ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6974/19 от 11.01.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело №2а-6974/2019 (10RS0011-01-2019-008699-86)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецовой Юлии Александровны о признания решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 23.08.2019 №20369/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Кузнецова Ю.А. обратилась в суд об оспаривании отказа Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 23.08.2019 №20369/12.4-21 в предоставлении в собственность земельного участка, находящихся в д. Машезеро Прионежского района в порядке предоставления земельных участков многодетным семьям по причинам несоответствия приложенной истцом к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 (далее -Требования), а также факта нахождения участка согласно градостроительного регламента в территориальной зоне специального защитного леса. Кузнецова Ю.А. просит признать указанное решение Министерства незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Ю.А. от 26.07.2019 о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.

Определениями суда от 13.09.2019 и от 26.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Прионежского муниципального района и Министерство природных ресурсов и экологии РК соответственно.

В судебном заседании Кузнецова Ю.А. и ее представитель Калинин В.С., действующий на основании доверенности, требования, поддержали по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности Ильин А.А., в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддерживает доводы представленные в отзыве.

Администрация Прионежского муниципального района, будучи извещенной надлежащим образом, своего представителя не направила, представила письменный отзыв, указав, что в согласно Карте градостроительного зонирования территории д. Машезеро (Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1)», в то же время, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Нововилговского сельского поселения (Генеральный план) д. Машезеро полностью расположена в зоне «Специальный защитный лес». Между тем, территория специальных защитных лесов не является территориальной зоной, а отнесена к числу «прочих». Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения не содержат положений об ограничении деятельности в отношении земельных участков, расположенных на территории специальных защитных лесов.

Министерство природных ресурсов и экологии РК своего представителя в суд не направило, в представленном в суд отзыве указало, что по данным Государственного лесного реестра земельный участок, обозначенный на схеме, представленной в административном исковом заявлении, не относится к землям лесного фонда. В Государственном лесном реестре отсутствует информация о наличии лесов на данном участке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Учитывая выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, суд, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".

Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет РК преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, к которому переданы функции Государственного комитета РК, в том числе, в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что административный истец 26.07.2019 обратилась в адрес Министерства с заявлением о бесплатном предоставлении его многодетной семье в собственность земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, д. Машезеро, в соответствии Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее - Закон № 2101-ЗРК).

Письмом от 23.08.2019 № 20369/12.4-21 административному истцу отказано в удовлетворении заявления. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - специальный защитный лес. Образование и дальнейшее использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в зоне специального защитного леса, влечет за собой нарушение требований, установленных ст. 111 ЛК РФ, в то время как использование указанного земельного участка для иных целей противоречит ст. 42 ЗК РФ. Представленная Кузнецовой Ю.А. схема расположения земельного участка выполнена не в соответствии с Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формат схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 (далее - Требования), а именно на представленной схеме расположения земельного участка не учтены сведения о местоположении объектов естественного и искусственного происхождения (дорога).

Не согласившись, Кузнецова Ю.А. просит признать данный отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление от 26.07.2019 о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с положениями ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6 статьи 39.5 ЗК РФ).

Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ (пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ), разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

Суд не может согласиться с доводами Министерства о том, что отсутствие на представленной Кузнецовой Ю.А. схеме отображения автомобильной дороги, расположенной к юго-западу от образуемого земельного участка приведет к невозможности уполномоченному органу установить возможность образования земельного участка, вид разрешенного использования которого предполагает строительство жилого дома, с учетом санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования.

Из анализа положений п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 7 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). Требованиями не установлена обязательность отображения всех имеющихся на территории объектов искусственного происхождения.

В данном случае в представленной к утверждению схеме расположения, с учетом обозначенной п. 6 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нормы, устанавливающей обязательность указания доступа к образуемым или измененным земельным участкам (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) указаны: существующая грунтовая дорога как подъезд (доступ) к образуемому земельному, кадастровые номера соседних участков, зеленые насаждения на образуемом участке, забор и жилое строение на соседнем стоящем на кадастровом учете земельном участке, что с достоверностью позволяет оценить местоположение испрашиваемого земельного участка.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

В силу п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.

Деревня Машезеро, где находиться испрашиваемый административным истцом земельный участок, входит в состав Нововилговского сельского поселения Прионежского муниципального района.

Решением XXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 № 3 утвержден проект изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения (в редакции с изменениями от 05.05.2016).

Решением XXXIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 20.06.2017 года №4 утверждены Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения (в редакции с изменениями от 29.05.2019).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (ч.2 ст.85 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Карте градостроительного зонирования территории д. Машезеро (Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1)».

В то же время, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Нововилговского сельского поселения (Генеральный план) д. Машезеро полностью расположена в зоне «Специальный защитный лес».

В силу ч.1 ст.6 Лесного кодекса РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, в том числе и на землях населенных пунктов. Частью 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, с учетом особенностей правового режима защитных лесов, определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры; з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; и) нерестоохранные полосы лесов.

К особо защитным участкам лесов, в числе прочих, относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов. (ч.З ст. 102 Лесного кодекса РФ). Территория специальных защитных лесов отображена на картах градостроительного зонирования в соответствии с положениями ст. 102 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия нормативных правовых актов).

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения не содержат положений об ограничении деятельности в отношении земельных участков, расположенных на территории специальных защитных лесов, территория специальных защитных лесов не является территориальной зоной, а отнесена к числу «прочих».

При таких обстоятельствах, по мнению суда, оспариваемый отказ Министерства от 23.08.2019 №20369/12.4-21 нельзя признать законным, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Кузнецовой Юлии Александровны удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 23.08.2019 №20369/12.4-21 незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течении 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Кузнецовой Юлии Александровны от 26.07.2019 о предоставлении в собственность земельного участка.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Кузнецовой Юлии Александровны 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2019 года.