ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-698/19 от 29.04.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

89RS0001-01-2019-000957-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Н.А.

при секретаре судебного заседания Афанасенко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-698/2019 по административному исковому заявлению Баловой М.С., действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей, ФИО к администрации МО г. Салехард о признании незаконным исключения из списка молодых семей - участников программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», возложение обязанности по восстановлению в списке молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», с правом изменения направления использования социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Балова М.С., действующая в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей, Балов В.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Салехард о признании незаконным исключения из списка молодых семей- участников программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», возложение обязанности по восстановлению в списке молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», с правом изменения направления использования социальной выплаты. В обоснование заявленных требований указала, что уведомлением Управления жилищной политики администрации МО г. Салехард -У от 06.12.2018 года семья административного истца Баловой М.С. исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в жилом помещении, поскольку истцом были приобретены жилые помещения, сумма площадь которых на одного человека составляет 24,86 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную в г. Салехарде. Административные истцы просили возложить обязанность на управление жилищной политики администрации МО г. Салехард восстановить семью Баловых в списке молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», с правом изменения направления использования социальной выплаты.

Определением Салехрдского городского суда от 04.04.2019 года к участию в деле в качестве административного сответчика привлечена Администрация МО г. Салехард.

В судебном заседании представитель административного истца Кравцова Н.В., действующая на основании ордера от 26.04.2019 года, на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям в заявлении, ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства.

Административный истец Балова М.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Административный истец ФИО в судебном заседании участия не принимал.

Представитель административного ответчика и соответчика Соколов М.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, 06.12.2018 года в адрес Баловой (Кожевиной) М.С. управлением жилищной политики администрации МО г. Салехард было направлено уведомление об отказе семье в предоставлении социальной выплаты и исключении семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в жилых помещениях.

При этом в судебном заседании истец пояснила, что указанное уведомление ею получено в декабре 2018 года.

С настоящим иском в суд истцы обратились 02.04.2019 года, уточнили исковые требования в судебном заседании 29.04.2019 года, мотивировав это тем, что им не было известно о сроках обращения в суд, а также не было известно действительных причин отказа в предоставлении социальной выплаты и исключении семьи из списка молодых семей. О действительных причинах им стало известно из ответа на адвокатский запрос.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истцами был пропущен, но при этом суд находит возможным признать причины его пропуска уважительными, а срок обращения подлежащим восстановлению.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п.п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как указано в п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года -П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы», включающая в себя подпрограмму «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Целью указанной выше подпрограммы является стимулирование спроса на рынке доступного жилья, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения повышения доступности жилья; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Задачей подпрограммы является, в частности, улучшение жилищных условий молодых семей, многодетных семей, работников бюджетной сферы, формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан.

Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 № 535-П.

В соответствии с п. 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на предоставление (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года -П (далее – Порядок), участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 1.5 Порядка применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В соответствии с п. 2.1 раздела II Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 № 535-П, для участия в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" (далее - Порядок), молодая семья подает необходимый пакет документов в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства.

Согласно 2.5. Порядка после представления документов орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок принимает решение о признании (непризнании) молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; о признании (непризнании) молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты; о признании (непризнании) молодой семьи участницей мероприятия.

Как установлено в судебном заседании, Кожевина (Балова) М.С. 22.02.2017 года обратились в администрацию города Салехард с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», составом семьи 4 человека.

Согласно указанному заявлению Кожевина (Балова) М.С. желала направить средства социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или индивидуального жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или уступке прав требований по такому договору.

21.03.2017 года письмом №353-У управления жилищной политики администрации МО г. Салехард Кожевиной (Баловой) М.С. было сообщено, что ее семья признана участницей программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» в 2018 году.

Согласно п. 1.2. Порядка, социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета. Социальные выплаты могут быть использованы: а) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или индивидуального жилого дома по договорам купли-продажи; б) на уплату цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение в капитальном исполнении, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу, или уступке прав требований по такому договору; в) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или индивидуального жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или уступке прав требований по такому договору; г) на оплату договора с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников мероприятия по приобретению жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или индивидуального жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или уступке прав требований по такому договору; д) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), направленным на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или индивидуального жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или уступке прав требований по такому договору (далее - погашение основной суммы долга и уплата процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)). При этом под многоквартирным домом капитального исполнения понимается здание с несущими и ограждающими конструкциями из естественных или искусственных каменных материалов, бетона, железобетона с применением листовых и плитных негорючих материалов.

Согласно п. 6.3.-1 Порядка, молодые семьи в период ожидания получения свидетельства вправе изменить направление использования социальной выплаты и направить социальную выплату на цели, установленные в подпункте "д" пункта 1.2, подпункте "е" пункта 1.2-1 настоящего Порядка. Указанные молодые семьи вправе приобретать (строить) жилое помещение на территории любого населенного пункта автономного округа, выбранного ими для постоянного проживания, и осуществлять постановку на регистрационный учет по адресу приобретенного (построенного) жилья. Молодая семья, изъявившая желание сменить направление использования социальной выплаты, предоставляет в орган местного самоуправления, включивший молодую семью в Окружной или Федеральный список участников, следующие документы: заявление об изменении направления использования социальной выплаты (в произвольной форме); документы, указанные в пункте 2.4-1 настоящего Порядка, пунктах "б" - "ж" пункта 19 Правил. После представления молодой семьей указанных документов и приобщения к ним сведений из ЕГРН, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней организуют работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и принимают решение об изменении (отказе в изменении) направления использования социальной выплаты (в произвольной форме).

Основаниями для отказа в изменении направления использования социальной выплаты являются: а) несоответствие требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.2, подпункте "е" пункта 1.2-1 настоящего Порядка; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.4-1 настоящего Порядка, подпунктах "б" - "ж" пункта 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения, в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение; д) приобретение жилого помещения у близких родственников. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об изменении (отказе в изменении) направления использования социальной выплаты орган местного самоуправления уведомляет молодую семью о принятом решении.

06.12.2018 года письмом -У управления жилищной политики администрации МО г. Салехард Баловой (ранее Кожевиной) М.С. было сообщено об отказе семье в предоставлении социальной выплаты и исключении семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в жилых помещениях.

Проверяя правомерность действий об отказе семье в предоставлении социальной выплаты и исключении семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» судом установлено следующее.

В период с 21.03.2017 года по 06.12.2018 года Баловой (ранее Кожевиной) М.С. было приобретено два жилых помещения: <адрес> в г. Салехарде, общей площадью 71,40 кв.м, которая не является капитальным жилым помещением; <адрес> в г. Салехарде, общей площадью 52,90 кв.м, в которой по месту жительства зарегистрировано 5 человек.

Согласно решению Городской Думы МО г. Салехард от 15 ноября 2005 года , для определения нуждаемости в жилом помещении установлена учетная норма в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Исходя из общей площади указанных жилых помещений, на одного члена семьи Баловой (ранее Кожевиной) М.С. приходится 24,86 кв.м, общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную в МО г. Салехард.

Более того, с заявлением об изменении направления использования социальной выплаты с приложением соответствующих документов, что прямо предусмотрено Порядком, Балова (ранее Кожевиной) М.С. в управление жилищной политики администрации МО г. Салехард, во внесудебном порядке никогда не обращалась, соответствующего решения принято не было.

С учетом представленных истцами доказательств, суд приходит к выводу о том, что жилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, правомерно учтены при определении уровня обеспеченности истцов жилыми помещениями при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.

Оснований для принятия иного решения у управления жилищной политики администрации МО г. Салехард в отношении семьи Баловой не имелось.

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требования истцов о признании незаконным исключения из списка молодых семей - участников программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», возложении обязанности по восстановлению в списке молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», с правом изменения направления использования социальной выплаты, не имеется, поскольку оспариваемое решение административного ответчика соответствует требованиям закона, принято в пределах своей компетенции и не нарушает прав административных истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Баловой М.С., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей, ФИО к администрации МО г. Салехард о признании незаконным исключение из списка молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», возложении обязанности по восстановлению в списке молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», с правом изменения направления использования социальной выплаты, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Н.А. Токмакова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 мая 2019 года.