ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6972/2021 от 10.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0009-01-2021-003127-76

Дело № 2а-6972/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2021 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием:

представителя административного ответчика - Матвеенко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шумовой Ольги Николаевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, информационному центру Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Камфу А.Г. о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шумова О.Н. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением к информационному центру Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее ИЦ УМВД России по Оренбургской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области

В обоснование иска указала, что, 4 апреля 2021года получила справку NДN о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, согласно которой в отношении нее имеются сведения о факте уголовного преследования, уголовное дело возбуждено СО СУ СК РФ г.Бузулука Оренбургской области по части 4 статьи 159, части 1 статьи 303 Уголовного кодекса РФ, которое 25 октября 2019года направлено в суд.

Вместе с тем, согласно официальному ресурсу УМВД России в отношении неё на сегодняшний день не имеется сведений об уголовном преследовании, по указанным составам она не привлечена к уголовной ответственности, обвинительное заключение не утверждено, данные сведения не соответствуют действительности и нарушают ее права.

Просит обязать административного ответчика исключить из базы данных сведения об уголовном преследовании по части 4 статьи 159, части 1 статьи 303 Уголовного кодекса РФ.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Камф А.Г.

В судебное заседание административный истец Шумова О.Н., начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Камф А.Г. не явились, сведения о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела представлены в материалы дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Ранее в судебном заседании 25 октября 2021года административный истец Шумова О.Н. заявленные административные исковые требования поддержала, пояснила, что ИЦ УМВД России по Оренбургской области необоснованно размещены сведения нарушающие ее права учитывая, что к уголовной ответственности она не привлекалась, обвинительное заключение в отношении нее не утверждалось. Ссылалась на положения статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ и обязанность ответчика доказать законность своих действий (бездействий).

В судебном заседании административному истцу судом были разъяснены положения статьи 125, пункта 6,7 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства РФ. Каких-либо дополнений от административного истца в суд не поступило.

Представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области - Матвеенко О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, свою позицию изложила в представленном в материалы дела письменном отзыве.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон от 27 июля 2006года №152-ФЗ "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 10 Федерального закона №152-ФЗ).

В соответствии с частью 1, 2, пунктами 1-4 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Внесению в банки данных подлежит информация: 1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; 2) о лицах, осужденных за совершение преступления; 3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; 4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4 статьи 17 Федерального закона «О полиции»).

Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации (часть 5 статьи 17 Федерального закона «О полиции»).

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7 статьи 17 Федерального закона «О полиции»).

Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8 статьи 17 Федерального закона «О полиции»).

Согласно Типовому положению об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел РФ, утвержденном приказом МВД России 7 декабря 2012года №1088 к основным функциям информационного центра отнесено ведение в установленном порядке банков данных (систем данных) оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации.

Порядок формирования, ведения и использования оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов определен приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12 февраля 2014 №89дсп/19дсп/73 дпс/1 адсп/113 дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/1 ЗЗдсп/бЗдс п/14/19дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ».

Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ определяет порядок формирования ведения и использование централизованных оперативно-справочных криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах) (пункт 1 Наставления).

Централизованные учеты ведутся на федеральном уровне в федеральном казенном учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел РФ» и на региональном уровне в информационных центрах управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, территориальных органах России на региональном уровне (пункт 5 Наставления).

Направление учетных документов осуществляется уполномоченными должностными лицами в ИЦ по территориальности (по месту дислокации), а в случаях установленных Наставлением и правилами формирования, ведения и использования отдельных видов централизованных учетов - в ГИАЦ МВД России (пункт 15 Наставления).

Согласно пункту 1 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергнувшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшийся к административной ответственности за их совершение (Приложение №1 к Наставлению) учет лиц, подвергнувшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшийся к административной ответственности за их совершение – это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечения лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности за его совершение, установлении административного надзора.

Объектами пофамильного учета являются граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, подозреваемые, обвиняемые, осужденные. (подпункт 2.1 пункта 2 Правил).

Пофамильные учеты лиц, указанных в пункте 2 Правил ведется в ГИАЦ МВД России (федеральный уровень) и в ИЦ(региональный уровень) путем формирования и ведения ручной пофамильной картотеки, а также АБД (пункт 3 Правил).

В пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости (пункт 15.1 Правил).

В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся: на осужденных независимо от срока и вида наказания-достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости; на лиц, привлекавшийся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовного дела (уголовного преследования) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняют преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, - до достижения ими 80 -летнего возраста (подпункты г, е пункта 15.2 Правил).

Лица достигшие 80-летнего возраста в период отбывания наказания, с пофамильного учета снимаются после освобождения и истечения срока погашения либо снятия судимости (пункт 15.3 Правил).

Из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются: а) ранее составленные учетные документы в случае их переоформления на основании постановлений следователей, дознавателей, постановлений судьи или определения судов об уточнении (изменении анкетных данных лиц, состоящих на учете-на основании акта изъятия; б) учетные алфавитные карточки на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по основаниям, дающим право на реабилитацию, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда,- после получения подтверждающих документов; в) учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления.

Судом установлено и следует из ответа и.о. руководителя Бузулукского межрайонного следственного отдела от 13 июля 2021года N, что Бузулукским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета России по Оренбургской области 16 октября 2019года Шумовой О.Н., ... года рождения по уголовному делу N предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 4 статьи 159, частью 1 статьи 303 Уголовного кодекса РФ (постановление о привлечении в качестве обвиняемого от 16 октября 2019года).

18 октября 2019года уголовное дело направлено Бузулукскому межрайонному прокурору с обвинительным заключением, которое 24 октября 2019года утверждено и дело направлено в Бузулукский районный суд Оренбургской области.

В представленных Бузулукским межрайонным следственным отделом СУ по Оренбургской области копиях статистических карточек Ф-1, Ф-1.2, Ф-1.1, Ф-2 по уголовному делу N по обвинению Шумовой О.Н. в совершении преступлений предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 4 статьи 159, частью 1 статьи 303 Уголовного кодекса РФ, содержится учетная информация о том, что уголовное дело возбуждено и окончено по факту покушения на совершение преступления (мошенничества) (по факту покушения на совершение преступления при возбуждении уголовного дела в статистической карточке формы Ф-1 в разделе 16; при окончании предварительного следствия в статистической карточке Ф-2 в разделе 25).

На основании данных указанных в статистических карточках поступивших из АИСС «Статистика –Регион» по электронным каналам связи в оперативно-справочной картотеке, модуле «ОСК» интегрированного банка данных регионального уровня (ИБД-Р) УМВД России по Оренбургской области имеется информация в отношении гр. Шумовой Ольги Николаевны ...года рождения о том, что СО СУ СК РФ г. Бузулука Оренбургской области избрана мера пресечения (статья 100 УПК РФ) статья 30 часть 3, статья 159 часть 4, статья 303 часть 1 Уголовного кодекса РФ; 25 октября 2019года уголовное дело направлено в суд по статье 222 УПК РФ.

Статьёй 1, пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Целью судебной защиты с учётом требований части 3 статьи 17, части 1 статьи 19, части 3 статьи 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт предъявления Шумовой О.Н. обвинения в совершении преступлений и направлении уголовного дела на рассмотрение в суд, учитывая, что учетные документы (статистические карточки) составлены уполномоченными лицами и информация содержащаяся в них подлежащая хранению информационным центром независимо от снятия и погашения судимости направленна в информационный центр УМВД России по Оренбургской области для пофамильного учета, суд приходит к выводу, что хранение информационным центром УМВД России по Оренбургской области оспариваемых сведений не противоречит действующему законодательству и оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействий) ответчика и возложении обязанности исключить из базы данных сведения об уголовном преследовании истца не имеется.

По правилам статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанной совокупности в данном случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Шумовой Ольги Николаевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, информационному центру Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Камфу А.Г. о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.В. Ермошкина

Решение в окончательной форме принято 1 декабря 2021 года.

Судья: подпись О.В. Ермошкина

Оригинал подшит в дело №2а-6972/2021,

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г. Оренбурга