ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-698/2022 от 06.06.2022 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

№ 2а-698/2022 г.

11RS0020-01-2022-001054-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: административного истца Белкова А.В.,

с уведомлением: представителя административного ответчика ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, административного ответчика начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району Титова В.Н., представителя административного соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, представителя административного соответчика Министерства внутренних дел Республики Коми,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 06 июня 2022 года административное дело по административному иску Белкова А. В. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, начальнику ОМВД России по Усть-Вымскому району Титова В.Н., Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 350000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Белков А.В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, начальнику ОМВД России по Усть-Вымскому району Титова В.Н., Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 350000 рублей.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата> в качестве административных соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Республики Коми.

В судебном заседании проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Белков А.В. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.

Считает, что ответчиком нарушены его права в периоды содержания в ИВС ОМВД Усть-Вымского района Республики Коми.

В связи с чем, условия его содержания в камерах ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми не отвечали санитарно-бытовым нормам содержания подозреваемых и обвиняемых, чем унижали его человеческое достоинство, просит взыскать компенсацию в размере 350000 рублей.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, представитель административного соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, представитель административного соответчика Министерства внутренних дел Республики Коми в судебном заседании участия не принимали.

От представителя административных ответчиков Мининой М.Б., действующей на основании доверенностей, поступили письменные возражения, согласно которых она просит иск рассмотреть без её участия, в исковых требованиях административному истцу следует отказать, считает, что права административного истца не нарушались.

Административный ответчик начальник ОМВД России по Усть-Вымскому району Титов В.Н. в судебном заседании участия не принимал.

Заслушав административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Усть-Вымскому району, утвержденного приказом ОМВД России по Усть-Вымскому району от 01.06.2020 г. № 100, ИВС является структурным подразделением ОМВД России по Усть-Вымскому району.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Административный истец содержался под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми за периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>.

Белков А.В.обратился в суд с административным исковым заявлением, где просил присудить в порядке части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 350000 рублей.

Ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми полагает: 1.) окна установлены с нарушением строительных норм, не поступает свежий воздух; 2.) отсутствует радиоточка; 3.) в ИВС отсутствует вентиляция, сушилка; 4.) в камерах санитарные узлы установлены с нарушениями строительных норм; нет приватности; 5.) отсутствие горячей воды; кипяток дают в камеры остывший; 6.) в камерах антисанитария; 7.) в камерах отсутствует нормальный стол для приема пищи, написания писем; 8.) освещение не соответствует нормам, портится зрение, не может читать; 9.) отсутствует пожарный выход; 10.) передвижение в ИВС в наручниках; 11.) во всех камерах отсутствуют розетки, не выдавали станки для бритья; 12.) медицинский работник присутствует не всегда; находясь в ИВС заболел, была температура; 13.) отсутствие возможности в банный день нормально постирать белье, 14.) после этапирования из г. Москва в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, проведены обыскные мероприятия.

Перечисленные условия содержания, по мнению Белкова А.В.не отвечают принципу недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство личности содержащегося под стражей и должны компенсироваться денежным эквивалентом.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного

самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Ч. 3 с. 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Проверяя доводы административного истца Белкова А.В.,суд приходит к следующему:

1.)окна установлены с нарушением строительных норм, не поступает свежий воздух.

Руководствуясь Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, суд приходит к выводу, что доводы истца о допущенных нарушениях при его содержании в ИВС не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются представленным суду доказательствами.

Все камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми оснащены системой централизованного отопления. В соответствии с требованиями приложения № 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и таблицы № 22 СП 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» в камерах температура воздуха должна быть не ниже + 18 С., что соответствовало температурному режиму, в камерах, в которых содержался административный истец.

Согласно акта № 5 от 04.05.2022 г. параметры микроклимата в камерах ИВС соответствовал требованиям СанПин 1.23685-1, относительная влажность в процентах соответствовала норме.

Доводы истца опровергаются также и представленными фотоматериалами, из которых видно, что в камерах установлены окна, окна открываются на проветривание, что позволяет провести естественную вентиляцию. Также не представлены доказательства того, что истец обращался с жалобами и заявлениями по факту ненадлежащих условий содержания в ИВС в указанный период.

2.) отсутствует радиоточка.

Порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания определен Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Приказом МВД России от 22 ноября 2005 N 950 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подразделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых

Согласно статье 23 Федерального закона N 103-ФЗ в его редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Правилами внутреннего распорядка определено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы (пункт 45).

Камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, в том числе, камеры № 1,3,5,6 (в которых содержался истец) оборудованы радиоточками, находящимися в исправном состоянии. Доводы истца, опровергаются его же выводами в представленном иске на второй странице первый абзац, где он указал, что сотрудники администрации ИВС включают одну и туже трансляцию.

Письменных обращений о приостановке радиовещания либо установления иного графика прослушивания радиопередач от истца в администрацию ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району не поступало.

Кроме этого, правом, которым наделены подозреваемые и обвиняемые, является право на подписку и получение газет и журналов. Глава 13 ПВР ИВС ОВД детально регламентирует порядок реализации указанного права.

Пункт 61 ПВР ИВС ОВД обязывает администрацию ИВС обеспечивать возможность приобретения подозреваемыми и обвиняемыми книг, журналов, газет, другой печатной продукции и настольных игр.

Согласно п. 117 ПВР ИВС ОВД для оформления подписки за счет собственных средств, средств родственников или иных близких подозреваемый или обвиняемый обращается с заявлением на имя начальника ИВС, которое рассматривается в трехдневный срок совместно с лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело. С такими заявлениями, Белков А.В. к администрации ИВС не обращался. Соответственно, нарушений прав административного истца не установлено.

3.) в ИВС отсутствует вентиляция, сушилка.

Все камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми оборудованы стационарной при точно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, при этом, так же имеется естественная вентиляция с помощью открытия окон.

Наличие приточно-вытяжной и естественной вентиляцией в камерах ИВС не может свидетельствовать о нарушении прав истца, поскольку, доказательств ненадлежащего микроклимата (повышенной влажности) в помещениях либо ненадлежащей работы естественной вентиляции, не представлено.

Кроме этого, сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району ежедневно проводится обход и осмотр камер ИВС с целью выявления недостатков и неисправностей предметов, находящихся в камерах ИВС. За период содержания административного истца в камерах ИВС принудительная система вентиляции воздуха работала, проверка проводилась путем ее включения и данимического наблюдения.

Измерение параметров микроклимата в камерах проводилось, температура воздуха соответствовала.

Факт содержания административного истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, судом не установлен.

Из чего, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания в указанной части не имеется. Помещение для сушки белья действующим законом - Приказом МВД России № 950 от 22 ноября 2005 г. не предусмотрено.

4.) в камерах санитарные узлы установлены с нарушениями строительных норм.

Пунктом 45 Правил установлено, что камеры ИВС оборудуются, в числе прочего, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, индивидуальными нарами или кроватями, краном с водопроводной водой. Согласно пункту 17.16 Свода правил - СП 12-95, введенных в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года, которым должен соответствовать ИВС ввиду его постройки в 2012 году, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинка должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла.

Камеры ИВС № 1,3,5,6, в которых содержался административный истец, оборудованы санитарными узлами, размещенными в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, высота перегородки соответствует установленному стандарту, способствующей ограничением видимости человека находящегося за перегородкой со стороны спального места, умывальника и места приема для пищи, что так же, подтверждается предоставленными административным ответчиком фотоматериалами камер ИВС № 1,3,5,6.

Так же оборудование санузла в камерах ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району «чашей Генуя» соответствует положениям ГОСТ 3550-83, утв. Постановлением Государственного Комитета СССР по делам строительства от 29.03.1983 № 48, который распространяется на чугунную эмалированную напольную чашу, устанавливаемую в санитарных узлах общественных и производственных зданий ив общественных туалетах. Установка в камерах санузла «Чаша Генуя» не свидетельствует о нарушении прав истца, доказательств того, что он обращался с жалобами не представлено. Кроме этого, истец мог пользоваться в полной мере санузлом при содержании его в ИВС ОМВД России в Усть-Вымском районе по Республике Коми, санитарный узел.

Кроме этого, представленными фотоматериалами доказано, что непосредственно сам туалет на видеонаблюдение не попадает, отвечает всем требованиям приватности.

Санитарная установка на момент нахождения истца в ИВС была достаточной для того, чтобы истец мог удовлетворять свои естественные потребности в условиях пристойности, нарушений условий содержания в указанной части не имеется.

Доводы о нарушении условий приватности при посещении туалета, судом проверены, своего подтверждения не нашли, вследствие чего подлежат отклонению, как направленные на иную оценку установленных обстоятельств.

5.) отсутствие горячей воды, кипяток дают в камеры остывший.

Пунктом 48 приказа МВД РФ № 950 (в ред. от 27.05.2021) «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» горячая вода температурой не более +50 градусов, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п. 48).

. В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС среди прочего оборудуются краном с водопроводной водой, при этом, в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка, горячее водоснабжение в камерах ИВС ОМВД по Усть-Вымскому району Республики Коми не предусмотрено.

Кроме этого, судом учитывается, что административный истец содержался в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в незначительные периоды, а именно: с <Дата> по <Дата> (07 дней), с <Дата> по <Дата> (03 дня), с <Дата> по <Дата> (08 дней), с <Дата> по <Дата> (07 дней), с <Дата> по <Дата> (06 дней), с <Дата> по <Дата> (07 дней).

Камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району оборудованы системой холодного водоснабжения. Холодная вода в камеры подается без ограничений, горячая вода для бытовых нужд, а также кипяченая вода для питья, выдается ежедневно с учетом потребности, где истцу в камерах ИВС (№ 1,3,5,6), горячая вода выдавалась с учетом его потребности, замечаний и жалоб так же не поступало. Доводы истца о том, что в камеры кипяток дают остывшим, являются голословными.

В указанные периоды, административный истец обеспечивался душевой для помывки, согласно представленных журналов жалоб от истца на не предоставление помывки в душе не имеется.

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47 Правил).

Из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что согласно пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел камеры ИВС оборудуются в том числе, краном с водопроводной водой. Правилами не регламентировано наличие в камерах системы горячего водоснабжения.

В связи с чем, доводы административного истца, суд не может принять во внимание,поскольку, обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении истца, нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, судом не установлено.

6.) в камерах антисанитария.

Доводы административного истца, суд считает несостоятельными, в силу следующего.

В силу п. 44 Правил внутреннего распорядка для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц среди прочего выдаются: мыло хозяйственное, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере. Во всех камерах, где содержался административный истец, имелся весь уборочный инвентарь.

Кроме этого, ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми заключен договор от 24.02.2021 г. № д.2021.1 ГПХ согласно п. 1.1 указанного договора исполнитель оказывает услуги по уборке помещений, а именно: служебных кабинетов, коридоров, лестничных клеток, расположенных в здании ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми г. Микунь ул. Советская д. 5, а так же, государственный контракт на оказание услуг по уборке служебных помещений ОМВД России по Усть-Вымского района Республики Коми от 07.09.2021 г., согласно п. 1.1 указанного контракта исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется оказать услуги по уборке служебных помещений и крыш административного здания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в соответствии с техническим заданием. Согласно техзаданию уборка помещений осуществляется, в том числе, в дежурной части, фое, туалетах, душевых, входном тамбуре ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми г. Микунь ул. Советская д. 5 (каждый рабочий день). Согласно акта проверки от 30.05.2022 г. в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республик Коми грызуны и членистоногие отсутствуют.

При этом, материалы административного дела не содержат сведений об обращениях административного истца с жалобами на антисанитарию в камерах. Нарушений, со стороны административного ответчика, суду не предоставлено.

Соответственно, права административного истца не нарушены и не означает констатацию нарушения условий содержания истца, поскольку, не установлено, что истец содержался в ИВС в указанные периоды в антисанитарных условиях.

7.) в камерах отсутствует нормальный стол для приема пищи, написания писем.

В соответствии с абзацами третьим, тринадцатым, четырнадцатым пункта 42 Правил, камеры оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).

В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка устанавливается, в том числе порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

Доводы административного истца опровергаются представленными фотоматериалами, где имеется стол для приема пищи и написания писем.

Размер стола, который должен находиться в камерах, нормативными актами не установлен. Соответственно, права административного истца не нарушены.

В соответствии с п. 27 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел,к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, приобретать, получать в посылках и передачах (приложение N 2). В данном перечне ложки не поименованы

Истец в период содержания обеспечивался для индивидуального использования спальным место, спальными принадлежностями (матрац, подушка, одеяло, постельное белье, полотенцем), столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (миска, ложка, кружка).

8.) освещение не соответствует нормам, портится зрение, не может читать.

Согласно п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

Все камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения, материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания осуществлялось в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами. Кроме этого, фотоматериалами подтверждено, что в камерах имеются окна для естественного освещения. Доказательств того, что истец обращался по факту ухудшения зрения, суду не представлено.

9.) отсутствует пожарный выход.

В части противопожарного состояния объекты ОМВД (пути эвакуации, первичные средства пожаротушения, пункты связи, средства связи и автоматизации) соответствовали установленным требованиям. Суд не усматривает каким образом отсутствие пожарного выхода, повлияло на его права и какие именно, и в связи с чем, должна быть присуждена компенсация за ненадлежащие условия содержания.

Доводы истца о том, что при очередном этапе из СИЗО в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, из-за неисправности в проводке в душевой, он не смог помыться, ничем не подтверждены, в журналах учета лиц, содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Усть-Вымскому району его заявления и жалобы на невозможность помывки и принятия душа, отсутствуют и нигде не зарегистрированы, суд признает их голословными.

10.) передвижение в ИВС в наручниках.

Факт того, что должностные лица ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми применяли в отношении Белкова А.В. спецсредства (наручники) при передвижении его по ИВС, не является незаконным, поскольку, в силу п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинении вреда окружающим или себе. Кроме того, в целях исполнения указания Государственного Управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД РФ от 24.10.2016 № 12/65654 конвоирование подозреваемых и обвиняемых, в том числе на территории изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми осуществляется исключительно с применением средств ограничения подвижности рук.

Согласно статье 43 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно статье 30 указанного Закона применение специальных средств возможно лишь в случаях, перечисленных в части первой указанной статьи, в том числе при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, при том что интенсивность их применения должна определяться с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя, а причинение вреда осужденным - сводиться к минимуму (часть четвертая). Сотрудник уголовно-исполнительной системы в указанных целях вправе применить как специальное средство наручники и иные средства ограничения подвижности, так и при их отсутствии подручные средства связывания.

Порядок конвоирования лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, регулируется Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп (далее - Наставления).

Согласно пунктам 17.2.3, 17.2.7 Наставлений специальные средства могут быть применены, в том числе для пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, для пресечения попыток подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.

В силу пункта 135 Наставлений режим содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания обеспечивается, в том числе, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории. Перед началом конвоирования средства ограничения подвижности применяются к конвоируемому в режимном блоке ИВС, СИЗО, иных охраняемых помещениях, автомобиле, салоне воздушного судна и т.д. (пункт 227).

Относительно условий конвоирования административного истца, в том числе в помещении изолятора временного содержания, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав Белкова А.В. при конвоировании в спорные периоды времени в ИВС ОМВД России Усть-Вымского района Республики Коми.

11.) во всех камерах отсутствуют розетки, не выдавали станки для бритья.

В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка содержит исчерпывающий перечень предметов, которыми должна оборудоваться камера ИВС, в данный перечень не входят розетки. Соответственно, наличие штепсельных розеток в камерах ИВС нормативными актами не предусмотрено.

П. 43 вышеназванных Правил предусматривает, что бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.

Вместе с тем согласно части третьей статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств бесплатно выдаются индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин)).

Между тем, из представленных ответчиком журналов учета обращений, жалоб, заявлений лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району следует, что истец с жалобами на невыдачу или отказ в выдаче бритвенных принадлежностей не обращался. Соответственно, права административного истца не нарушены.

12.) медицинский работник присутствует не всегда, находясь в ИВС заболел, была температура.

При поступлении задержанных в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми им разъясняют их права и обязанности, они осматриваются, в том числе медицинскими работниками. Медицинский работник сам определяет необходимость в дополнительной консультации специалиста, по требованию вызывается бригада «Скорой помощи», что фиксируется в медицинских журналах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Согласно части 1 статьи 26 того же Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Приказом МВД России № 1115, Минздрава России № 475 от 31 декабря 1999 г., медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 той же Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи.

Таким образом, законом закреплено право названных лиц на оказание медицинской помощи по месту их содержания и лишь в необходимых случаях в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Согласно пункту 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22 ноября 2005 г., лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Наличие в ИВС медицинского кабинета и медицинского работника предусмотрено положениями вышеприведенной Инструкции, для чего требуется получение лицензии в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а все предусмотренные Инструкцией случаи медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, не медицинскими работниками ИВС относятся к случаям временного отсутствия такого работника (на момент необходимости первичного осмотра лица при поступления в ИВС или при обращения лица с жалобой на ухудшение здоровья) либо к необходимости оказания специализированной медицинской помощи.

Вместе с тем, проверив доводы административного истца, суд не находит оснований для их удовлетворения, не имеется доказательств неоказания Белкову А.В. надлежащей медицинской помощи в периоды содержания его в ИВС.

Соответственно, права административного истца не нарушены, доводы являются голословными, а, содержание в ИВС не повлекло для него наступление каких-либо негативных последствий.

13.) отсутствие возможности в банный день нормально постирать белье.

Пунктом 47 Приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 27.05.2021) предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Доказательств того, что административный истец при помывке в душевой, подвергался бы какой-либо угрозе в материалах административного дела не имеется. Жалоб на указанный довод со стороны Белкова А.В. в соответствующих журналах не зафиксировано.

14.) после этапирования из г. Москва в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, проведены обыскные мероприятия.

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждены приказом МВД России от 22.11.2005 № 950.

Пунктами 25 - 27 ПВР № 950 предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру.

Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, приобретать, получать в посылках и передачах (приложение N 2).

В соответствии с пунктами 31, 32 ПВР № 950 досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в их присутствии при поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при переводе в другую камеру, медицинский стационар или водворении в карцер. В исключительных случаях по указанию начальника ИВС досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в отсутствие их владельцев при дежурном по камере.

Производство полного личного обыска или досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протоколом. При одновременном производстве полного обыска и досмотра вещей составляется один протокол. Протокол подписывается подозреваемым или обвиняемым и сотрудником ИВС, производившим личный обыск или досмотр вещей. Отказ подозреваемого или обвиняемого подписать протокол и все его претензии при обыске или досмотре вещей оговариваются в протоколе. Протокол приобщается к личному делу подозреваемого, обвиняемого, а его копия вручается под роспись.

Сведения об изъятых у подозреваемых и обвиняемых документах, предметах, денежных средствах и иных ценностях заносятся в протокол личного обыска подозреваемого, обвиняемого и досмотра его вещей (пункт 34 ПВР N 950).

Пунктом 12 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждены приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, предусмотрено, что принятым в ИВС подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно, по их просьбе выдаются во временное пользование Федеральный закон и настоящие Правила.

Обращения административного истца с какими-либо заявлениями и/или жалобами по данному факту в периоды его содержания в ИВС не зафиксированы. В свою очередь, административный истец, в ходе рассмотрения иска по существу, никаких жалоб и претензий на действия сотрудников ИВС не предоставил.

Место содержания подозреваемых и обвиняемых подразумевает претерпевание определенных неудобств данными лицами в силу специфики самого места нахождения этих лиц. Доставленные истцу неудобства находятся в пределах неизбежного уровня переживаний, характерных для ограничения свободы, пребывания в специальных учреждениях.

На основании вышеизложенного, суд, соглашается с доводами представителя административного соответчика, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца Белкова А.В.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС ОМВД России по Республике Коми.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Разрешая исковые требования истца, суд установил, что содержание Белкова А.В. в ИВС, осуществлялось в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950.

В периоды содержания Белкова А.В. в ИВС каких-либо жалоб на условия содержания в изоляторе им не предъявлялось.

Доказательств, подтверждающих возникновение каких-либо негативных последствий, связанных с приведенными истцом нарушениями, последним не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает, что административный иск Белкова А.В. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, начальнику ОМВД России по Усть-Вымскому району Титова В.Н., Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 350000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Белкова А. В. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, начальнику ОМВД России по Усть-Вымскому району Титова В.Н., Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 350000 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

..........

Судья - А.Ю. Лисиенко