Мотивированное решение изготовлено 30.04.2018
Дело № 2а-696/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
с участием административных истцов ФИО12, ФИО13,
представителя административных истцов Ермакова Е.П.,
представителя административных соответчиков ФИО14,
рассмотрев административный иск ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46 и ФИО47 к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решения комиссии от 08 июня 2017 года и заключение комиссии 08 июня 2017 года незаконным в части, обязать выдать удостоверения ветеранов боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Адвокаты Ермаков Е.П. и Воронина В.Ф., действующие на основании доверенности, удостоверенной Врио командира войсковой части 40658 ФИО1, обратились в суд от имени ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, Маас К.В., ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46 и ФИО47 (далее – административные истца, члены экипажа гражданского персонала спасательного буксирного судна «СБ-406») с административным иском к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий (далее – Комиссии Северного Флота), Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» (далее – ФКУ «ОСК») о признании решения комиссии незаконным в части, возложении обязанности выдать удостоверения ветеранов боевых действий (далее - ВБД).
В обоснование административного иска, уточненного в ходе рассмотрения дела, указали, что согласно приказу командира войсковой части 40658 от 01 июня 2017 года №312 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» работники гражданского персонала войсковой части 40658, а также прикомандированные военнослужащие войсковых частей 20226 и 38643 Северного Флота, в качестве личного состава спасательного буксирного судна «СБ-406» привлекались для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее – САР) в период времени с 01 декабря 2015 года по 16 февраля 2016 в количестве 78 дней. Задачи, постановленные приказом-заданием оперативного командования, выполнялись СБС «СБ-406» в составе сил оперативного соединения Военно-Морского флота, входящего в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению специальных задач на территории САР, установленный Директивой генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 14 февраля 2017года №314/7/0191. За отличие, проявленное при проведении операции в САР, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2016 года №302 члены экипажа гражданского персонала СБС «СБ-406» войсковой части 40658 Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии». На основании решений комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленных протоколом от 08 июня 2017 года, административным истцам – работникам личного состава СБС «СБ-406» – оформлены и выданы удостоверения ветеранов боевых действий (ВБД) от 08 июня 2017 года, согласно которым в качестве мер социальной поддержки им установлены права и льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». При этом, при направлении указанных удостоверений для вручения личному составу СБС «СБ-406» в сопроводительном письме начальника управления кадров Северного флота от 01 декабря 2017 года № 48/4/8709 указано на личный состав, как принимавший участие в специальных операциях на территории Сирийской Арабской Республики.
Удостоверения ветеранов боевых действий от 08 июня 2017 года были вручены личному составу СБС «СБ-406» войсковой части 40658, о чем в Журнале учета выдачи удостоверений ветеранов боевых действий имеются соответствующие записи и подписи об их получении. Во врученных удостоверениях указывалось, что его предъявители имеют права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Однако по требованию управления кадров Северного флота, врученные удостоверения ВБД были отозваны и в них были вручную внесены исправления пункта «1» на пункт «7».
Таким образом, управлением кадров Северного флота в ранее оформленные номерные бланки строгой отчетности - удостоверения ВБД были внесены исправления, делающие документ недействительным.
Статья 16 Федерального закона «О ветеранах» не содержала и не содержит в настоящее время пункта «7».
По указанной причине после внесения в удостоверения ВБД указанных исправлений и вручения их работникам СБС «СБ-406» войсковой части 40658, удостоверения повторно были отозваны в управление кадров Северного флота.
12 декабря 2017 года административным истцам вручены уже новые удостоверения ВБД, в которых имеется указание на то, что его предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Вместе с тем, полагают решение комиссии Северного Флота от 08 июня 2017 года, оформленное заседанием комиссии от 08 июня 2017 года, незаконным в части выдачи удостоверения по пункту 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в то время как необходимо выдать удостоверения с предоставлением льгот и гарантий, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поскольку личный состав гражданского персонала СБС «СБ-406» привлекался именно для выполнения, а не обеспечения выполнения специальных задач на территории САР в составе кораблей оперативного соединения ВМФ. Кроме того, считают, что протоколы заседаний комиссии Северного флота имеют указание на предоставленные доказательства непосредственного участия в боевых действиях в ходе выполнения специальных задач, а заключения о выдаче удостоверений единолично членом комиссии ФИО2 отнесены к категории ветеранов боевых действий, указанной в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах». Также, заключения не подписаны заместителем председателя комиссии Северного Флота ФИО3, а утверждены им вместо председателя – ФИО4 На даты принятия решений в отношении административных истцов действовал Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 №2288, который предусматривал выдачу удостоверений только лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», а выдача удостоверений ВБД для личного состава (военнослужащих и гражданского персонала) Вооруженных Сил Российской Федерации вообще не была предусмотрена. На заседаниях комиссий присутствовали 6 человек из 9, в связи с чем, ее решение легитимным не является.
Просят суд признать решение комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленное протоколом от 08 июня 2017 года и заключение комиссии от 08 июня 2017 года в части выдачи административным истцам удостоверений ВБД, предоставляющих им права и льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» незаконными, обязать ФКУ «ОСК» выдать административным истцам удостоверения ВБД, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании административные истцы ФИО12, ФИО13 настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований.
Административные истцы ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, Маас К.В., ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46 и ФИО47 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Воспользовались правом на ведение дела через представителя, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административных истцов Ермаков Е.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, пояснив суду, что первоначально членам экипажа гражданского персонала были выданы удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие право на льготы по пункту 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах», которые впоследствии были отозваны и выданы другие. Считают оспариваемые протокол и заключение комиссии Северного Флота сфальсифицированными.
Представитель административных истцов Воронина В.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного соответчика – Комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» ФИО14, действующий на основании доверенности, выданной командующим Северным флотом ФИО5., в судебном заседании пояснил, что заседания комиссии Северного флота 08.06.2017 и оформление протоколов и заключений по результатам проводилось в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», Порядком выдачи удостоверений ветеранов боевых действий на Северном флоте, являющимся приложением №1 к Приказу Командующего Северным флотом от 30.09.2016 №1737, Методическими рекомендациями по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ 16.07.2010. Состав комиссии определен 9 человек. На оспариваемых заседаниях комиссии от 08.06.2017 принимало участие 6 человек, решения принимались большинством голосов. Ввиду отсутствия председателя комиссии ФИО4, протоколы комиссии подписаны пятью членами комиссии и утверждены Врио председателя комиссии Северного флота ФИО3; заключения комиссии подписаны членом комиссии, секретарем комиссии и утверждены Врио председателя комиссии Северного флота ФИО3 Порядок рассмотрения заявлений и полномочия комиссии соблюдены, оснований для выдачи административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих право на льготы по пункту 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» не имеется, поскольку не представлено доказательств непосредственного участия в боевых действиях при выполнении специальных задач. Вместе с тем, по мнению представителя административных соответчиков, данное обстоятельство является определяющим при выдаче административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий с правом на льготы, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах». Просит в удовлетворении административного иска отказать. Кроме того указал, что ФКУ «ОСК Северного Флота» не является надлежащим административным ответчиком по требованию о выдаче административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, поскольку такими полномочиями не обладает. Комиссия Северного флота создана приказом командующего Северным флотом, который одновременно является руководителем ФКУ «ОСК». Полагает, что оснований для выдачи административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий с правом на льготы, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» не имеется. Решение принято комиссией в пределах предоставленных полномочий и установленным порядком. Просил в иске отказать.
Заинтересованное лицо – Центральная комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий – о времени месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в судебное заседание представителя не направило, мнения по иску не представило.
Выслушав пояснения административных истцов и их представителя, возражения представителей административных соответчиков, заслушав пояснения свидетеля ФИО2 –секретаря комиссии, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах» установленные статьей 16 названного закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляются ими при предъявлении удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1);
- лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам (подпункт 7).
При этом согласно Федеральному закону от 03 июля 2016 года №256-ФЗ к перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено выполнение задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года (раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах»).
Из материалов дела следует, что согласно приказу командира войсковой части 40658 от 01 июня 2017 года №312 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» административные истцы – работники гражданского персонала войсковой части 40658 Северного Флота в качестве личного состава спасательного буксирного судна «СБ-406» привлекались для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее – САР) в период времени с 01 декабря 2015 года по 16 февраля 2016 года в количестве 78 дней.
Задачи, постановленные приказом-заданием оперативного командования, выполнялись СБС «СБ-406» в составе сил оперативного соединения кораблей военно-морского флота, входящего в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению специальных задач на территории САР, установленный Директивой генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 14 февраля 2017 года №314/7/0191.
За отличие, проявленное при проведении операции в САР, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2016 года №302 административные истцы - члены экипажа гражданского персонала СБС «СБ-406» войсковой части 40658 Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии».
Административные истцы через командование войсковой части 40658 обратились в Комиссию Северного флота с заявлениями об оформлении и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий».
Согласно заключению Комиссии Северного флота от 08 июня 2017 года № 21, приняты решения о выдаче административным истцам удостоверений «Ветеран боевых действий», предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».
Истцы полагают решения комиссии незаконными, нарушающими их права на получение удостоверений «Ветеран боевых действий», предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно пункту 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно данному приказу в Министерстве обороны РФ выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны РФ.
В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 – комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Количество членов комиссии должно быть нечетным и составлять для комиссий военных округов, флотов, войсковой части 45807 – не менее 7 человек. Заседания центральной комиссии (комиссии) проводит председатель центральной комиссии (комиссии), а в его отсутствие – заместитель председателя центральной комиссии (комиссии). Решение комиссии о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания комиссии (пункты 2, 4, 5 Порядка).
В соответствии с пунктами 8, 9 Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (лица гражданского персонала – заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) в комиссии – проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются, для иных лиц – личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня. К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, – документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР. К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).
Согласно пунктам 11, 12 Порядка, по итогам рассмотрения обращений комиссия принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения по рекомендуемому образцу (приложение № 2 к настоящему Порядку). Заключение подписывается заместителем председателя комиссии, членами секретариата комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии.
В соответствии с приказом командующего Северным Флотом вице-адмирала ФИО5. от 30 сентября 2016 года №1737 назначена комиссия Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий в составе 9 человек: председателя комиссии – ФИО4; заместителя председателя комиссии – ФИО3., членов комиссии: ФИО2., ФИО6., ФИО7., ФИО8, ФИО9., ФИО10., ФИО11.; утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий на Северном флоте.
Из пояснений представителей ответчика следует, что комиссия в своей работе руководствуется требованиями Федерального Закона «О ветеранах» №5-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Методическими рекомендациями по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ 16 июля 2010 года.
Судом установлено, что 08 июня 2017 года в заседании комиссии принимали участие 6 человек: Врио председателя комиссии Северного флота – ФИО3, члены комиссии ФИО2., ФИО6ФИО8., ФИО10., ФИО11
Из выписки из протокола заседания комиссии следует, что они подписаны принимавшими участие в заседании членами комиссии ФИО2., ФИО6ФИО8., ФИО10ФИО11 и утверждены Врио председателя комиссии – ФИО3. Голосовали 6 человек, «за» - 6 человек, воздержались – нет, решения приняты единогласно.
По результатам рассмотрения обращений комиссией подготовлено заключение № 21 от 08 июня 2017 года о выдаче административным истцам за выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 08.11.2016 по 06.01.2017 удостоверений ветерана боевых действий по категории, указанной в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах».
Заключения комиссии Северного Флота № 21 от 08.06.2017 года подписаны членом комиссии ФИО8, секретарем комиссии ФИО11 и утверждены Врио председателя комиссии – ФИО3
Доводы представителя истцов о фальсификации протоколов заседания комиссии голословны и судом во внимание приняты быть не могут. Каких-либо доказательств, ставящих под сомнение
Суд находит, что решения комиссии Северного Флота приняты в пределах предоставленных полномочий и в соответствующем порядке. Несмотря на отсутствие на дату заседаний комиссии в пункте 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации указания на лиц, поименованных в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», из положений статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 256-ФЗ) и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об удостоверении ветерана боевых действий» от 19.12.2003 №763 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2016 №1210) следует, что рассмотрение обращений административных истцов подлежало рассмотрению именно комиссией Северного флота, а не иным органом.
Суд находит неубедительными доводы представителя административных ответчиков об отсутствии кворума для принятия решений, ввиду участия 6 членов из 9, поскольку исходя из пункта 6 Методических рекомендаций по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, комиссия является коллегиальным органом, обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее 2/3 персонального состава комиссии.
Факт отсутствия подписи заместителя председателя комиссии ФИО3 в протоколе компенсируется наличием его резолюции об утверждении протоколов комиссии от 08.06.2017 года и заключений комиссии №21 от 08.06.2017 в качестве Врио председателя комиссии, ввиду отсутствия на заседаниях комиссии председателя комиссии ФИО4, решавшего задачи боевой подготовки за пределами Североморского гарнизона и поручившего организовать заседание комиссии своему заместителю – ФИО3
Отсутствие указания в протоколах комиссии категории ветерана боевых действий, за которую голосовали члены комиссии, не может считаться нарушением порядка принятия решений, поскольку заключения комиссии имеет указание на категорию ветерана боевых действий, к которой относится обратившийся гражданин (каждый из административных истцов).
Обращаясь в суд с административным иском, административные истцы – гражданский персонал личного состава спасательного буксирного судна «СБ-406» – считают, что на основании предоставленных ими справок войсковой части 40658 от 08.06.2017 о выполнении каждым из них специальных задач по защите государственных интересов у берегов САР и выписок из приказа командира войсковой части 40658 от 05.06.2017 №318 «О привлечении гражданского персонала для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» Комиссией Северного флота должно быть принято решение о выдаче обратившимся удостоверений ветеранов боевых действий, льготы и гарантии которым предусмотрены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах».
Суд находит данные доводы необоснованными, в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий.
При этом законодатель, предоставив перечисленным в данной статье категориям лиц единый статус, по предоставляемым мерам социальной поддержки не отождествляет их между собой в полном объеме, проводя дифференциацию между ними по основаниям присвоения звания ветерана боевых действий.
Порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому, вопреки доводам административных истцов, не может рассматриваться как ущемляющий права граждан и направленный на их дискриминацию.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" для наделения статусом ветерана боевых действий административных истцов по данному пункту необходимо установить одновременное соблюдение в отношении них двух основных условий: направление в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Для наделения статусом ветерана боевых действий по пункту 7 части 1 статьи 3 этого же закона достаточно установление факта направления указанных лиц на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года и отработки ими установленного при направлении срока либо откомандирования их досрочно по уважительным причинам.
В соответствии с пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации вместе с заявлением о выдаче удостоверения должны быть приложены подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для лиц, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - документы, подтверждающие факт направления на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 г. и отработки установленного при направлении срока либо откомандирования досрочно по уважительным причинам.
Согласно абзацу 11 пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, факт непосредственного участия в боевых действиях лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзаце пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, подтверждается документами, выданными органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Данный абзац порядка соответствует Федеральному закону «О ветеранах», поскольку установленные нем документы непосредственно указывают на участие лиц в боевых действиях, что является обязательным условием для приобретения этими лицами статуса ветерана боевых действий, а, следовательно, и права на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Аналогичные положения содержатся и в новом Порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 №595.
Кроме того, по смыслу абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 № 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы).
Доказательств фактического участия в боевых действиях административные истцы, вопреки требованиям пункта 9 порядка, в комиссию не представили, отсутствуют таковые и в материалах дела, что позволяет суду прийти к выводу о правомерности принятых комиссией решений.
Данные обстоятельства также не опровергнуты пояснения свидетеля ФИО2., опрошенного в ходе судебного разбирательства в части процедуры рассмотрения комиссией в ее компетенции вопросов.
Ссылки административных истцов на приказ-задание командира корабельной авианосной группы Северного Флота, суд находит необоснованными, так как указанный документ на рассмотрение в комиссию не поступал; задачи, поставленные перед экипажем СБС «СБ-406» о выходе на боевую службу в том числе согласно боевому распоряжению командиру оперативного командования в ДОЗ КП пмер «ПМ-56», 10.02.2016 года, непосредственного участия в боевых действиях не доказывают. Документов, подтверждающих фактическое участие в боях, получение ранения, увечий, контузий и т.п. не представлено.
В силу норм приведенного выше действующего законодательства, регулирующего вопросы выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, необходимо представление доказательств, которые однозначно и достоверно подтверждали бы не только направление истца органами государственной власти в другое государство, но и факт участия в боевых действиях на территории данного государства, что должно быть подтверждено определенными документами, в частности, приказами командиров или реализованным наградным материалом.
Поскольку административными истцами или войсковой частью 40658 указанные документы на рассмотрение комиссии представлены не были, оснований для принятия решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах» у комиссии Северного флота не имелось.
Факт награждения административных истцов медалями «Участнику военной операции в Сирии» само по себе также не является доказательством участия административных истцов в боевых действиях, т.к. является ведомственным знаком отличия, которым награждаются военнослужащие и лица гражданского персонала на отличие, отвагу и самоотверженность, а также за самоотверженный труд и вклад в выполнение задач военной операции в Сирийской Арабской Республике.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актами и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Иные приведенные доводы на существо вынесенных комиссией решений не влияют.
Судом установлено, что все необходимые действия по принятию решения комиссией выполнены без нарушения прав административных истцов, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами. В связи с чем, у суда не имеется оснований для признания оспариваемых решений комиссии Северного флота незаконным.
Доводы административных истцов о фактическом участии в боевых действиях в период нахождения на территории Сирийской Арабской Республики не могут быть проверены в рамках данного административного дела, поскольку предметом проверки является правомерность действий административных соответчиков при принятии решения о выдаче административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий.
В судебном заседании установлено, что комиссия приняла решение на основании представленных документов, она являлась легитимной, заседание комиссии – правомочным, поскольку на нем присутствовало 2/3 ее состава. Решение оформлено протоколом и заключением от 08.06.2017 года, утвержденным врио председателя комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в связи с отсутствием самого председателя.
Отсутствие указания в протоколах комиссии категории ветерана боевых действий, за которую голосовали члены комиссии, не может считаться нарушением порядка принятия решений, поскольку заключения комиссии имеет указание на категорию ветерана боевых действий, к которой относится обратившийся гражданин (каждый из административных истцов).
Доводы о нарушении срока принятия решения комиссией Северного Флота не нашли своего подтверждения в судебном заседании, к тому же само по себе указанное обстоятельство не может являться основанием для отмены принятого административным ответчиком решения.
Судом установлено, что все необходимые действия по принятию решения комиссией выполнены без нарушения прав административных истцов, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания оспариваемых решений административных ответчиков незаконными.
Анализируя юридически значимые для дела доказательства и фактические обстоятельства дела, суд отказывает в удовлетворении административного иска за необоснованностью в полном объеме, в том числе и в части заявленных требований об обязании выдать поименным административным истцам удостоверение ветеранов боевых действий, предусматривающие права и льготы, установленные п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», являющемся производным требованием.
В соответствии со статьей 176 КАС Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 62, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46 и ФИО47 к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решений комиссии, оформленных протоколами заседания и заключениями от 08.06.2017 года незаконными в части, обязать выдать удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О Ветеранах» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Фомина