ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-699/2016 от 16.02.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-699/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.02.2016 года г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО2 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании утратившим силу Распоряжения № 311 от 14.07.2005г. Главы администрации Центрального административного округа города Омска и о признании незаконным Акта № 148 от 30.04.2015г. приемки в эксплуатацию нежилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Центральный районный суд г.Омска с настоящим иском. В обоснование заявленных требований истец пояснил, что является собственником 1\3 долей <адрес> дом находится в управлении ООО УК «Жилищник 6», с которым заключен договор на управление многоквартирным домом. В июле 2005 г. собственники <адрес>ФИО4, ФИО5 получили Разрешение на перевод жилого помещения в нежилое за от ДД.ММ.ГГГГ главы Администрации ЦАО <адрес> «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО». Пунктом данного распоряжения заявителей обязали: выполнить работы по перепланировке переводимого помещения с устройством отдельного входа согласно проекту, утвержденному в установленном порядке. Перед налом работ получить разрешение на производство работ в установленном порядке. По окончании работ сдать в эксплуатацию перепланированное помещение приемочной комиссии округа. В ходе реконструкции под квартирой 17 вместо технического подполья выполнен благоустроенный подвал высотой 2,2 метра, с разборкой несущей стены в техническом подполье, при этом коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, которые предназначены для обслуживания более одной квартиры и являющиеся общедолевой собственностью, подверглись переоборудованию, закрыты декоративными панелями, что исключает возможность проведения технического осмотра и в случае необходимости затрудняет ремонт. Считает, что собственники <адрес> произвели реконструкцию жилого помещения с использованием общего имущества, что привело к нарушению имущественных и жилищных прав истца. В ноябре 2014 г. новый собственник ФИО3 оформил право собственности на квартиру 17, приобретенную по договору купли-продажи. Квартира была приобретена как жилое помещение. После приобретения квартиры собственник ФИО3 продолжил переустройство помещений без согласованного проекта, провели работы по переустройству внутриквартирных электрических сетей без согласия собственников на планируемое увеличение потребления электрической энергии, без согласования с управляющей компанией. Считает, что замглавы Администрации ЦАО г. Омска ФИО7 превысил свои полномочия, так как в соответствии с Решением Омского городского совета от 29.06.2011г. №423 «Об администрации ЦАО г. Омска» вопросы согласования перепланировки и (или) переустройства, а так же реконструкции нежилых помещений (в том числе подвальных помещений) в полномочия администрации округа не входят, а относятся к администрации г. Омска. С начала 2015 г. по настоящее время в <адрес> продолжаются ремонтно-строительные работы. Фактически под всем домом 37 вырыты подвалы, без получения необходимых документов, без согласованных проектов, работы выполнены без привлечения специализированных строительных организаций. Просит суд признать утратившим юридическую силу распоряжение главы администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>» так как выдано другому собственнику для других целей, т.е. для офисного помещения; признать недействительным акт от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, как ущемляющий права других собственников помещений многоквартирного дома, а так же приняты на основании этого акта кадастровый паспорт от 14.05.2015г., свидетельство о государственной регистрации права -АБ413307 выданное 05.06.2015г. Управлением Росреестра по <адрес>ФИО15 на нежилое помещение П по адресу <адрес>. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 800 рублей, а так же расходы связанные с юридическими услугами в размере 3000 рублей (л.д. 4-6).

Из дополнений к исковому заявлению следует, перепланировка и переустройство выполнены на основании распоряжения главы администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ». В распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ не дано разрешения на переустройство, а только на перепланировку. Акт от ДД.ММ.ГГГГ позволил собственнику ФИО15 зарегистрировать в Росреестре нежилое помещение с незаконно построенным крыльцом, произвести отчуждение общедолевой собственности - земельного участка под крыльцом, подвального помещения под квартирой, части стены здания (л.д.123).

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме по основания изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что перепланировка данного помещения была в 2005 году. Он об этом знал, но про подвал был не в курсе, о том, что был произведен ремонт инженерных коммуникаций. Об этом он узнал в декабре 2014 года, когда пришел в гости к старому собственнику данного помещения. При покупке он попросил у него все соответствующие документы. Он пообещал, но не отдал их. Истец обращался в жилищную инспекцию, в прокуратуру. В ответах ему сообщили, что проверяющих не были допущены в квартиру для осмотра. Из данной квартиры, переоборудованной из нежилого помещения в жилое, есть выход в подвал. 10.06.2015 года из ООО «УК Жилищник 6» получил ответ о том, что в жилом доме по улице Пушкина есть подвал под квартирой 19, 20. Квартиры 1, 2, 3, 4, 17, 18 расположены в так называемом техническом подполье, там выполнены люки. Под 17 квартирой люк ликвидирован в настоящее время. Есть также замаскированный вход в подвал, но люков в 17 квартире нет. Считает, что нарушены его жилищные и имущественные права.

Представитель административного ответчика Администрации ЦАО г. Омска ФИО11, действующий на основании доверенности (л.д.28), исковые требования не признал. Пояснил, что Администрацией была согласована перепланировка в рамках существующего жилого помещения мероприятий в отношении технической документации. Административный истец пропустил все сроки по первому требованию, как общий срок – 3 года, так и срок в 3 месяца, предусмотренный КАС РФ. Истец заблаговременно знал о перепланировке, однако действий, направленных на судебную защиту своих прав не предпринимал. Акт от 30.04.2015 года № 148 был составлен потому что собственник не вводил в эксплуатацию данное жилое помещение около 10 лет, предыдущий собственник в Администрацию не обращался. Лишь в апреле 2015 года новый собственник обратился в Администрацию для корректировки первоначального проекта, он предполагал возведение новых перегородок. Просил в иске отказать. Представлен отзыв (л.д.136).

Представители Администрации г. Омска, Департамента архитектуры администрации г. Омска, ФИО3, ООО УК «Жилищник 6», Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ст. 22 ЖК РФ (в редакции действующей на момент принятия нежило помещения в эксплуатацию), перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В соответствии с положениями ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных решений выдает документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Указанный документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Исходя из положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются соответствующие документы.

В соответствии с п.14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения; перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы.

В данном случае, на территории г. Омска вопрос о выдаче таких разрешений рассматривается Департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.

Судом установлено, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником 1/3 доли в квартире, расположенной по адресу <адрес> (л.д.7).

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> проводимого в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ председателем собрания избран ФИО1; данным протоколом ФИО1 уполномочен подписывать исковое заявление, предъявить его в суд, и совершать все необходимые действия в соответствии с выданной доверенностью (л.д. 177,178).

Из свидетельства о государственной регистрации права от 18.05.2005г. следует, что собственником 1\4 доли в праве общей собственности квартиры расположенной по адресу <адрес> является ФИО5 (л.д.32); согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.05.2005г. собственником 1\4 доли в праве общей собственности квартиры расположенной по адресу <адрес> является ФИО4 (л.д.33).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО5 и ФИО4 обратились с заявлением в Администрацию ЦАО <адрес> о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения расположенного по адресу <адрес> (л.д.31).

Согласно Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>» данное жилое помещение находящееся в собственности у И.В. Масоворой и ФИО12 переведено в нежилое (офис). Данным распоряжением на ФИО4, и ФИО5 возложена обязанность: выполнить работы по перепланировке переводимого помещения с устройством отдельного входа согласно проекту, утвержденному в установленном порядке; перед началом работ получить разрешение на производство работ в установленном порядке; по окончании работ сдать в эксплуатацию перепланированное помещение приемочной комиссии округа (л.д.8).

Из технического паспорта составленного ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> является жилым помещением (л.д. 64-88).

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу <адрес> состоит из трех комнат, кухни, кладовой, коридора, туалета и ванной комнаты; в техническом паспорте имеется отметка о самовольной перепланировке: площадь квартиры увеличена на 0,1 кв.м. за счет демонтажа перегородки, жилая площадь увеличена на 1,1 кв.м. на счет демонтажа шкафа (л.д. 116).

Из договора купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО15 приобрел квартиру, расположенную по адресу <адрес>ФИО4 (л.д.104-105).

В материалы дела представлен проект перепланировки помещения под офис по <адрес> ЦАО <адрес>. Из проекта следует, что данный проект реконструкции помещений и фасада здания под офис с устройством отдельного входа, выполнен в соответствии с действующими нормами и правилами и обеспечивает взрывную, взрывопожарную безопасность здания. Изменения прочностных характеристик несущих конструкций здания и его инженерной инфраструктуры не предусмотрены (л.д. 34-45).

В 2015 г. были внесены изменения в проект перепланировки помещения под офис с устройством отдельного входа по <адрес> ЦАО <адрес> (л.д.47).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации ЦАО <адрес>ФИО6 составлен Акт приемки в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, находящееся в собственности у ФИО9, согласно которому: представленное к приемке нежилое помещение соответствует утвержденному проекту. Перепланировка и переустройство выполнены на основании распоряжения главы администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>». Постановлено решение комиссии: нежилое помещение принять в эксплуатацию (л.д.103).

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.12.2015г. собственником нежилого помещения П, расположенной по адресу <адрес>, является ФИО10 (л.д.90-101,97 оборот).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14, являющийся начальником отдела архитектуры, строительства и земельных отношений - главный архитектор Центрального округа г. Омска, суду пояснил, что ему было представлено разрешение Администрации ЦАО г. Омска на перевод жилого помещения в нежилое. Приемка в эксплуатацию осуществляется Комиссией. В комиссию входит свидетель, секретарь комиссии, представитель Горгаза, представитель департамента жилищной политики администрации г. Омска, и председательствующий комиссии. Секретарь готовит проект Акта на основании заявления заинтересованного лица, к данному Акту прикладываются все необходимые документы и комиссия их рассматривает с обязательным выходом на место, в том числе проектную документацию. При выезде на объект, проверяют отключен ли газ; соответствие перепланировки представленному проекту согласовывает архитектор, в данном случае - свидетель. Если имеются несоответствия в проекте фактически выполненной перепланировке, выдается отказ в приемке объекта в эксплуатацию либо предлагается внести соответствующие изменения в проект, только в том случае, если фактическая перепланировка незначительно отличается от первичного проекта. По данному объекту было установлено что: окно находится на месте; комната, санузел, кладовая находится на месте; имеется незначительное изменение в виде перегородки. В данном случае, проект о перепланировке был составлен ФИО16 у которого имеется соответствующая лицензия, согласован проект ФИО17 Целевое использование нежилого объекта комиссией в дальнейшем не отслеживается. При перепланировке проверяется также кадастровый паспорт, технический паспорт, согласованный проект. Согласованный проект это наличие протокола подписанного главным архитектором. В данном случае имеется согласование 23.04.2015г. Осматривать техническое подполье и подвалы, пристройки балконов и другие элементы реконструкции не входит в компетенцию комиссии, однако, если при выходе на объект указанные элементы реконструкции будут установлены, выдается безусловный отказ в принятии объекта в эксплуатацию с обязательным разъяснением порядка оформления реконструкции в соответствии с действующим градостроительным законодательством. При выходе на объект свидетелем наличие какого-либо входа в подвальное помещение установлено не было, в связи с чем, был выдан Акт о приемке объекта в эксплуатацию.

Не доверять представленным документам и показаниям названного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку они согласуются и подтверждаются материалами дела.

Обсуждая доводы административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение с настоящим заявлением, суд принимает во внимание доводы ФИО1 о том, что об оспариваемых актах ему стало известно 24.07.2015г. из решения Куйбышевского районного суда <адрес> по делу , с первоначальным заявлением он обратился в Центральный районный суд <адрес> 12.09.2015г., в указанной связи, суд полагает срок обращения с настоящим административным иском заявителем не пропущен.

Обращаясь, в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 просит признать утратившим юридическую силу распоряжение главы администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>» и признать недействительным акт от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, указывая на нарушение указанными документами законных интересов собственников многоквартирного жилого дома по указанному адресу, поскольку собственником спорного помещения фактически была произведена реконструкция помещения. Обсуждая указанный довод, суд отмечает следующее.

Администрация Центрального административного округа <адрес> принимает решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Согласно п. 2 Порядка оформления документов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, а также о проведении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, утвержденного Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (действующего в период обращения ФИО8 и ФИО5), для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обращается с заявлением рекомендуемой формы, согласно приложению к настоящему Порядку, в администрацию административного округа <адрес> (далее - администрация округа) по месту нахождения помещения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник соответствующего жилого помещения или уполномоченное им лицо обращается с заявлением по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», в администрацию округа по месту нахождения помещения. Одновременно, с заявлением собственник соответствующего жилого (нежилого) помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет все необходимые документы, перечень которых установлен статьями 23, 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Жилищного Кодекса РФ (в ред., действующей в период возникновения спорных правоотношений), для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных ч. 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. Форма заявления была утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные положения содержаться в редакции статьи действующей в период рассмотрения спорных правоотношений.

Материалами дела установлено, что 06.07.2005г. ФИО5 и ФИО4 было подано заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (л.д.31); при подаче которого были представлены правоустанавливающие документы на переводимое помещение, технический паспорт такого помещения и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (л.д. 32,33). Так же в соответствии со ст. 22 ЖК РФ заявителями был представлен проект перепланировки помещения под офис по <адрес> ЦАО <адрес> 2005 г. (л.д. 34). В дальнейшем в 2015 г. после смены собственника спорного помещения в данный проект были внесены изменения, в связи с устройством отдельного входа по <адрес> (л.д. 47), что так же соответствует требованиям ст. 22 ЖК РФ.

Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22-24 ЖК РФ).

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 22 ЖК РФ перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В ответ на обращение одного из собственников помещений многоквартирного дома письмом от 10.08.2015г. исполняющий обязанности главы администрации округа ФИО13 сообщил, что решений о согласовании реконструкции нежилого подвального помещения в администрации округа не принималось.

Как указано выше, оспариваемым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>» спорное помещение, находящееся в собственности у ФИО8 и ФИО5 переведено в нежилое (офис); одновременно данным распоряжением на ФИО4, и ФИО5 возложена обязанность: выполнить работы по перепланировке переводимого помещения с устройством отдельного входа согласно проекту, утвержденному в установленном порядке; перед началом работ получить разрешение на производство работ в установленном порядке; по окончании работ сдать в эксплуатацию перепланированное помещение приемочной комиссии округа (л.д.8).

Анализируя действия Администрации Центрального АО <адрес>, с учетом приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое было принято с без нарушений действующего законодательства.

Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляются по соглашению всех ее участников.

Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Пунктами 1, 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что Распоряжение главы администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения в нежилое по <адрес> ЦАО <адрес>», акт от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес> правомерными и не противоречат нормам действующего законодательства.

С учетом собранных по делу доказательств, принимая во внимание, что проектная документация не содержит условий о реконструкции технического подполья в подвал, а в дату приемки в эксплуатацию 30.04.2015г. наличие реконструкции установлено не было, суд приходит к выводу, что организация подвала из технического подполья по помещением 17 в <адрес> в <адрес> носит самовольный характер, выполнена собственником названного помещения без получения соответствующей разрешительной документации, в связи с чем, придти к выводу о нарушении прав собственников указанного жилого дома стороной административного ответчика (администрации ЦАО <адрес>), суд оснований не находит.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Таким образом, техническое подполье, которое, как установлено материалами дела имеет место в МКД по адресу: <адрес>, , является в силу положений действующего жилищного законодательства общим имуществом собственников указанного многоквартирного жилого дома. В указанной связи, в случае, если сторона административного истца, полагает, что произведенной реконструкцией технического подполья в подвал под спорным помещением нарушены права и законные интересы собственников указанного дома, она не лишена возможности на обращение, в том числе в судебном исковом порядке с целью защиты нарушенного права к лицам (собственнику), непосредственно нарушившим такие права и законные интересы, с требованиями об устранении допущенных нарушений, в том числе приведению помещения в соответствие с проектом перепланировки и с требованием о восстановлении прежнего состояния технического подполья.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании утратившим силу Распоряжения № 311 от 14.07.2005г. Главы администрации Центрального административного округа города Омска и о признании незаконным Акта № 148 от 30.04.2015г. приемки в эксплуатацию нежилого помещения - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска после его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.А.Васильева