ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-697/19 от 13.01.2019 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-697/2019

55RS0013-01-2019-001004-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.

при секретаре Скок О.А.

с участием прокурора Антоновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

17 октября 2019 года

административное дело по административному иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разместить информацию на сайте,

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой в сентябре 2019г. проведена проверка соблюдения законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции, которой установлены нарушения в деятельности администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, а именно: 13.09.2019г. проведен мониторинг официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. Проверкой установлено, что в нарушение предъявляемых требований к наполняемости раздела сайта администрации Медвежинского сельского поселения (п. 5 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановление администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №57), в подразделе «Правовые акты в сфере противодействия коррупции» не обеспечен последовательный переход на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) по гиперссылке к действующим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, законам Омской области, указам губернатора Омской области и нормативным правовым актам по вопросам противодействия коррупции администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

В этом же подразделе отсутствует список гиперссылок правовых актов по вопросам противодействия коррупции с приложением файлов, содержащих полный текст акта по утверждению порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.

В подразделе «антикоррупционная экспертиза» в нарушение п.7 Положения нет гиперссылки перекрестной с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к разделу (подразделу), созданному для размещения информации о подготовке администрацией сельского поселения проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

26.03.2019г. Исилькульской межрайонной прокуратурой в адрес главы Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано на нарушения, допущенные администрацией сельского поселения при размещении информации и документов на официальном сайте сельского поселения в сети интернет во вкладке «Противодействие коррупции», в том числе, вышеперечисленные.

По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, согласно ответу администрации сельского поселения от 29.04.2019г. №192/02-29 нарушения частично устранены, об окончании работы по устранению выявленных нарушений законодательства будет сообщено дополнительно. Иных ответов на названное представление в межрайонную прокуратуру не поступало. В ходе проверки, проведенной 13.09.2019г., межрайонной прокуратурой установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены. Какие-либо меры к устранению не приняты.

Указывает, что бездействие административного ответчика по размещению на официальном сайте муниципального образования предусмотренной законодательством информации в сфере противодействия коррупции не обеспечивает доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления Медвежинского сельского поселения в объеме, предусмотренном законодательством.

На основании вышеизложенного, просил суд признать незаконным бездействие администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №57, обязать администрацию Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разместить на официальном сайте Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области вышеназванную информацию.

В судебном заседании прокурор Антонова Е.В. поддержала ходатайство Исилькульского межрайонного прокурора об отказе от требований в части обязания администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разместить на официальном сайте Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области информацию, предусмотренную п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №57, поскольку в ходе рассмотрения дела судом данные требования удовлетворены административным ответчиком добровольно. В остальной части поддержала заявленные требования в полном объеме.

Глава Администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ФИО1 требования административного истца в части признания незаконным бездействия по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №57, признал в полном объеме.

Определением Исилькульского городского суда Омской области от 17.10.2019г. прекращено производство по делу по административному иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разместить информацию на сайте в части требований об обязании администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разместить на официальном сайте Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области информацию, предусмотренную п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №57.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

На основании ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Статьей 13 названного Закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой в марте 2019г. в сфере соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, установлено, что в нарушение п. 5 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановление администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №5, в нарушение предъявляемых требований к наполняемости раздела сайта администрации Медвежинского сельского поселения, в подразделе «Правовые акты в сфере противодействия коррупции» не обеспечен последовательный переход на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) по гиперссылке к действующим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, законам Омской области, указам губернатора Омской области, Постановлениям Правительства Омской области, нормативным правовым актам по вопросам противодействия коррупции администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

В этом же подразделе отсутствует список гиперссылок правовых актов по вопросам противодействия коррупции с приложением файлов, содержащих полный текст акта по утверждению:

- перечня должностей муниципальной службы администрации Медвежинского сельского поселения, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации сельского поселения обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.

В подразделе «антикоррупционная экспертиза» в нарушение п.7 Положения нет гиперссылки перекрестной с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к разделу (подразделу), созданному для размещения информации о подготовке администрацией сельского поселения проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

В подразделе «формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения» отсутствуют формы документов, в п. 9 Положения, за исключением формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом, форма названной справки не соответствует актуальной форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014г. №460.

В нарушение п. 17 Положения на официальном сайте в подразделе «комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» раздела «Противодействие коррупции» сведения о планируемых заседаниях названной комиссии (повестка, дата заседания) и принятых решениях за 2017-2019г.г. не размещалась.

По результатам проведения проверки Исилькульской межрайонной прокуратурой 26.03.2019г. в адрес главы Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, подлежащее исполнению в месячный срок со дня его вынесения.

29.04.2019г. главой Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предоставлен ответ на указанное представление, согласно которого нарушения устранения в части: подраздел «формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения» обновлен, подраздел «Комиссия…» обновлен, ссылка на официальный интернет-портал имеется. Ведется работа по созданию гиперссылок перекрестных с гиперссылками, при переходе по которым осуществляется доступ к разделам (подразделам) для размещенной информации. По окончании работ по устранению нарушений в адрес Исилькульской межрайонной прокуратуры будет направлен дополнительный ответ.

13.09.2019г. Исилькульской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. Проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения требований к размещению и наполнению раздела официального сайта Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, посвященного вопросам противодействия коррупции, не устранены.

В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривал факт неразмещения информации, подлежащей размещению на официальном сайте Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в соответствии с Положением о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановление администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №5 в сроки, установленные заместителем межрайонного прокурора.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что администрацией Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области допущено бездействие, выразившееся в неразмещении информации, предусмотренной п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №5 на официальном сайте в сети «Интернет», поскольку доказательств отсутствия технической возможности размещения указанной информации в сети «Интернет» административным ответчиком представлено не было.

В связи с вышеизложенным, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №5, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.п. 5,7 Положения о требованиях к размещению и наполнению раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, утвержденного Постановлением администрации Медвежинского сельского поселения от 10.06.2015г. №5.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.10.2019г.