Дело № 2а – 698/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Солнечный 17 декабря 2021 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Столяровой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности № № от 24.11.2021 года,
судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2,
при секретаре судебного заседания Зайнутдиновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» к ОСП по Солнечному району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО об оспаривании (отмене) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве № №, возбужденном на основании решения суда № № от ДД.ММ.ГГГГ года по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах ИП ФИО3 о признании решения незаконным и обязанности назначения и выплаты индивидуальному предпринимателю адресной помощи. Предмет исполнения: возложение на КГКУ «Центра соц.поддержки населения по Солнечному району» обязанности назначить и выплатить единовременную адресную помощь в размере 6000 рублей в пользу ФИО3 От судебного пристава-исполнителя 22.10.2021 года административному истцу поступило требование об исполнении решения суда в 5-дневный срок. 29.10.2021 года административный истец направил судебному приставу-исполнителю письмо с объяснением объективных причин о невозможности исполнения данного постановления в указанный срок. Учреждением является получателем бюджетных средств, все операции по выплате денежных средств производятся через учредителя. Выплата ФИО3 была назначена и выплачена в 3-х месячный срок, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств с казенных учреждений. Просит суд признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району от 10.11.2021 года о взыскании с КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № № от 12.10.2021 года, освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» является казенным учреждением, все операции по выплате денежных средств производятся через учредителя. 22.10.2021 года учреждением было получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнение решения суда в 5-тидневный срок. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с казенных учреждений должно быть произведено в течение 3-х месяцев, а не 5 дней, как указано в требовании судебного пристава-исполнителя. 02.11.2021 года решением учреждения ФИО3 назначена мера социальной поддержки, 15.11.2021 года денежные средства зачислены на расчетный счет ФИО3 Считает, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено незаконно, поскольку учреждением соблюдены, установленные законом сроки об исполнении решения казенным учреждением.
Судебный пристав – исполнитель ОСП по Солнечному району УФССП по Хабаровскому краю ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, просила оставить постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № № без изменения. Суду пояснила, что на исполнении в ОСП находилось исполнительное производство № №, возбужденное в отношении КГКУ «Центра социальной поддержки населения по Солнечному району» в пользу взыскателя ФИО3 Предмет исполнения: обязать назначить и выплатить единовременную адресную помощь в размере 6000 рублей, предусмотренную постановлением Правительства Хабаровского края от 08.04.2021 года № 137-пр. Поскольку исполнительный акт содержит требования неимущественного характера, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа. Требование получено должником 22.10.2021 года, 09.11.2021 года проверкой было установлено, что денежные средства взыскателю не перечислены. 10.11.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований неимущественного характера в размере 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения – 06.12.2021 года. 19.11.2021 года должником предоставлено платежное поручение, подтверждающее, что денежные средства перечислены взыскателю 11.11.2021 года. 19.11.2021 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства № № в связи с фактическим исполнением, постановление о взыскании исполнительного производства выделено в отдельное производство.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Солнечного районного суда Хабаровского края от 01.10.2020 года по гражданскому делу № № 12.10.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району ФИО2 возбуждено исполнительное производство № № в отношении КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району», предмет исполнения: обязать назначить и выплатить единовременную адресную помощь ФИО3 в размере 6000 рублей, предусмотренную постановлением Правительства Хабаровского края от 08.04.2020 № 137-пр. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
12.10.2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 в адрес должника КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» направлено требование в 5-дневный срок со дня получения требования предоставить судебному приставу-исполнителю сведения об исполнении решения суда по делу № № с подтверждающими документами.
Требование получено должником 22.10.2021 года.
02.11.2021 года КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» принято решения о назначении ФИО3 единовременной адресной помощи в размере 6000 рублей.
10.11.2021 года денежные средства поступили на счет учреждения, 15.11.2021 года денежные средства перечислены на счет ФИО3, что подтверждается платежным поручением № № от 11.11.2021 года, платежным поручением № № от 15.11.2021.
В связи с неисполнением требования исполнительного документа в 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем ОСП по Солнечному району ФИО2 10.11.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
19.11.2021 года КГКУ «Центр социальной поддержки населения» в ОСП по Солнечному району направлены документы по исполнению решения суда № № года.
19.11.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя по Солнечному району ФИО2 исполнительно производство № № окончено, в связи с исполнением требований исполнительного документа.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Из представленных административным истцом документов следует, что обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2021 года получено КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» 16.11.2021 года, что подтверждается штампом о входящей корреспонденции № № от 16.11.2021 года.
Согласно штемпелю на почтовом конверте настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом в суд 25.11.2021, то есть срок для обращения в суд с административным иском, установленный ч.3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (часть 1 статьи 30), при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 названного федерального закона.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ регулируется порядок исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Согласно пункту 6 указанной статьи орган государственной власти (государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи (п.7 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, для федеральных казенных учреждений установлен 3-х месячный срок для исполнения требований исполнительного документа имущественного характера.
В силу ст.112 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительского документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительный лист серии №, на основании которого было возбуждено исполнительное производство № № содержит требования имущественного и неимущественного характера, а именно: назначить ФИО3 единовременную адресную помощь в размере 6000 рублей – неимущественное требование, выплатить ФИО3 данную выплату – требование имущественного характера.
Требование судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении требований исполнительного документа в 5-дневный срок получено административным истцом 22.10.2021 года, решение о назначении единовременной выплаты ФИО3 принято КГКУ «Центра социальной поддержки населения» 02.11.2021 года, с учетом что 23.10.2021 и 24.10.2021 года были выходными днями, решение о назначении выплаты должно было быть принято не позднее 29.10.2021 года. При этом, денежные средства ФИО3 были перечислены административным истцом, в установленный Бюджетным кодексом РФ срок.
Таким образом, требования исполнительного документа были исполнены административным истцом в установленный законом срок частично.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
На основании вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № № вынесено судебным приставом-исполнителем ФИО2 в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах предоставленных должностному лицу полномочий, учитывая, что требования исполнительного документы были частично исполнены административным истцом в установленный законом срок, размер исполнительского сбора при данных обстоятельствах подлежит уменьшению на ? от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, а административные исковые требования – частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» к ОСП по Солнечному району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО об оспаривании (отмене) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10.11.2021 о взыскании исполнительного сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № № – изменить в части.
Уменьшить исполнительский сбор, наложенный судебным приставом-исполнителем ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10.11.2021 по исполнительному производства № № от 12.10.2021 до суммы в размере 37500 (Тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
В удовлетворении требований административного истца о признании незаконным и подлежащим отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10.11.2021 года о взыскании исполнительского сбора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в течение месяца.
Судья А.А. Столярова
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2021 года. �