ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-697/18 от 02.07.2018 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-697/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Суздаль 2 июля 2018 г.

Суздальский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Фиткевича Д.В.,

при секретаре Панюхиной Т.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области административное дело по административному иску ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Суздальскому району о признании незаконными действий по отказу в приеме заявления о выдаче вида на жительство, восстановлении срока для подачи заявления о выдаче вида на жительство, о возложении обязанности принять и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Суздальскому району (сокращенное наименование - ОМВД России по Суздальскому району) о признании незаконными действий по отказу в приеме заявления о выдаче вида на жительство, восстановлении срока для подачи заявления о выдаче вида на жительство, о возложении обязанности принять и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство, в обоснование иска указав следующее. Истец проживает вместе со своим несовершеннолетним сыном ФИО3 на территории РФ с 2015 года. 03.07.2015г. УФМС России по Владимирской области принято решение ### о разрешении ФИО1 временного проживания в РФ на основании пп.4 п.3 ст.6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 18.01.2016г. УФМС России по Владимирской области принято решение ### о разрешении ФИО3 временного проживания в РФ на основании п.1 ст.6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Истец трудоустроена в г.Суздале, в соответствии с действующим законодательством РФ представляет необходимые сведения в контролирующие органы. 23.08.2017г. УМВД России по Владимирской области принято решение ### об аннулировании ранее выданного истцу разрешения на временное проживание в РФ на основании пп.7 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 13.11.2017г. ОМВД России по Суздальскому району истцу вручено уведомление ### от 10.11.2017г. о неразрешении въезда на территорию РФ сроком на три года по основанию, предусмотренному п.4 ст.26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Посчитав указанные решения незаконными и ущемляющими её права, истец обратилась в суд с административным иском о признании незаконными и отмене данных решений. Определением суда от 20.11.2017г. были приняты меры предварительной защиты в виде приостановления решения УМВД России по Владимирской области об аннулировании разрешения на проживание в РФ, решения ОМВД России по Суздальскому району о неразрешении въезда на территорию РФ до разрешения судебного спора. Решением Суздальского районного суда Владимирской области от 18.12.2017г. исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме. 13.03.2018г. Владимирским областным судом решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы УМВД России по Владимирской области, ОМВД России по Суздальскому району без удовлетворения. Фактически решение Суздальского районного суда от 18.12.2017г. исполнено административным ответчиком лишь в мае 2018 года, о чем истцу сообщено письмом, направленным 11.05.2018г. До вступления решения суда в законную силу ОМВД России по Суздальскому району отказывалось принимать документы на получение вида на жительство, при этом документы принимаются ОМВД исключительно по предварительной записи, в связи с этим истец смогла записаться на подачу документов лишь на 30.03.2018г. Одновременно с комплектом документов истцом было подготовлено ходатайство с просьбой признать причины пропуска срока на подачу заявления о выдаче вида на жительство уважительными, восстановить пропущенный срок. Сотрудники ОМВД России по Суздальскому району отказались принимать заявление о выдаче вида на жительство и приложенные к нему документы, включая указанное ходатайство, которое было сдано отдельно в общий отдел 30.03.2018г. Одновременно сотрудники ОМВД отказались принимать заявление о выдаче вида на жительство в отношении несовершеннолетнего сына истца - ФИО3 Не дождавшись ответа на ходатайство, истец 20.04.2018г. обратилась с жалобой в ОМВД России по Суздальскому району, в которой просила провести проверку, принять и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство и приложенные к нему документы в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Письмом от 24.04.2018г. истцу сообщено, что её обращение по вопросу признания причин пропуска срока подачи заявления о выдаче вида на жительство уважительными рассмотрено, однако из содержания письма невозможно понять результат рассмотрения ходатайства. Фактически указанный ответ направлен в адрес истца лишь 05.05.2018г. Письмом от 11.05.2018г., направленным в адрес истца 18.05.2018г., истцу сообщено, что её жалоба рассмотрена, нарушений в действиях сотрудников ОМВД России по Суздальскому району не выявлено. При этом оснований, предусмотренных ст.9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для отказа в выдаче истцу вида на жительство не имеется. Фактический отказ в рассмотрении заявления истца при наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче вида на жительство и в отсутствие оснований для ограничения прав нарушает права административного истца. В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд признать незаконным отказ ОМВД России по Суздальскому району в приеме заявления о выдаче вида на жительство ФИО1 и ФИО3; признать причины пропуска срока для подачи заявления о выдаче вида на жительство уважительными и восстановить ФИО1 пропущенный по уважительной причине указанный срок; обязать ОМВД России по Суздальскому району принять и рассмотреть заявления ФИО1, ФИО3 о выдаче вида на жительство.

Административный истец ФИО1, представляющая также интересы несовершеннолетнего заинтересованного лица ФИО3, 11.08.2001г. рождения, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, реализовала право на ведение дела через своего представителя.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование, указанные в административном исковом заявлении, поддержал, просил иск удовлетворить, пояснил, что ФИО1 не могла подать заявление о выдаче вида на жительство в установленный срок в связи с действиями ответчика, решение суда было исполнено только в мае 2018 года. При этом срок действия разрешения на её временное проживание в РФ истекает 03.07.2018г.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Суздальскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, в письменном заявлении врио начальника отдела ФИО4 просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, в представленном письменном отзыве на исковое заявление просил отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что во исполнение решения Суздальского районного суда, вступившего в законную силу 13.03.2018г., решения о закрытии въезда в РФ и об аннулировании разрешения на временное проживание были отменены 19.04.2018г. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. При обращении ФИО1 в марте 2018г. с заявлением о выдаче вида на жительство указанный срок был нарушен, кроме того в её паспорте на штампе о разрешении временного проживания стоял штамп «Аннулировано». Согласно п.2 ст.8 указанного Закона, до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, то есть подать документы на вид на жительство ФИО1 могла через 6 месяцев после получения разрешения на временное проживание, которое получено 03.01.2016г. В пункте 51 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, в том числе заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если оставшийся срок действия разрешения на временное проживание составляет менее шести месяцев. В соответствии с указанными требованиями сотрудники ОМВД России по Суздальскому району не могли принять от ФИО1 и её сына ФИО3 заявления и документы на выдачу им вида на жительство.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении ФИО3 и его законный представитель ФИО1 просили рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме, указали, что ФИО3 всё изложенное в административном иске поддерживает, считает действия ОМВД России по Суздальскому району незаконными и ущемляющими его права, поскольку он является несовершеннолетним и не имеет возможности самостоятельно подать заявление о выдаче вида на жительство, при отсутствии вида на жительство у его матери. Он планирует жить, учиться и работать в Российской Федерации, успешно обучается в государственном образовательном учреждении по очной форме обучения, хочет получить российское гражданство

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела и оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Суздальского районного суда Владимирской области от 18.12.2017г., вступившим в законную силу 13.03.2018г., по административному делу № 2а-1226/2017 удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 к УМВД России по Владимирской области, ОМВД России по Суздальскому району в полном объеме, признаны незаконными и отменены решение УМВД России по Владимирской области ### от *** об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданке <...> ФИО1, решение ОМВД России по Суздальскому району от 09.11.2017г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданке <...> ФИО1 сроком на три года до 07.08.2020г.

Судом при рассмотрении указанного административного дела установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу.

Решением УФМС России по Владимирской области ### от 03.07.2015г. ФИО1 разрешено временное проживание в РФ на основании пп.4 п.3 ст.6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Решением УФМС России по Владимирской области ### от 18.01.2016г. несовершеннолетнему сыну ФИО1 - ФИО3 разрешено временное проживание в РФ на основании п.1 ст.6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно заключению УФМС России по Владимирской области ### от 23.08.2017г. постановлено аннулировать разрешение на временное проживание в РФ гражданке <...> ФИО1

Решением ОВМ ОМВД России по Суздальскому району от 09.11.2017г. постановлено закрыть въезд в Российскую Федерацию гражданке <...> ФИО1 сроком на 3 года до 07.08.2020г.

Основанием для принятия соответствующими органами решений об аннулировании ФИО1 разрешения на временное проживание в РФ и неразрешении ей въезда в РФ явилось её привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, дважды за нарушение предусмотренного законом порядка регистрации по месту жительства её несовершеннолетнего сына ФИО3

Рассматривая административное дело № 2а-1226/2017, суд, принимая во внимание характер совершенных ФИО1 однородных правонарушений; серьезность сложностей, с которыми она столкнется в стране гражданской принадлежности, а также трудности дальнейшего проживания несовершеннолетнего сына истца ФИО3 на территории РФ ввиду отсутствия законного представителя, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения будут являться вмешательством в сферу личной и семейной жизни административного истца, поскольку делают невозможным ее совместное проживание с семьей, что существенным образом влияет на их условия жизни, и при вынесении оспариваемых решений учтены не все существенные обстоятельства, имеющие значение для их принятия.

После вступления указанного решения Суздальского районного суда Владимирской области от 18.12.2017г. в законную силу ФИО1 30.03.2018г. обратилась в ОМВД России по Суздальскому району с заявлением о выдаче ей вида на жительство, а также с заявлением о выдаче вида на жительство её сыну ФИО3, приобщив к заявлениям необходимые для их рассмотрения документы, однако заявление и документы у неё приняты не были.

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

30.03.2018г. ФИО1 также обратилась в ОМВД России по Суздальскому району с ходатайством, в котором просила признать причины пропуска срока на подачу заявления о выдаче вида на жительства уважительными, восстановить пропущенный срок, в обоснование ходатайства указала, что до вступления в законную силу решения Суздальского районного суда от 18.12.2017г. ОМВД отказывалось принимать документы на получение вида на жительство, при этом документы на получение вида на жительство принимаются ОМВД исключительно по предварительной записи, в связи с этим она смогла записаться на подачу документов лишь на 30.03.2018г.

20.04.2018г. ФИО1 обратилась в ОМВД России по Суздальскому району с жалобой, в котором указала на обстоятельства подачи ей заявления о выдаче вида на жительство и ходатайства о восстановлении пропущенного срока, которое до времени подачи жалобы не рассмотрено, в связи с чем просила провести проверку жалобы, привлечь к ответственности виновных лиц, а также принять и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство и приложенные к нему документы в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

05.05.2018г. ОМВД России по Суздальскому району в адрес ФИО1 направлено письмо от 24.04.2018г., в котором сообщено, что её обращение по вопросу признания причин пропуска срока подачи заявления о выдаче вида на жительство рассмотрено, согласно законодательству Российской Федерации продление разрешения на временное проживание не предусмотрено.

11.05.2018г. ОМВД России по Суздальскому району в адрес ФИО1 направлено письмо от 03.05.2018г., в котором начальником ОВМ сообщено, что решение Суздальского районного суда от 18.12.2017г. по её административному исковому заявлению исполнено: решение ОМВД России по Суздальскому району от 09.11.2017г. о неразрешении въезда на территорию РФ сроком на три года отменено (въезд открыт 27.04.2018г.), решение УМВД России по Владимирской области от 23.08.2017г. об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ отменено.

18.05.2018г. ОМВД России по Суздальскому району в адрес ФИО1 направлено письмо от 11.05.2018г., в котором сообщено, что её обращение по вопросу отказа в приеме документов о выдаче вида на жительство и привлечении к ответственности виновных лиц, зарегистрированное 23.04.2018г., рассмотрено; в связи с тем, что ею пропущен срок подачи заявления о выдаче вида на жительство, нарушений в действиях сотрудников ОВМ ОМВД России по Суздальскому району не выявлено.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно п.2 ст.8 указанного Федерального закона до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации установлены Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 09.11.2017г. № 846.

В пункте 51 Административного регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если оставшийся срок действия разрешения на временное проживание составляет менее шести месяцев (п.51.6).

В соответствии с п.100, 101 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции в двух экземплярах на бланке установленной формы с приложением документов, предусмотренных Административным регламентом, либо в форме электронного документа с использованием Единого портала и личной фотографии в виде электронного файла. В целях предоставления государственной услуги осуществляется прием заявителей по предварительной записи.

Согласно п.104 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение всех реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, а также наличие оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению.

На основании п.107 Административного регламента при наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения с пакетом документов, и по желанию заявителя может быть произведена предварительная запись на прием.

В соответствии с п.120 результатом административной процедуры является прием, регистрация заявления, выдача справки о приеме документов либо возврат заявителю документов с объяснением причин отказа в приеме документов.

Подача заявления о выдаче вида на жительство ФИО1 только в марте 2018 года была обусловлена оспариванием ею в судебном порядке решения УМВД России по Владимирской области об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ, решения ОМВД России по Суздальскому району о неразрешении въезда на территорию РФ, которые были судом отменены. ФИО1 обратилась в суд с административным иском 17.11.2017г., решение суда вступило в законную силу 13.03.2018г.

Учитывая оспаривание решения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ, решения о неразрешении въезда в РФ, длительное (в течение четырех месяцев) судебное рассмотрение административного иска, по которому исковые требования ФИО1 были удовлетворены, при этом заявление о выдаче вида на жительство подано истцом до истечения срока её временного проживания в РФ, суд приходит к выводу о том, что срок на подачу заявления о выдаче вида на жительство пропущен ФИО1 по уважительным причинам.

Согласно ст.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<...> ноября 1950г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

При этом в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Принимая во внимание приведенные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, в том числе законность пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации, наличие уважительных причин пропуска ею срока подачи заявления о выдаче вида на жительство, суд приходит к выводу о том, что срок для подачи заявления о выдаче вида на жительство подлежит восстановлению, поскольку отказ в приеме документов в связи с пропуском срока в отсутствие оснований для ограничения прав ФИО1 нарушает права и свободы административного истца.

С учетом изложенного, суд считает административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению и полагает необходимым восстановить ФИО1 срок для подачи заявления о выдаче вида на жительство, обязать ОМВД России по Суздальскому району принять и рассмотреть заявления ФИО1, ФИО3 о выдаче вида на жительство в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса.

Расходы административного истца ФИО1 по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей подтверждаются соответствующим платежным чеком-ордером.

Учитывая, что на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей на основании ч.3 ст.114 КАС РФ подлежат возмещению за счет местного бюджета путем возврата административному истцу уплаченной государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административный иск ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Суздальскому району удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Суздальскому району в приеме заявления о выдаче вида на жительство ФИО1 и ФИО3.

Восстановить ФИО1 срок для подачи заявления о выдаче вида на жительство.

Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Суздальскому району принять и рассмотреть заявления ФИО1 и ФИО3 о выдаче вида на жительство в соответствии с действующим законодательством.

Возвратить ФИО1 из местного бюджета Суздальского района Владимирской области уплаченную при подаче административного иска государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В.Фиткевич

Мотивированное решение составлено 9 июля 2018 г.