ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-697/17 от 19.04.2017 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-697/17

Решение

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в

составе председательствующего:

судьи Эглит И.В.,

при секретаре Рац Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

дело по административному иску Архиповой Е. М. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 27 января 2017 года,

установил:

Архипова Е.М. обратилась в суд с административным иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 27 января 2017 года.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 246п административный истец Архипова Е.М. получила ведомственную награду — благодарность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Административный истец Архипова Е.М. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Междуреченского городского округа с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

27 января 2017 года Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области принято решение об отказе в присвоении данного звания.

Административный истец Архипова Е.М. считает, что данным решением нарушены ее права по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Кемеровской области звание «Ветеран труда» присваивается в порядке, установленном Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06 сентября 2006 года № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда».

Согласно абзацу а) пункта 1.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктом 1.3-1 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

К ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с настоящим подпунктом право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты и иные виды наград, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Таким образом, при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» Департамент социальной защиты населения Кемеровской области руководствуется вышеуказанным постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06 сентября 2006 года № 177 и должен был применить абзац а) пункта 1.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Пунктом 1 приказа Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» благодарность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, административный истец Архипова Е.М. считает, что она имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда», так как награждена благодарностью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, являющейся ведомственным знаком отличия за заслуги в труде, и имеет соответствующий стаж работы, как того требует пункт 1.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Административный истец Архипова Е.М. просит признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения Кемеровской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 27 января 2017 года и обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области присвоить звание «Ветеран труда» Архиповой Е.М.

В судебном заседании административный истец Архипова Е.М. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Департамента социальной защиты населения Кемеровской области - в судебное заседание не явился, предоставив суду возражения на иск, не признавая заявленные требования в полном объеме, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика (л.д. 14 – 16).

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Приказа Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», Порядком награждения ведомственными знаками отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Положением о Благодарности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации учреждены ведомственные знаки отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: в том числе и Благодарность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно п. 10 Приказа Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» поощрение ведомственными знаками отличия в труде производится в следующей последовательности: Благодарность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; Почетная грамота Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; отраслевое почетное звание или нагрудный знак.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 года, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе с целью реализации пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», устанавливаются коллегией администрации Кемеровской области.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06 сентября 2006 года № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда» во исполнение Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» утверждены Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда»; Положение об удостоверении «Ветеран труда»; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда».

Согласно п. 1.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), дающим в соответствии с настоящим подпунктом право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 марта 2016 года № 654 «О внесении изменений в приказ Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» внесены изменения. Согласно п. 1 изменений, которые вносились в приказ Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8, Почетная грамота Министерства промышленности и торговли Российской Федерации являлась ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.

Согласно п.п. 2, 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.

Во исполнение подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 приказом Минпромторга России от 28 октября 2016 года № 3838 «О ведомственном знаке отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», учреждён ведомственный знак отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», - медаль «Трудовая доблесть» и утверждено Положение о медали «Трудовая доблесть».

Судом установлено, что административному истцу Архиповой Е.М. на основании приказа п от 02 августа 2016 года Министерства промышленности и торговли Российской Федерации объявлена благодарность за большой вклад в развитие торговли, многолетний добросовестный труд, и в связи с профессиональным праздником – Днем работника торговли (л.д. 10).

Административный истец Архипова Е.М. имеет более 30 лет трудового стажа, что подтверждается представленной копией трудовой книжки .

Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления Архиповой Е.М. от 28 декабря 2016 года за решением начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 27 января 2017 года отказано Архиповой Е.М. в присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с подпунктом 3.6.1 пункта 3.6 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06 сентября 2006 года , в связи с отсутствием права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 78-03 «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда». Благодарность, объявленная в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 246п, не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», так как согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 марта 2016 года № 654 «О внесении изменений в приказ Минпромторга России от 27 июня 2008 года № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является почетная грамота Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области 30 января 2017 года Архиповой Е.М. направлено решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда».

Из содержания административного искового заявления следует, что Архипова Е.М. просит понудить Департамент социальной защиты населения Кемеровской области к присвоению звания «Ветеран труда».

Согласно п.3.5.3 Положения департамент принимает решение о включении в проект распоряжения коллеги администрации Кемеровской области о присвоении звания «Ветеран труда» или решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Департамент не является органом, уполномоченным осуществлять присвоение звания «Ветеран труда».

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований административному истцу Архиповой Е.М. в полном объеме, поскольку представленный административным истцом приказ от 02 августа 2016 года п об объявлении административному истцу благодарности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Архиповой Е.М. не является ведомственным знаком отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающим право на присвоение ей звания «Ветеран труда».

Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Архиповой Е. М. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании незаконным решения от 27 января 2017 года об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании Департамента социальной защиты населения Кемеровской области присвоить звание «Ветеран труда» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Резолютивная часть решения провозглашена 19 апреля 2017 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2017 года.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: И.В. Эглит