ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6970/2021 от 30.11.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6970/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А..

при секретаре Веденеевой С.Е.,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным требование об уплате денежных средств за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он являлся собственником земельного участка площадью 943 кв.м. с кадастровым номером 50:15:0020307:192, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, ул. 14-я линия, д. 34/1. С целью перераспределения границ с участком соседа ФИО2, истец поменял в 2019г. ВРИ земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». Соглашение о перераспределении было заключено 10.09.2019г. 31.05.2021г. Министерство имущественных отношений Московской области вынесло уведомление в адрес истца о необходимости внесения платы за изменение ВРИ в размере 593 332,77 руб. В уведомлении Министерство указало на п. 6 Приложения к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица (утв. постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года № 1190/57), согласно которому «если при изменении вида разрешенного использования земельного участка значения KC1 и КС2 равнозначны, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10% процентов от значения КС2». Расчет платы был определен как 10% от КС2. Однако нельзя утверждать, что размеры KC1 и КС2 равнозначны. Согласно выписке ЕГРН от 05.08.2019г. кадастровая стоимость участка с к/н :192 с ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства» отсутствовала. В выписке ЕГРН от 27.09.2019г. кадастровая стоимость участка с к/н :192 с ВРИ «Для индивидуального - жилищного строительства» была указана, как 5 933 327,71 руб.

Истец просит суд признать незаконным требование Министерства имущественных отношений Московской области об уплате 593 332,77 рублей за изменение вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 50:15:0020307:192, выраженное в уведомлении от 31.05.2021г.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против иска возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО1 являлся собственником земельного участка площадью 943 кв.м. с кадастровым номером 50:15:0020307:192, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, ул. 14-я линия, д. 34/1. С целью перераспределения границ с участком соседа ФИО2, истец поменял в 2019г. ВРИ земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». Соглашение о перераспределении было заключено 10.09.2019г.

Письмом от 31.05.2021 № 15ИСХ-15877 Минмособлимущество в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области № 15ВХ-19358 от 11.05.2021 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка площадью 943 кв.м с кадастровым номером 50:15:0020307:192, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская обл., г.о. Балашиха, г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, ул. 14-я линия, 34/1 с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» уведомило ФИО1 о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования в сумме 593 332,77 руб. в 30-дневный срок со дня получения уведомления. До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования ФИО1 не внесена.

Статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена платность изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Москвы и Московской области, в случае изменения ВРИ на предусматривающий строительство/реконструкцию объектов капитального строительства.

Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-Ф3 предусмотрено, что плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, бюджет Московской области по нормативу сто процентов.

Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-Ф3 условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.

Статья 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03) определяет условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных на территории Московской области, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана Земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области (пункт 12 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства МО от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области».

Согласно ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 и пункту 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется по формуле:

Pп = С х (КС2-КС1),

Где Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;

С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (%), установленная постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57;

КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;

В соответствии с п. 6 Порядка в случае, если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложению к Порядку значения КС1 и КС2 равнозначны, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2.

С учетом данных о кадастровой стоимости земельного участка, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка составляет:

Рп = 10% х 5 933 327,71 = 593 332,77 руб.

В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что невозможно произвести расчет платы, так как КС1 (кадастровая стоимость изменяемого участка) отсутствовала. Согласно выписке ЕГРН от 05.08.2019 исходный участок :192 был сформирован 31.07.2019г. путем объединения 3 участков. Назначение было еще «для ведения личного подсобного хозяйства», кадастровая стоимость отсутствовала. 16.08.2021 он подал заявление на смену ВРИ. В расписке стоит 27.08.2019г., как дата выдачи документов. Однако уже 22.08.2019г. услуга была оказана и была установлена кадастровая стоимость уже для ВРИ «Для индивидуального жилищного строительства». Это подтверждает и справка о кадастровой стоимости, представленная ответчиком: кадастровая стоимость была внесена 30.08.2019г., то есть после изменения ВРИ. Следовательно, KC1 отсутствовала. Согласно ст. 22 43-ФЗ плата за изменение вида разрешенного использования определяется с учетом разницы между фактической кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. "С учетом разницы", означает, что при отсутствие кадастровой стоимость у изменяемого ВРИ расчет платы не возможен.

Суд не может согласиться с данными доводами истца, поскольку как следует из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» на запрос суда, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020307:192 учтен в Едином государственном реестре недвижимости 31.07.2019 с характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - 943 кв.м, адрес - Московская область, г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, линия 14-я. До 31.07.2019 в ЕГРН отсутствовали сведения о земельном участке, в том числе и о кадастровой стоимости. 08.08.2019 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 5933327,71 руб., рассчитанной государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» в рамках мероприятий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» с указанием даты начала применения - 31.07.2019. 22.08.2019 в отношении земельного участка в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». 30.08.2019г. в ЕГРН внесены сведения о равнозначной кадастровой стоимости земельного участка в размере 5933327,71 руб., рассчитанной Бюджетным учреждением по основаниям, предусмотренным положениями статьи 16 Федерального закона № 237-Ф3, с указанием даты начала применения - 22.08.2019. 04.06.2020г. земельному участку присвоен статус «архивный» вследствие регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с 31.07.2019г. по настоящее время составляет 5 933 327,71 руб.

Таким образом, доводы истца об отсутствии у земельного участка КС1 являются необоснованными, опровергаются ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» о внесении 08.08.2019 в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 5933327,71 руб. с датой начала применения - 31.07.2019г., оснований не доверять которому у суда не имеется.

С учетом изложенного заявленное требование не подлежит удовлетворению, поскольку Министерством имущественных отношений Московской области на основании закона выставлено требование об уплате 593 332,77 руб. за изменение вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 50:15:0020307:192.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным требования об уплате 593 332,77 рублей за изменение вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 50:15:0020307:192, выраженного в уведомлении от 31.05.2021г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято 13.12.2021г.

______________