РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Рудяевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-697/2022 по административному иску ФИО1, к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем направления полного, мотивированного и достоверного ответа на обращение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем направления полного, мотивированного и достоверного ответа на обращение.
В обоснование иска указано, что 16.11.2021 истец обратился к ответчику и просил дать разъяснения по следующим вопросам: 1. Ущемляются ли его права потребителя повышением цен на указанные в обращении продукты питания со стороны продавца – ФГУП «Калужское»; 2. Не является ли такое повышение цен необоснованным обогащением продавца; 3. Имеет ли право истец требовать соразмерного уменьшения цен на продукты и товары; 4. Сообщить истцу цены в ЯНАО на указанные в обращении продукты. Как следует из ответа ответчика от 17.12.2021 ни по одному из вопросов истцу не дали ни одного ответа. Такие действия (бездействие) ответчика нарушают нормы ФЗ № от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку ответ на обращение должен быть полным и обоснованным, должна быть дана оценка каждому доводу обращения.
Просил суд признать ответ департамента от 17.12.2021 незаконным и необоснованным; обязать департамент устранить нарушение прав истца путем дачи разъяснения по всем четырем вопросам обращения от 16.11.2021.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Представитель заинтересованного лица АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Калужское» в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, 02.12.2021 в адрес департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО поступило заявление ФИО1, в котором заявитель сообщил, что отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, продукты приобретает в магазине ИК-18, закупку которых осуществляет АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «ФИО3». В ноябре 2021 цены на продукты в магазине ИК-18 выросли: карамель (180гр) с 42 рублей до 54 рублей; хлопья овсяные (400гр) до 69 рублей; фасоль «лобио по-грузински» (300гр) до 86 рублей; халва (1 кг) ч 157 рублей до 203 рублей; лимоны (1кг) со 180 рублей до 300 рублей; колбаса куриная (400гр) со 132 рублей до 177 рублей; сахар рафинад (500гр) до 66 рублей; печенье овсяное (400гр) с 70 рублей до 110 рублей; джем ягодный (300гр) со 100 рублей до 149 рублей; кофе растворимый (весь) в среднем на 40 рублей. Просил сообщить ему: цены по ЯНАО на указанные продукты; является ли обоснованным такое повышение цен на продукты; может ли он требовать соразмерного уменьшения цен на продукты.
На указанное заявление директором департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО ФИО5 административному истцу направлен ответ № от <дата> следующего содержания: «Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по установлению подлежащих государственному регулированию торговых надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары первой необходимости и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением является департамент. Данные государственные функции закреплены постановлением Правительства автономного округа от 04.02.2015 № 100-П «О введении государственного регулирования и установлении предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, ФИО4, Новый Уренгой и Ноябрьск» (далее - постановление Правительства автономного округа от 04.02.2015 № 100-П). Приложением № 2 к данному постановлению определен закрытый ассортиментный перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых вводится государственное регулирование (далее - ассортиментный перечень), а также установлены предельные максимальные торговые надбавки к ценам закупа на 23 социально значимых продовольственных товара первой необходимости. Согласно перечню продовольственных товаров, указанных в Вашем обращении, ни один из товаров не входит в ассортиментный перечень, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 04.02.2015 № 100-П, в связи с чем, в отношении перечисленных Вами продуктов государственное регулирование предельных торговых надбавок на территории автономного округа не осуществляется, уровень цен определяется критериями рыночного характера и формируется хозяйствующими субъектами самостоятельно».
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку настоящий административный иск о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем направления полного, мотивированного и достоверного ответа на обращение ФИО2 предъявлен в суд <дата>, им соблюден установленный законом срок на обращение за судебной защитой.
Разрешая по существу заявленные требования, суд руководствуется следующим.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от <дата> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В силу ч. 4 ст. 1 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
На основании п.3 ст. 5 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 9 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Исходя из ч. 1 ст. 10 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как установлено ч. 1 ст. 12 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
По правилам взаимосвязанных положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем административного ответчика предоставлены материалы по рассмотрению заявления ФИО2
Согласно постановлению Правительства РФ от <дата>№ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
Во исполнение приведенной нормы на территории автономного округа принят Закон ЯНАО от <дата>№-ЗАО «Об установлении цен (тарифов) и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в <адрес>», которым регламентированы основы правоотношений связанных с формированием, установлением цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществлением регионального государственного контроля надзора) за их применением на территории автономного округа.
Центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность, в том числе в сфере установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) и осуществления контроля и надзора за их применением, является департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, что следует из Положения о департаменте, утвержденного постановлением правительства ЯНАО от <дата>№-П.
Постановлением Правительства ЯНАО от <дата>№-П «О введении государственного регулирования и установлении предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории <адрес>, за исключением городов Лабытнанги, ФИО4, Новый Уренгой и Ноябрьск» (вместе с «Ассортиментным перечнем отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории <адрес>, за исключением городов Лабытнанги, ФИО4, Новый Уренгой и Ноябрьск, в отношении которых вводится государственное регулирование предельных торговых надбавок»), определен перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых вводится государственное регулирование и осуществляется соответствующий контроль (надзор) за их применением.
Приложением № к указанному постановлению является ассортиментный перечень, который является исчерпывающим и закрытым.
Согласно указанному перечню, предельные максимальные торговые надбавки к ценам закупа установлены на 23 социально значимых продовольственных товара первой необходимости.
Из заявления ФИО2 следует, что, в своем заявлении в департамент, он ставил вопрос законности роста цен на ряд продовольственных товаров, реализуемых в магазине, расположенном на территории ИК-18, а именно, на: карамель, хлопья овсяные, фасоль «лобио по-грузински», халва, лимоны, колбаса куриная, сахар рафинад, печенье овсяное, джем ягодный, кофе растворимый.
Исследовав приложение № к постановлению Правительства ЯНАО от <дата>№-П, судом установлено, что цены на продовольственные товары, перечисленные заявителем, не подлежат регулированию и контролю со стороны департамента.
Исследовав ответ департамента на заявление ФИО2, следует, что последнему сообщено о том, что департамент регулирует только торговые надбавки к ценам (а не цены) на ограниченные ассортиментный перечень товаров (23 товара) с указанием на постановление Правительства ЯНАО от <дата>№-П. Также указано на то, что отслеживание цен на продукты не входит в компетенцию департамента.
Суд обращает внимание на то, что в заявлении ФИО2 в департамент отсутствуют следующие вопросы: ущемляются ли его права потребителя повышением цен на указанные в обращении продукты питания со стороны продавца – ФИО3 «ФИО3»; не является ли такое повышение цен необоснованным обогащением продавца.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, доводы ФИО2 о том, что ни по одному из вопросов ему не дан ответ, являются необоснованными.
Положения п.4 ч. 1 ст. 10 ФЗ от <дата> № 59-ФЗ, направленные на реализацию конституционных принципов доступности информации, гарантируют инициатору обращения получение исчерпывающих сведений в доступной форме по всем интересующим его вопросам, если доступ к данной информации не ограничен.
Исследованные судом письменные доказательства опровергают доводы ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение. Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа о нарушении его прав не свидетельствует.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд находит, что на заявление ФИО2 департаментом дан полный мотивированный ответ.
Ответ заявителю дан уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленный законом срок, по результатам фактически изученного заявления.
Несогласие ФИО2 с содержанием полученного ответа не является основанием для признания незаконным факта бездействия должностного лица и возложении на него обязанности дать другой ответ.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Так как оспариваемые действия (бездействие) и ответ департамента соответствуют требованиям закона, при рассмотрении заявления ФИО2 нарушения его прав не допущено, оснований для признания незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем направления полного, мотивированного и достоверного ответа на обращение не имеется, суд приходит к выводу об отказе в административном иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, признании незаконным и необоснованным ответа на обращение, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем направления полного, мотивированного и достоверного ответа на обращение, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова