ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-697/20 от 26.10.2020 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-697/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2020 года г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Галухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области и главе местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО4 о признании незаконными действий по внесению сведений о виде разрешенного использования земельных участков и восстановлении прежних сведений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Росреестра по Ленинградской области), указав, что с 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> который на момент приобретения относился к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства.

В 2016 году внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) относительно категории земельного участка, который стал относиться к землям населенного пункта д. Широково, а также изменился вид разрешенного использования на «общественно-деловые организации, учреждения, управления».

Истцу стало известно о том, что вид разрешенного использования был изменен на основании данных, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, из Правил землепользования и застройки МО Копорское сельское поселение (далее - ПЗЗ). Однако, представленные выписки из ПЗЗ ошибочные, как следует из сообщения местной администрации МО Копорское сельское поселение, а ПЗЗ на территорию местонахождения участка не разработаны.

Из-за неверного вид разрешенного использования ошибочно определена кадастровая стоимость участка, а истец не может его использовать для сельскохозяйственного производства.

Исправить реестровую ошибку в части указания вид разрешенного использования административный ответчик отказался.

ФИО1 с учетом уточнения требований просил признать незаконным внесение Управлением Росреестра по Ленинградской области сведений в ЕГРН в части указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «общественно-деловые организации, учреждения, управления», обязать исключить такие сведения и восстановить прежние сведения о виде разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», а также данные о кадастровой стоимости (л.д. 102-103).

ФИО2 обратилась с самостоятельным административным исковым заявлением в суд к Управлению Росреестра по Ленинградской области, указав, что ей с 2010 года принадлежат два земельных участка с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, и с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес> которые на момент приобретения также относились к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства.

В 2016 году внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) относительно категории участков, которые стали относиться к землям населенного пункта д. Широково, а также изменился вид разрешенного использования у земельного участка с кадастровым номером на «скверы; некапитальные строения предприятий общественного питания», а у земельного участка с кадастровым номером на «многофункциональные деловые и обслуживающие здания».

ФИО2 по аналогичным основаниям с учетом уточнения требований просила признать незаконным внесение Управлением Росреестра по Ленинградской области сведений в ЕГРН в части указания вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером – соответственно «скверы; некапитальные строения предприятий общественного питания» и «многофункциональные деловые и обслуживающие здания», обязать исключить такие сведения и восстановить прежние сведения о виде разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», а также данные о кадастровой стоимости (л.д. 98-99).

ФИО3 также обратился с самостоятельным административным исковым заявлением в суд к Управлению Росреестра по Ленинградской области, указав, что ему с 2011 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, по адресу: Ленинградская область, <адрес> который на момент приобретения относился к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства.

В 2016 году внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) относительно категории земельного участка, который стал относиться к землям населенного пункта д. Широково, а также изменился вид разрешенного использования на «общественно-деловые организации, учреждения, управления».

ФИО3 по идентичным основаниям с учетом уточнения требований просил признать незаконным внесение Управлением Росреестра по Ленинградской области сведений в ЕГРН в части указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «общественно-деловые организации, учреждения, управления», обязать исключить такие сведения и восстановить прежние сведения о виде разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», а также данные о кадастровой стоимости (л.д. 100-101).

Протокольным определением суда от 12.03.2020 указанные административные дела по искам ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 107-108).

В ходе рассмотрения дела в качестве административных соответчиков привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области (далее – ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области) и глава местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО4.

Кроме того, административным истцом ФИО2 дополнены исковые требования к главе местной администрации МО Копорское сельское поселение ФИО4, в которых просит признать ошибочными выписки из ПЗЗ от 17.11.2015 № 237 и от 13.11.2015 №178 (л.д. 187-188).

В судебное заседание административные истцы ФИО3 и ФИО2 не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, ФИО3 просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ФИО2 направила в суд своего представителя ФИО5

Административный истец ФИО1 и представитель административного истца ФИО2 - ФИО5, действующий на основании доверенности (л.д. 104), в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области, а также глава местной администрации МО Копорское сельское поселение ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие и об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном заседании и не просивших об отложении дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

С 01 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), на основании которого осуществляются действия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Ранее государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ч.1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно Положению о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Вместе с тем, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа ранее были вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).

Так, на основании приказа Росреестра от 11.03.2010 г. № П/93 полномочиями по осуществлению кадастрового учета на территории Ленинградской области с 01.12.2010 г. до 01.01.2017 г. был наделен ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области.

В соответствии с Законом о регистрации функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости с 01.01.2017 осуществляются органом регистрации прав - Росреестром и его территориальными органами (на территории Ленинградской области - Управлением Росреестра по Ленинградской области).

Согласно Приказу Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении ФГБУ «ФКП Росреестра» отдельными полномочиями органа регистрации прав» ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. При этом данным Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалы не наделены полномочиями на принятие решений по осуществлению кадастрового учета ЕГРН.

Таким образом, ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области не уполномочен с 01.01.2017 г. на принятия решений об осуществлении кадастрового учета и, как следствие, на принятия решения о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации ЕГРН, в том числе, состоит из:

- реестра объектов недвижимости (также - кадастр недвижимости);

- реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (также - реестр прав на недвижимость);

- реестровых дел;

- книг учета документов.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В письменных отзывах Управление Росреестра по Ленинградской области отмечает, что внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования земельных участков административных истцов было произведено до 01.01.2017, то есть в период осуществления государственного кадастрового учета ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области.

Судом установлено, что у ФИО1 на основании договора от 09.07.2009 возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, местоположением по адресу: <адрес>, МО <адрес> который на момент приобретения относился к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 07.08.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 13).

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 14.01.2020 земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общественно-деловые организации, учреждения, управления (л.д. 14).

Из ответа ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области от 30.07.2019 № исх/14569 на обращение ФИО1 усматривается, что сведения о виде разрешенного использования «общественно-деловые организации, учреждения, управления» были внесены в кадастр недвижимости 30.12.2016 г. в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 05.12.2016, поступившего от представителя собственника (л.д. 7-10).

Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 09.12.2019 № 47/19-107773 отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в части сведений о виде разрешенного использования, в том числе поскольку внесение указанных сведений в ЕГРН, относящих к дополнительным, осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, однако на такой запрос о территориальной зоне ответ не поступил (л.д. 11-12).

ФИО2 на основании договора от 26.02.2010 приобрела право собственности на два земельных участка с кадастровым номером и каждый площадью 22811 кв.м, местоположением по адресу: <адрес>, <адрес>, которые на момент приобретения относились к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 26.03.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 32, 33).

В соответствии с выписками из ЕГРН от 04.10.2019 земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - скверы; некапитальные строения предприятий общественного питания (л.д. 34), а земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многофункциональные деловые и обслуживающие здания (л.д. 36).

Из ответа ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области от 30.07.2019 № исх/14613 на обращение ФИО2 усматривается, что сведения о видах разрешенного использования земельных участков «скверы; некапитальные строения предприятий общественного питания» и «многофункциональные деловые и обслуживающие здания» были внесены в кадастр недвижимости 30.12.2016 г. в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 05.12.2016 и от 06.12.2016, поступивших от представителя собственника (л.д. 42-46).

Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 21.11.2019 № 47/19-101857 отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 47:14:0702001:316, а решением от 20.11.2019 № 47/19-101761 отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в части сведений о виде разрешенного использования, в том числе поскольку внесение указанных сведений в ЕГРН, относящих к дополнительным, осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, однако на такой запрос о территориальной зоне ответ не поступил (л.д. 40, 41).

ФИО3 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 22811 кв.м, местоположением по адресу: <адрес>, <адрес>, который на момент приобретения относился к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 29.04.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 60).

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 28.01.2020 земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общественно-деловые организации, учреждения, управления (л.д. 61).

Из ответа ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области от 30.07.2019 № исх/14614 на обращение ФИО3 усматривается, что сведения о виде разрешенного использования «общественно-деловые организации, учреждения, управления» были внесены в кадастр недвижимости 30.12.2016 г. в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 05.12.2016, поступившего от представителя собственника (л.д. 68-71).

Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 29.11.2019 № 47/19-105288 отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 47:14:0702001:312 в части сведений о виде разрешенного использования, в том числе поскольку внесение указанных сведений в ЕГРН, относящих к дополнительным, осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, однако на такой запрос о территориальной зоне ответ не поступил (л.д. 66-67).

Согласно письмам главы администрации МО Копорское сельское поселение ФИО4 от 05.03.2019 № 38, № 39, № 40 территория, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами включена в черту населенного пункта д.Широково постановлением Правительства Ленинградской области от 20.04.2016 № 115 об утверждении генерального плана МО Копорское сельское поселение. На эту территорию в утвержденных ПЗЗ сведения отсутствуют, поскольку она находилась за чертой населенных пунктов. Определить принадлежность участков к какой-либо территориальной зоне невозможно. В этих же письмах отмечается, что выписки из ПЗЗ на эти земельные участки являются ошибочными (л.д. 18, 39, 64).

Администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в ответе от 03.06.2019 № ОБ-10390-2484/19-0-2 на обращение ФИО1 и в ответе от 23.05.2019 № ОБ-8340-2339/19-01 на обращение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и других сообщила, что границы территориальных зон ПЗЗ Копорского сельского поселения не внесены в ЕГРН, в связи с чем определить принадлежность земельных участков с кадастровыми номерами к какой-либо территориальной зоне не представляется возможным (л.д. 17, 38, 65).

Таким образом, изменение сведений о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 47 с «для сельскохозяйственного производства» на иной осуществлялось ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области по заявлениям представителей собственников (административных истцов) с приложенными к ним выписками из ПЗЗ, подготовленными администрацией МО Копорского сельского поселения, что также подтверждается представленными Управлением Росреестра по Ленинградской области заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в части вида разрешенного использования и выписками от 13.11.2015 № 181 и № 182, от 17.11.2015 № 237, в которых отражены основные виды разрешенного использования для территориальной зоны, где находятся участки (л.д. 88-89, 90-91, 123-124, 125-126, 136-137, 138-139, 140-141).

О внесении изменений о виде разрешенного использования указанных земельных участков истцам стало известно не позднее января 2017 года, учитывая, что такие изменения вносились по инициативе истцов, как собственников земельных участков.

С административными исковыми заявлениями истцы обратились в суд в феврале 2020 года, то есть по истечении трёхмесячного срока для обжалования действий (решений), установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

ФИО2 об ошибочности оспариваемых выписок из ПЗЗ от 17.11.2015 № 237 и от 13.11.2015 №178, стало известно не позднее марта 2019 года из ответа главы местной администрации МО Копорское сельское поселение ФИО4 от 05.03.2019 № 38 (л.д. 39).

Требования к главе местной администрации заявлены лишь 16.07.2020 (л.д. 163-164, 187-188), то есть также по истечении трёхмесячного срока для обжалования действий (решений), установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что срок обращения в суд пропущен истцами без уважительной причины, ходатайств о его восстановлении не заявлено, то не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о незаконности решения органа государственного кадастрового учета недвижимого имущества о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , об исключении таких сведений, восстановлении прежних сведений о виде разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства» и соответственно данных о кадастровой стоимости, а также требований ФИО2 к главе местной администрации МО Копорское сельское поселение ФИО4 о признании ошибочными выписок из ПЗЗ от 17.11.2015 № 237 и от 13.11.2015 №178.

Кроме того, сами по себе выписки из ПЗЗ представляют собой отражение содержания ПЗЗ применительно к конкретному земельному участку и в контексте того, что из представленных документов следует, что на территорию, где расположены участки истцов, отсутствуют сведения в утвержденных ПЗЗ, то оспариваемые выписки не нарушают прав и законных интересов ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области и главе местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО4 о признании незаконными действий по внесению сведений о виде разрешенного использования земельных участков и восстановлении прежних сведений.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2020 года.

Судья: А.С. Смирнов