Дело № 2а-698/2019
УИД32RS0012-01-2019-000771-84
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г.Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Приходько Р.Н.,
при секретаре Нехаевой Н.Д.,
с участием представителя административного истца - администрации Карачевского района по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика - Карачевского РОСП УФССП по Брянской области - судебного пристава-исполнителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Карачевского района к Карачевскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Карачевского РОСП УФССП по Брянской области ФИО2 об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Карачевского района обратилась с указанным административным иском в Карачевский районный суд, обосновывая требования тем, что решением Карачевского районного суда Брянской области от 12 июля 2018 г. по гражданскому делу №2-423/2018 администрация Карачевского района обязана предоставить ФИО3 за счет денежных средств, выделенных на данные цели в административно-территориальных границах Карачевского муниципального района, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью, не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления. На основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем ФИО4 08.02.2019 г. возбуждено исполнительное производство №2735/19/32013-ИП. О вынесении данного постановления администрации Карачевского района стало известно 13.02.2019 г. 16 сентября 2019 г. судебный пристав-исполнитель Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО2 постановила взыскать с администрации Карачевского района исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Администрацией Карачевского района еще до возбуждения исполнительного производства были предприняты меры для исполнения решения суда, а именно 15.11.2018 г. ФИО3 были предложены четыре благоустроенные квартиры, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <...>, д.74,кв.5, от получения которых взыскатель ФИО3 отказалась.
18.01.2019 г. взыскателю были предложены три благоустроенных жилых помещения, расположенные по адресу: <адрес>, от получения которых взыскатель также отказалась.
19 марта 2019 года административным истцом за счет выделенных для данных целей денежных средств для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, от получения которой взыскатель ФИО3 отказалась.
О принятых мерах по исполнению указанного решения суда административный ответчик был проинформирован.
08.04.2019г. и 19.04.2019 г. администрация Карачевского района обратилась в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявкой на выделение в мае денежных средств на финансирование расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В выделении денежных средств для приобретения жилых помещений на вторичном рынке Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области было отказано, со ссылкой на протокол совещания Губернатора Брянской области с главами муниципальных районов (городских округов) от 25.04.2019г., согласно которому главам администраций муниципальных районов рекомендовано отдавать приоритет закупке жилых помещений, реализуемых на первичном рынке жилья.
В настоящее время жилых помещений подходящей ценовой категории (на приобретение жилого помещения предусмотрено выделение денежных средств в сумме 1 003 596 рублей) на территории г.Карачева не имеется.
В своем заявлении от 28 мая 2019 года ФИО3 указала на свое желание получить жилое помещение в строящемся доме по адресу: <адрес>, в отношении которого у административного истца имеется предварительная договоренность с ООО «Строитель» о приобретении в собственность 5 квартир по окончании строительства.
Администрация Карачевского района считает, что с ею предприняты все зависящие от нее меры в установленном законом порядке для исполнения судебного акта, и, вина должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, отсутствует. Взыскателю ФИО3 были предложены 8 квартир, от которых она отказалась, денежные средства на приобретение квартир для предоставления детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, с мая 2019 г. в бюджет администрации Карачевского района не поступали.
Администрация Карачевского района считает, что изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок и просит суд признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. от 16.09.2019 г.
К участию в деле судом привлечены в качестве административного соответчика судебный пристав-исполнитель Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО2, в качестве заинтересованного лица - ФИО3 и представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО5
В судебном заседании представитель административного истца администрации Карачевского района по доверенности ФИО1 административное исковое заявление поддержала, просила суд удовлетворить заявленные требования. В неисполнении решения суда имеется вина взыскателя, которая 8 раз отказывалась от квартир, предложенных ей административным истцом во исполнение решения суда, а также вина третьего лица - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области – которым отказано в выделении денежных средств для приобретения жилых помещений во исполнение решения суда.
Административный соответчик - судебный пристав-исполнитель Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО2 - в судебном заседании заявленные требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Предоставила письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которых постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.02.2019 г. административным истцом было получено 13.02.2019 года. В срок, установленный для добровольного исполнения должником, требования исполнительного документа администрацией исполнены не были. Дополнительно указала, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства административному истцу разъяснено и он предупрежден, что в случае неисполнения решения суда в установленный срок с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Однако к указанной дате решение суда исполнено не было и судебному приставу в установленный срок административным истцом не представлено доказательств наличия чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств для исполнения должником решения суда. Считает, что оспариваемое постановление вынесено на законных основаниях, имеются правовые основания для взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика Карачевского РОСП УФССП по Брянской области, заинтересованное лицо ФИО3 и представитель заинтересованного лица ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом.
Суд в порядке ст.150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело по административному иску в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, административного соответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Карачевского районного суда Брянской области от 12.07.2018 г. удовлетворены исковые требования ФИО3 к администрации Карачевского района, постановлено обязать Администрацию Карачевского района обеспечить лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ФИО3 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели в административно-территориальных границах Карачевского муниципального района. Указанное решение суда вступило в законную силу 23 октября 2018 года.
На основании исполнительного листа №2-423/2018, выданного 29 января 2019 года Карачевским районным судом Брянской области во исполнение вышеуказанного решения, 08 февраля 2019 года судебным приставом – исполнителем Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство №2735/19/32013-ИП в отношении должника - Администрации Карачевского района. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено 13 февраля 2019 года. Данное постановление должником не оспаривалось и вступило в законную силу.
Судом также установлено и не оспаривается сторонами, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 08 февраля 2019 года должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа; должник предупрежден о взыскании исполнительного сбора в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
В связи с тем, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, содержащихся в исполнительном документе по гражданскому делу по №2-423, не были исполнены, 16.09.2019 г. судебным приставом – исполнителем ФИО2 вынесено постановление о взыскании с администрации Карачевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Копия постановления о взыскании исполнительного сбора получена должником (административным истцом) 16.09.2019 г.
Судебным приставом – исполнителем Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО2 в адрес должника (административного истца) было направлено требование от 16.09.2019 г. о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда по делу №2-423 в срок до 26 сентября 2019 года, которое получено должником 16 сентября 2019 года.
13 сентября 2019 года на имя начальника Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области администрацией Карачевского района было подано заявление о предпринятых мерах по исполнению решения суда №2-423/2018 года.
20 сентября 2019 года в Карачевского РОСП УФССП России по Брянской области от администрации Карачевского района поступило заявление о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда №2-423/2018 года и о невозможности исполнения решения суда по вине взыскателя и Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 12.07.2018 г. либо о прекращении исполнительного производства №2735/19/32013-ИП.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названым законом.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
При этом согласно частям 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оспаривая постановление от 16.09.2019 г. о взыскании исполнительского сбора, административный истец ссылается на то обстоятельство, что взыскателю ФИО3 8 раз предлагались жилые помещения, от которых она отказывалась. Кроме того, Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области было отказано в выделении денежных средств для приобретения жилых помещений на вторичном рынке, а жилых помещений на первичном рынке подходящей ценовой категории не имеется.
Однако, указанные административным истцом обстоятельства не свидетельствуют о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный законом срок, поскольку с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства от 08 февраля 2019 года до 16 сентября 2019 г. никаких мер, направленных на своевременное исполнение решения суда от 12 июля 2018 года, должником предпринято не было. При этом исполнительное производство №2735/19/32013-ИП в юридически значимый период (5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства) не приостанавливалось, исполнительные действия отложены не были, отсрочка исполнения решения суда судом не предоставлялась. При этом доказательства, подтверждающие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, невозможно вследствие непреодолимой силы или чрезвычайных обстоятельств, в установленный законом пятидневный срок, судебному приставу-исполнителю административным истцом также представлены не были. Таким образом, у судебного пристава-исполнителя ФИО2 отсутствовали правовые препятствия для не вынесения постановления о взыскании с администрации Карачевского района исполнительского сбора.
Приведенные административным истцом доводы о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования и целевых денежных средств в связи с отказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в выделении денежных средств не являются доказательствами наличия уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа, либо невозможности их исполнения вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, указанные административным истцом доводы в обоснование заявленного истца не могут служить основанием для отмены постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии уважительных причин, с которыми закон связывает невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
При разрешении данного судебного спора суд исходит из того, что оспариваемое административным истцом постановление от 16.09.2019 года вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного законом порядка.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя ФИО2 имелись правовые основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении административного истца.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов действиями должностных лиц, возложено на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, заявление подлежит удовлетворению только при наличии одновременно двух условий: нарушена норма закона и нарушены права заявителя.
В судебном заседании административным истцом не представлено доказательств наличия указанных условий.
Суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления от 16.09.2019 года не соответствующими нормативно-правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, административное исковое заявление Администрации Карачевского района к Карачевскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Карачевского РОСП УФССП по Брянской области ФИО2 об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Администрации Карачевского района к Карачевскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Карачевского РОСП УФССП по Брянской области ФИО2 об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: . Р.Н. Приходько
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2019 г.