ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-698/19 от 14.08.2019 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2019 года г.Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-698/2019 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Байкальского муниципального образования о признании разрешения на строительство незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведен анализ состояния законности об исполнении законодательства об охране озера Байкал, в ходе которого выявлены факты неправомерной выдачи администрацией Байкальского городского поселения разрешения на строительство объекта капитального строительства в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Установлено, что "ДАТА" администрацией Байкальского ГП гражданке А. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: "АДРЕС". Рассматриваемый объект капитального строительства расположен в границах Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. Согласно закону «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкций действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Аналогичные требования содержат ст.49, 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» выдача разрешений должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.

Кроме того, не было обеспечено участие общественности - неопределенного круга лиц в подготовке и обсуждении материалов по оценке в воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности.

Выдача администрацией Байкальского городского поселения разрешения на строительство вышеназванного объекта в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы посягает на предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, поскольку в Центральной экологической зоне, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности.

Не участие общественности в порядке, предусмотренном ст.14 Закона об экологической экспертизе, а "также Положения об оценке воздействия намечаемой на окружающую среду, свидетельствует о нарушении установленного ст. 29 Конституцией РФ права граждан на получение информации, а также вышеуказанных прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным разрешение на строительство объекта капитального строительства «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» от "ДАТА"№ ***, расположенного на земельном участке с кадастровым № *** по адресу: "АДРЕС", выданное администрацией Байкальского городского поселения А..

В настоящее судебное заседание Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Административный ответчик администрация Байкальского ГП надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства. Представитель административного ответчика- Гончаров И.А. просил рассмотрение дела отложить, поскольку с "ДАТА" на территории муниципального образования введен режим ЧС. Все специалисты задействованы на устранении последствий ЧС; представителя администрации направить в судебное заседание не предоставляется возможным.

Суд находит причину неявки административного ответчика неуважительной по следующим основаниям. Административным ответчиком судебное извещение, определение о подготовке дела к судебному разбирательству получены "ДАТА", что следует из почтового уведомления. Административный ответчик наделен публичными полномочиями, однако его явка в судебное заседание судом не признавалась обязательной. Вместе с тем суд принимает во внимание, что административный ответчик является юридическим лицом; с учетом наличия у него объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для реализации своих процессуальных прав ответчик не был лишен возможности наделить правом на представление его интересов других лиц, или обеспечить явку лиц, обладающих в силу закона таким правом. Кроме того, о времени судебного разбирательства административный ответчик был уведомлен заблаговременно, однако возражение на иск, доказательства в обоснование своей позиции суду не предоставил.

Заинтересованное лицо А. извещена о времени и месте судебного разбирательства; судебное извещение возвращено без вручения адресату. В силу ст.45 ч.6 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания заинтересованного лица корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого он несет. На основании абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, с учетом положений ч.4 ст.2 КАС РФ суд приходит к выводу о надлежащем извещении заинтересованного лица А. о месте и времени судебного заседания. Возражение по административному иску от А. не поступило.

В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом административный истец обязан доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдение сроков обращения в суд. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нарушение прав неопределенного круга лиц связано с нарушением законодательства об охране озера Байкал. Обращение прокурора с настоящим административным иском суд признает соответствующим требованиям КАС РФ. Сроки обращения в суд соблюдены.

В силу п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, общей площадью 1304 кв.м, находится в собственности А.; право собственности зарегистрировано "ДАТА" за № *** (л.д.21).

"ДАТА" администрация Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области, руководствуясь ст.51 Градостроительного кодекса, выдало А. Разрешение на строительство за № ***. Было разрешено строительство объекта- магазина общей площадью 469 кв.м, количество этажей -2, строительным объемом – 2400 кв.м, на земельном участке площадью 1304 кв.м с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС". Срок действия разрешения установлен – до "ДАТА" (л.д.13).

Сведений о том, что действие настоящего разрешения продлено, Разрешение на строительство за № *** не содержит.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона; буферная экологическая зона; экологическая зона атмосферного влияния.

Исходя из вышеуказанного, объект недвижимости, на строительство которого администрация Байкальского городского поселения выдало Разрешение на строительство от "ДАТА" за № ***, расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Согласно ст.5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкций действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В силу п.7.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.06.2014 N 181-ФЗ) "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (Преамбула закона).

В силу ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Ст. 49 Градостроительного кодекса РФ также предусмотрено проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.

При этом п.2 вышеуказанной статьи определены объекты капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ч.1 ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду может быть осуществлена путем проведения государственной экологической экспертизы.

При этом выдача органом местного самоуправления разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, что следует из положений п.2 ст.30 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Однако по сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от "ДАТА"№ ***, в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: "АДРЕС", государственная экологическая экспертиза проектной документации не проводилась; до настоящего времени в Управление проектная документация не поступала (л.д.24).

Также суд учитывает, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из принципов экологической экспертизы является гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения гарантируют создание механизма общественного контроля при принятии экологически значимых решений. Данный принцип реализуется и в создании организационных условий и правовых гарантий для участия общественности в процессе экологической оценки.

В силу п.4.1 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утв.Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

Под общественными обсуждениями подразумевают комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п.1.1.Положений).

Доказательств того, что администрацией Байкальского ГП было обеспечено участие общественности - неопределенного круга лиц в подготовке и обсуждении материалов по оценке в воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, суду не предоставлено.

Таким образом, действия администрации Байкальского городского поселения по осуществлению выдачи разрешения на строительство 2-х этажного здания – магазина общей площадью 469 кв.м на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: "АДРЕС", расположенного в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации может нанести вред окружающей среде. Так, отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на Байкальской природной территории и может причинить вред окружающей среде.

То обстоятельство, что административным ответчиком не обеспечено участие общественности в порядке, предусмотренном абз. 5 части 1 статьи 14 Закона об экологической экспертизе, а также Положением об оценке воздействия намечаемой на окружающую среду, свидетельствует о нарушении установленного ч. 4 ст. 29 Конституцией РФ права граждан на получение информации, а также вышеуказанных прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Исходя из вышеуказанного, суд находит, что имеет место неисполнение административным ответчиком требований законодательства об охране озера Байкал. Это свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положений Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране озера Байкал», Федерального закона «Об экологической экспертизе», «Положений об оценке воздействия…», о незаконности принятого ненормативного правового акта.

Согласно ч.9 ст. 277 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

С учетом изложенного суд находит, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Байкальского муниципального образования о признании разрешения на строительство незаконным удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство объекта капитального строительства «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» от "ДАТА"№ ***, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: "АДРЕС", выданное администрацией Байкальского городского поселения А..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 19 августа 2019 года в 16 часов 00 минут.

Судья: