ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-699/2021 от 30.03.2021 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-699/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 г. пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цветкова А. Я.,

при секретаре Султановой А. Р.,

с участием представителя истца Гончаровой Н. А., представителя ответчика Василенко Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района Республики Крым, отделу по делам несовершеннолетних и защиты их прав Администрации Ленинского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием о признании бездействия Администрации Ленинского района Республики Крым незаконным, возложении на неё обязанности разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними. В обоснование административного иска прокурор указал, что Администрацией Ленинского района Республики Крым не выполняются требования законодательства, регламентирующие порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, представление прокурора об устранении выявленных нарушений было удовлетворено, однако до момента обращения прокурора в суд административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними не разработан и не принят.

Представитель административного истца Гончарова Н. А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Представитель Администрации Ленинского района Республики Крым – начальник отдела по делам несовершеннолетних и защиты их прав Администрации Ленинского района Республики Крым Василенко Н. В. исковые требования не признала, пояснила, что после получения представления прокурора были разработаны проекты административных регламентов, в том числе, административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, ДД.ММ.ГГГГ передан на согласование.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд отмечает следующее.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 указанной статьи предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района Республики Крым установлено, что Администрацией Ленинского района Республики Крым не выполняются требования законодательства, регламентирующие порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил в Администрацию представление об устранении выявленных нарушений, которое было удовлетворено и письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, разработке проектов административных регламентов и усилении контроля руководства за надлежащим исполнением подчиненными должностных обязанностей (л.д.5-9).

Из приобщенных в судебном заседании к материалам дела документов следует, что после получения представления прокурора отделом по делам несовершеннолетних и защиты их прав Администрации Ленинского района Республики Крым были разработаны проекты административных регламентов, в том числе, административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, который ДД.ММ.ГГГГ передан на согласование, однако до настоящего времени не прошел согласование и не утвержден (л.д.25-55,56,57).

Суд отмечает, что пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" определено, что вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 34 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 4 Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 62-ЗРК (ред. от 27.12.2019) "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 15.1 указанного Федерального закона предоставляет право органам местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, в том числе, на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 1 части 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу требований ч. 1 ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Так как прокуратурой района в ходе проверки установлено, что Администрацией Ленинского района Республики Крым не выполняются требования законодательства, регламентирующие порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, представление прокурора об устранении выявленных нарушений было удовлетворено, однако до момента обращения прокурора в суд административный регламент предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними не разработан и не принят, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района Республики Крым удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Ленинского района Республики Крым в части не выполнения мероприятий по разработке и принятию административного регламента незаконным.

Обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять административный регламент по вопросам предоставления муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 30.03.2021 г.

Судья А. Я. Цветков