Дело № 2а-698/2020
44RS0028-01-2020-000721-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., с при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным решения о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства Администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженное в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29.04.2020 № 08/2020; об обязании администрации Костромского муниципального района Костромской области устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов путем выдачи уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В обоснование требований указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером № по адресу: (адрес) соответствии с договором аренды земельного участка № 06 от 04.02.2020, зарегистрированным Управлением Росреестра по Костромской области в установленном порядке 17 февраля 2020 года. Разрешенное использование земельного участка - малоэтажная жилая застройка. 21 апреля 2020 года ею в администрацию Костромского муниципального района было подано уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. 08 мая 2020 года получено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29 апреля 2020 года № 08/2020.
Согласно уведомлению о несоответствии основаниями для признания построенного объекта индивидуального жилищного строительства несоответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности стали:
- построенный объект представляет собой сборно-разборную конструкцию без фундамента.
- несоответствие объекта нормам, содержащихся в Своде правил 55.13330.2016 дома жилые одноквартирные, утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 725/пр.
Как следует из уведомления о несоответствии, обозначенные характеристики объекта индивидуального жилищного строительства были выявлены по результатам фотофиксации строения, представленного застройщиком к уведомлению об окончании строительства. Считает, что данное решение администрации Костромского муниципального района Костромской области от 29.04.2020 № 08/2020 противоречит действующему законодательству о градостроительной деятельности и нарушает законные права и интересы истца.
Законодательство о градостроительной деятельности не содержит ограничений по применению технологии и материалов строительства.
Вывод об отсутствии фундамента не соответствует фактическому состоянию объекта. Из материалов фотофиксации видно, что объект построен на свайно-винтовом фундаменте.
Необходимо отметить, что в случае, если специалистами Администрации не усматривались определенные характеристики объекта индивидуального жилищного строительства из материалов фотофиксации, то в соответствии с п. 2 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ администрация должна проверять соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Также администрация не учла, что согласно фактическому состоянию объекта индивидуального жилищного строительства, подтвержденному Техническим планом здания от 14 апреля. 2020 года, объект включает два помещения, которые могут быть использованы в качестве основного и вспомогательного.
Перечень оснований для уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотрен ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Полагает, что ссылка администрации в уведомлении на свод правил 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные при обосновании уведомления о несоответствии противоречит п. 1 ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Административным истцом в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ 25 февраля 2020 года в администрацию было направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В уведомлении администрации Костромского муниципального района от 27 февраля 2020 года № 79/2020 подтверждено соответствие указанных в уведомлении о строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно сведениям об объекте капитального строительства, представленным в разделе 3 уведомления о строительстве, равно как и уведомления об окончании строительства, площадь застройки составляет 13,75 кв.м., а количество надземных этажей - 1 этаж. Исходя из данных параметров, при проверке администрация еще на этапе выдачи уведомления о соответствии должна была выявить не соответствие объекта нормам, содержащихся в Своде правил 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные.
Выдав Уведомление о соответствии, администрация своим решением позволила строить объект в заданных параметрах.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в административном иске. Дополнила, что в соответствии с заключением ООО «Центр судебных экспертиз «Импульс» построенный объект является каркасно-обшивным двухкомнатным зданием на металлическом свайном фундаменте. Отсутствие утеплителя снизу пола и в покрытии, а также инженерных коммуникаций свидетельствует о том, что здание не предназначено для круглогодичного проживания, а подходит для кратковременного сезонного проживания. Для этого необходимо подключить сети электропитания, повести воду (возможно пробурить артезианский колодец), построить туалет (уборную) и выполнить отделку здания, крыльцо, обшивку цоколя. Перемещение здания без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, так как его демонтаж невозможно произвести целиком, подняв за петли, или разобрать на отдельные конструктивные элементы. При демонтаже потребуется разбирать здание на отдельные материалы, фактически сносить и монтировать заново на новом месте. Затраты не перемещение объекта составляет 77% от общей стоимости объекта, что является несоразмерным ущербом. Это свидетельствует о том, что перемещение объекта без несоразмерного ущерба невозможно, он прочно связан с землей посредством винтовых свай. Основание, связанное с периодичностью проживания в доме, администрацией Костромского муниципального района в Уведомлении о несоответствии не указывается, а, следовательно, не являлось предметом рассмотрения. Исходя из этого, рассмотрение данного основания изменяет основания принятого решения администрацией Костромского муниципального района. Необходимо отметить, что причины не пригодности здания к круглогодичному проживанию, указанные в заключении эксперта, в частности отсутствие крыльца, недостаточной толщины стен, отсутствие сетей инженерного обеспечения, являются устранимыми, не влияющими на капитальность здания.
Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что в соответствии с техническим планом и материалами фотофиксации строения, расположенного по адресу: (адрес), установлено, что фундамент объекта отсутствует, на момент обследования объекта инженерные сети к строению не подведены, строение представляет собой сборно-разборную конструкцию без фундамента. Представленные фотографии объекта не подтверждают, что спорный объект не может быть перемещен и демонтирован без какого-либо ущерба его назначению.
Построенный объект не отвечает требованиям ст. 1 п. 39 Градостроительного кодекса РФ Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», СП 55.13330.2016. Свод правил. Жома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001, утвержденный приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года № 725/пр, имеет сборно-разборный характер конструкции, отсутствие прочной связи с землей – данное строение не является жилым домом и объектом недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ч. 20 ст. 55 ГРК РФ администрацией направлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным требованиям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий, а именно, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности, с учетом положений ст. 8.2 ГрК РФ, относятся направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 – 21 статьи 55 ГрК РФ.
В соответствии с п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства определен, как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 16 ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу ч. 20 ст. 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
На основании договора аренды земельного участка № 06 от 04 февраля 2020 года администрацией Костромского муниципального района ФИО1 на основании протокола аукциона от 24 января 2020 года передан земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв.м., находящийся (адрес). В п. 1.2 указана характеристика земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: малоэтажная жилая застройка.
Срок действия договора устанавливается с 04 февраля 2020 года по 03 февраля 2040 года (п. 2.1. договора).
Сумма арендной платы составляет 667 500 рублей в год (п. 3.1. договора).
Согласно п. 5.2.3 договора арендатор обязан использовать земельный участок только в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Договор аренды № 6 от 04 февраля 2020 года зарегистрирован в ЕГРН 17 февраля 2020 года.
25 февраля 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию Костромского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В уведомлении указано: объект индивидуального жилищного строительства, цель подачи уведомления: строительство; количество надземных этажей 1; высота 2,3 м, площадь застройки 13,75 кв.м.
27 февраля 2020 года администрация Костромского муниципального района, рассмотрев уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уведомила ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу (адрес)
Постановлением администрации Никольского сельского поселения от 20 марта 2020 года № 24 на основании заявления ФИО1 о присвоении адреса строящемуся жилому дому, договора аренды земельного участка № 6 от 04 февраля 2020 года, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства установленным параметрам от 27 февраля 2020 года жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером :№, общей площадью 1000 кв.м., находящийся (адрес).
Суду представлен технический план здания, подготовленный 14 апреля 2020 года кадастровым инженером ФИО3 в связи с созданием здания, расположенного по адресу 156518, (адрес)
В техническом плане приведены характеристики объекта недвижимости: вид объекта недвижимости: здание; кадастровый номер земельного участка, в переделах которого расположен объект недвижимости: №, назначение объекта недвижимости: жилое; наименование объекта недвижимости: индивидуальный жилой дом, материал наружных стен здания: деревянные; площадь объекта недвижимости 12,1 кв.м. В заключении кадастрового инженера указано, что сведения об объекте недвижимости внесены на основании декларации.
21 апреля 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию Костромского муниципального района, представив уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В уведомлении указала; кадастровый номер земельного участка №, адрес 156518, (адрес), сведения о правах застройщика на земельный участок: договор аренды от 04 февраля 2020 года № 6; сведения о виде разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка. Сведения об объекта капитального строительства: объект индивидуального жилищного строительства, цель подачи уведомления: строительство, количество надземных этажей: 1, высота 2,3 м, площадь застройки 13,75 кв.м.
К уведомлению ФИО1 представлены фотоматериалы.
Уведомлением от 29 апреля 2020 года № 08/2020 администрация Костромского муниципального района указала на несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участка с кадастровым номером №, по адресу (адрес), требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:
По результатам фотофиксации строения, расположенного на земельном участке по адресу: (адрес), представленного застройщиком к Уведомлению, установлено.
Объект представляет собой одноэтажное строение, стены деревянные. Кровля односкатная. Окна с деревянной рамой. Входная дверь установлена. Фундамент отсутствует. На момент обследования объекта, инженерных сетей к строению подведено не было.
Согласно данной фотофиксации строение представляет собой сборно-разборную конструкцию без фундамента.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 главы 1 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 21.08.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" жилым помещением признается: жилой дом - индивидуальноопределенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Правила определения площадей помещений, площади здания, этажности и строительного объема одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно приложению А СП 54.13330.2016.
Согласно пункту 4.5 главы 4 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр) (ред. от 10.07.2018) дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню [в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу], ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел, переднюю. Кроме того, могут устраиваться вспомогательные помещения: холодный тамбур (в том числе двойной с учетом климатических условий строительства согласно СП 131.13330), кладовая и (или) встроенные шкафы, постирочная, парная баня или сауна в соответствии с СанПиН 2.1.2.3150, генераторная отопления и (или) электроснабжения, кладовая твердого топлива, встроенная, встроенно-пристроенная или пристроенная стоянка или гараж-стоянка, бассейн, а также иные помещения по заданию на проектирование.
Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям изложены в главе 6 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001.
В уведомлении указано, что построенный объект не отвечает указанным требованиям, имеет сборно-разборный характер конструкции, отсутствие прочной связи с землей - данное строение не является жилым домом и объектом недвижимого имущества.
Свидетель К. в суде показала, что она является председателем Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района. К ней поступило уведомление об окончании строительства, технический план здания и фотографии объекта. При рассмотрении заявления было выявлено, что согласно представленных фотографий объект недвижимости находится на свайном фундаменте, обвязка данного фундаменты не произведена. Здание площадью 12,1 кв.м, одноэтажное, в здании имелась одна комната площадью 8,1 кв.м, санузел отсутствовал, было установлено окно, которое не позволяло доступ света и вентиляции в дом, коммуникации в строении отсутствовали, что в совокупности позволило сделать заключение о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Спорной строение является сборно-разборной конструкцией.
Свидетель Ш. в суде показала, что она является кадастровым инженером. К ней обратилась ФИО1 с просьбой подготовки технического плана строения, расположенного по адресу (адрес). При подготовке технического плана разрешался вопрос: являлся ли спорный объект объектом капитального строительства. В связи с тем, что фундамент у строения имелся, то объект был отнесен к объекту капитального строительства. Остальные характеристики объекта были предоставлены заказчиком.
Определением Костромского районного суда от 22 июня 2020 года по данному делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Костромское областное общество защиты прав строителей».
Согласно заключению ООО «Костромское областное общество защиты прав строителей» от 07 августа 2020 года обследуемый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (адрес). является объектом незавершённого строительства (не имеет внутренней отделки, не имеет межкомнатного дверного блока, кровля выполнена одним слоем рубероида, отсутствует теплоизоляция конструкции пола и пр.
Обследуемый объект представляет собой одноэтажное каркасное строение с односкатной малоуклонной стропильной крышей. В плане имеет прямоугольную форму с размерами по наружному обмеру 2,52x5,51 м.
Крыльцо и отмостка по периметру строения отсутствуют. Площадь застройки строения составляет 13,88 кв.м. Общая площадь помещений, которые определены установленной перегородкой, составляет 11,69 кв.м. В связи с тем, что обследуемое строение является объектом незавершенного строительства, функциональное назначение помещений не определено.
В состав помещений обследуемого объекта на момент проведения экспертизы входят два помещения с неопределённым функциональным назначением. Согласно требованиям СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением №)":
Несмотря на наличие столбчатого (со слов истицы ФИО1). свайного винтового) фундамента, конструктивные характеристики обследуемого строения. расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (адрес), позволяют осуществить его демонтаж, перемещение и последующую сборку на другом месте без несоразмерного ущерба для конструкций и назначения строения и без изменения его основных характеристик. Исходя из этого, данный объект обследования не является объектом капитального строительства.
Для малоэтажных (индивидуальных) жилых домов согласно СП 50-101-2004 "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений". Разделу 8, положение которого распространяется, в том числе, на малоэтажные жилые и садовые дома, п. 8.2 Рекомендуется применять следующие типы фундаментов... в) короткие сваи.
Исходя из этого, устройство свайных винтовых фундаментов обследуемого строения соответствует рекомендациям нормативных документов.
Наряду с этим необходимо отметить, что инженерные изыскания и проект на устройство свайных фундаментов не выполнялись, что не соответствует требованиям СП 24.13330.2011.
При устройстве свай допущены следующие отступления от нормативных требований:
не обеспечено расстояние в свету между стволами свай, которое согласно н.8.13 СП 24.13330.2011 должно соответствовать 1,0 м: не выполнен ростверк, объединяющий сваи в единую конструкцию; на опорных столиках фундаментов отсутствуют гидроизоляционные прокладки; не выполнено уплотнение грунта вокруг свай.
Требования к индивидуальным жилым домам регламентированы СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНи11 31- 02-2001 (с Изменением №1)". Согласно п. 1.1 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию жилых одноквартирных домов с количеством наземных этажей не более чем три. отдельно стоящих или блокированной застройки.
По результатам судебной экспертизы обследуемое строение не соответствует требованиям СП 55.13330.2016 по следующим параметрам:
в части состава помещений (п.4.5);
в части площади и ширины помещения №2 (п.6.Г);
в части высоты помещений (средняя высота помещений составляет 2.1 м вместо 2,5 м) (п.6.2).
Конструктивное решение обследуемого объекта (строения) не соответствует требованиям:
СП 24.13330.2011 "Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СПиП 2.02.03-85 (с Изменениями №1, 2. 3)" - смотреть ответ на вопрос №2 настоящего заключения;
СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 (с Изменением №1)" в части толщины стен и их теплотехнических свойств;
СП 64.13330.2017 "Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80 (с Изменениями №1. 2)" в части величины выноса свеса кровли;
СП 17.13330.2017 "Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76" в части требований к кровельному покрытию;
СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением №1)" в части требований к площади световою проёма и обеспеченности необходимой инсоляции помещения №2;
- ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия" в части требования к наружным входным дверям.
Объект, указанный в вопросе 1, не пригоден для круглогодичного проживания по следующим причинам: не обеспечена безопасность граждан на входе/выходе из строения (отсутствие крыльца); недостаточная толщина наружных стен, что способствует снижению теплоизоляционных свойств наружных стен и не обеспечивает оптимальные параметры микроклимата внутри строения; отсутствие сетей инженерного обеспечения, в том числе электросети, системы отопления, водопровода, канализации, обеспечивающих комфортное проживание граждан.
Эксперт ФИО4 в судебном заседании выводы, изложенные в заключении, подтвердила.
Выражая несогласие с выводами указанного заключения, административный истец ФИО1 указала, что эксперт при подготовке экспертного заключения не провел полного исследования материалов дела, так как с материалами дела не знакомился. Сделанные выводы эксперта основываются на сводах правил, не являющихся федеральными законами. При отсутствии требования к подготовке проектной документации при строительстве ИЖС Своды правил могут использоваться только как рекомендации и не являются обязательными.
Эксперт ФИО4 показала, что при проведении экспертизы она ознакомилась с определением от 22 июня 2020 года о назначении по делу экспертизы, а также было обследование объекта (строения), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (адрес), визуально-инструментальным методом, что позволило подготовить экспертное заключение, ответить на поставленные судом вопросы.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта ФИО4 суд не усматривает, поскольку заключение отвечает требованиям 82 КАС РФ, является ясным, полным, объективным, определенным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Экспертиза проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о проведении экспертизы, компетентным экспертом, имеющим значительный стаж экспертной работы в требуемой области знания. Кроме исследования материалов дела, экспертом также был совершен выход для визуального исследования спорного объекта.
Административным истцом ФИО5 суду представлено заключение эксперта по результатам строительно-технической экспертизы каркасного здания № 21-к-20, подготовленное ООО «Центр судебных экспертиз «Импульс». В заключении указано экспертами проводилось обследование дома, расположенного по адресу: Костромской район, Никольское сельское поселение, (адрес). При проведении осмотра проводились контрольные обмеры помещений квартиры, выполнялись описания, зарисовки и фотографирование. Экспертиза проводилась в присутствии заявителя ФИО1
Основное строение - одноэтажный жилой каркасный дом состоит из двух комнат. Дом обшит с двух сторон плитами ОСБ. Утеплитель стен минераловатный. На полу и в покрытии утеплитель отсутствует. Кровля из рулонных материалов. Фундаментом являются винтовые сваи, расположенные в четырех углах дома. Инженерные коммуникации отсутствуют.
К сборноразборному сооружению относится сооружение, состоящее из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации. В рассматриваемом объекте, например, кровля из рулонных материалов, стены из внешней и внутренней обшивок с каркасом и рулонным утеплителем между ними (т.е не сборные щитовые конструкции) не вписывается в определение «отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний». Поэтому рассматриваемый объект не является сборно-разборным сооружением.
Наличие фундаментов из металлических винтовых свай видно из фото 3 и 4. Построенный объект является каркасно-обшивным двухкомнатным зданием на металлическом свайном фундаменте. Отсутствие утеплителя снизу пола и в покрытии, а также инженерных коммуникаций свидетельствует о том, что здание не предназначено для круглогодичного проживания, а подходит для кратковременного сезонного проживания. Для этого необходимо подключить сети электропитания, повести воду (возможно пробурить артезианский колодец), построить туалет (уборную) и выполнить отделку здания, крыльцо, обшивку цоколя.
Перемещение здания без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, так как его демонтаж невозможно произвести целиком, подняв за петли, или разобрать на отдельные конструктивные элементы (стеновые панели, сборные щиты и т.д.). При демонтаже потребуется разбирать здание на отдельные материалы, фактически сносить и монтировать заново на новом месте.
Экспертами была подсчитана смета на разборку и сборку объекта для определения величины ущерба при перемещении строения. Согласно локальной смете № 2 и 3 оно составляет 13655,14+65 881,17 - 79 536.31 руб. Стоимость самого объекта согласно локальной смете № 1 составляет 103 948,87 рублей. Затраты не перемещение объекта составляет 77% от общей стоимости объекта, что является несоразмерным ущербом.
Представитель административного ответчика ФИО2 указала, что экспертами ООО «Центр судебных экспертиз «Импульс» не исследовалось состояние и заглубление фундамента, не оценено количество свай, расстояние между ними. В экспертном заключении указано, что спорный объект не предназначен для круглогодичного проживания. Вместе с тем, силу пункта 1 части 1 статьи 16 ЖК РФ жилой дом относится к жилым помещениям. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании является садовым домом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Заключение эксперта ООО «Центр судебных экспертиз «Импульс» не может быть принято судом во внимание при разрешении данного спора, поскольку заключение эксперта от 19 июня 2020 года не отвечает требованиям статей 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт не предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, административный истец ходатайств о вызове для допроса в качестве эксперта ФИО6, ФИО7 не заявляла. В заключении не содержатся подробное описание и результаты проведенного исследования с указанием примененных методов.
Таким образом, судом установлено, что объект, об окончании строительства которого заявлено административным истцом в уведомлении от 21 апреля 2020 года, индивидуальным жилым домом не является, в связи с чем администрацией Костромского муниципального района обоснованно, с соблюдением требований п. 3. ч. 20 ст. 55 ГрК РФ вынесено уведомление о несоответствии построенного ФИО1 объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным решения о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства Администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженное в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29.04.2020 № 08/2020; об обязании администрации Костромского муниципального района Костромской области устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов путем выдачи уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным решения о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства Администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженное в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29.04.2020 № 08/2020; об обязании администрации Костромского муниципального района Костромской области устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов путем выдачи уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья М.Ю. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2020 года.