией Козульского района канализационные сети (выгребная яма, септик) по <адрес> в реестре муниципальной собственности не числятся.

Судом установлено, что сети канализации (выгребная яма, септик) по <адрес> пгт.Новочернореченский являются бесхозяйные, администрацией Новочернореченский мер к признанию канализационной сети (выгребная яма, септик) расположенная по адресу: <адрес> пгт.Новочернореченский <адрес> бесхозяйной не принимается.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации п.Новочернореченский внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о собственности, жилищно- коммунального законодательства.

Из информации направленной в адрес прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что дома, расположенные по адресу: <адрес> администрацией Козульского района в собственность администрации п. Новочернореченский переданы не были, соответственно, на балансе администрации п. Новочернореченский не состоят. Выгребная яма, септик, находящаяся по ул. Юбилейная, является неотъемлемой частью общедомового имущества собственников жилых помещений (как подъезд, лестница и пр.) Данная система является местной канализацией (обслуживает ограниченную группу зданий), что не позволяет называть данную систему канализационной сетью. Исходя из этого, считать данное имущество бесхозным нет оснований. Целесообразным будет решение собственников жилых помещений данных многоквартирных домов <адрес> о заключении договоров с организацией, оказывающей услуги по водоснабжению, на услуги водоотведения.

В силу положений пунктов 1 - 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сети канализации (выгребная яма, септик) по <адрес> являются бесхозяйные, поскольку собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в реестре муниципальной собственности они не значится. Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов водоотведения, обеспечению надлежащего технического состояния сети, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Орган местного самоуправления необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет не принимает, таким образом, суд считает, что административные исковые требования прокурора Козульского района в интересах Российской Федерации, субъекта муниципального образования Козульский район к администрации поселка Новочернореченский, Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по не оформлению права собственности на объекты недвижимого имущества и возложении обязанности, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Козульского района в интересах Российской Федерации, субъекта муниципального образования Козульский район к администрации поселка Новочернореченский, Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по не оформлению права собственности на объекты недвижимого имущества и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского по не оформлению права собственности на объекты - недвижимое имущество - канализационную сеть (выгребную яму, септик), расположенное по адресу: <адрес>

Обязать администрацию поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края признать недвижимое имущество - канализационную сеть (выгребную яму, септик), расположенное по адресу: <адрес> бесхозяйной, включить в реестр муниципальной собственности администрации поселка Новочернореченский.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.В. Чижикова

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2018г.