Дело№2а-69 /18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дагестанские Огни 31 января 2018 года
Городской суд г. Дагестанские Огни Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,
при секретаре Велихановой Г.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к административному ответчику администрации городского округа «г. Дагестанские Огни и отделу архитектуры и градостроительства администрации г. Дагестанские Огни об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации городского округа «г. Дагестанские Огни и отделу архитектуры и градостроительства администрации г. Дагестанские Огни об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.
В обосновании административного искового заявления ФИО4 указано, что за административным истцом ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок мерою - 150 кв.м., вид разрешенного использования - под строительство коммерческого объекта, за кадастровым номером - 05:47:020015:1228, расположенный по адресу: г. Дагестанские Огни, пр-кт Калинина, №29 «Г», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 14.03.2016г.
На указанном земельном участке ФИО4 осуществлено строительство 2-х этажного коммерческого объекта на основании разрешения на строительство выданного 23 июля 2016г. за №Ru05302000-ИK-011/16 Отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» (далее Отдел архитектуры г. Даг. Огни) а также, проектной документации, градостроительного плана от 25.11.2016г. № RU5302000-ГП-121-2016.
ФИО4 30 октября 2017г. обратился в Отдел архитектуры г. Дагестанские Огни с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Административному истцу 13 ноября 2017г. было отказано в выдаче разрешения на ввод строения в эксплуатацию, ввиду несоответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Учитывая, что отказ в выдаче разрешения фактически привел к невозможности реализации административным истцом права на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, и как следствие влечет невозможность регистрации объекта строительства и использования его по назначению, ФИО4 вынужден обратиться в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка согласно п. 2 ст, 260 ГК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В силу ч. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ - отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) - каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из выданного Отделом архитектуры г. Дагестанские Огни 13.11.2017г. отказа №518, для подготовки разрешения на ввод объекта в эксплуатацию административному истцу необходимо привести возведенное строение в соответствии с требованиями установленными в разрешении на строительство. Иными словами, указанный объект недвижимого имущества не соответствует требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Иных оснований для отказа Отделом архитектуры г. Дагестанские Огни не указано, следовательно, предметом оспаривания является незаконность доводов административного ответчика о несоответствии возведенного нежилого здания требованиям, установленным в разрешении на строительство выданного 23.06.2016г. за №Ru05302000-ИK-011/16.
Между тем, частью 1 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с часть 2 статьи 55 ГрК РФ.
ФИО4 30.10.2017г. обратился в Отдел архитектуры г. Даг.Огни с заявлением о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив все необходимые документы.
В соответствии с п.3 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является в том числе, несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция - объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
23 июля 2016г. Отделом архитектуры г. Дагестанские Огни собственнику земельного участка ФИО4 выдано разрешение №Ru05302000-HK-011/16 на строительство 2-х этажного коммерческого объекта расположенного по адресу: <...> «г» со следующими параметрами: общей площадью -245.0 кв.м., площадью застройки -140.0 кв.м., количество этажей -2, строительным объемом -1101.8 куб.м.
В соответствии с п. 12 ч. 3 с. 55 Градостроительного кодекса РФ одним из документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта является технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года И 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены требования к техническому плану объекта недвижимости согласно которым, технический план представляет собой документ в котором указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости.
Из системного толкования приведенных норм материального права следует, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим технический план, содержащий сведения о таком объекте в том его состоянии, в котором он находится на момент обращения застройщика за вводом его в эксплуатацию.
Как следует из прилагаемой к иску копии заявления от 30.10.2017г., технический план здания, подготовленный 01.10.2017г., был приложен ФИО4. в составе иных документов необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатации.
В указанном техническом плане отраженны характеристики объекта недвижимости (вид объекта, кадастровый номер участка, местоположение, назначение, количество этажей, площадь объекта и т.д.) которые соответствуют требованиям, установленным в разрешении на строительство выданном Отделом архитектуры г. Дат. Огни от 23.06.2016г. за №Ru05302000-ИК-011/16.
Поскольку административным истцом строительство осуществлено в соответствии с требованиями, установленными в разрешении на строительство, то указанные административным ответчиком основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются необоснованными и нарушают права и законные интересы административного истца.
ФИО4 и представитель административного истца ФИО5 поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ФИО6 просил суд в удовлетворении требований ФИО4 отказать. Представитель отдела архитектуры г.Дагестанские Огни будучи надлежащим образов уведомленным, что было подтверждено и представителем администрации ФИО6, в судебное заседание не явился, и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела приходит к следующим выводам.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений (п. 5 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в целях ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приведен в части 3 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=C84CC95C29D21F1A38F696532F3BE026FF9B49C968CA5E2994C105AD8C81994AC2C28187A8081AF5Q"статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что за административным истцом ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью - 150 кв.м., с видом разрешенного использования – под строительство коммерческого объекта, категория – земли населенных пунктов, кадастровый №, расположенный по адресу: г. Дагестанские Огни, пр-кт <адрес>, № «Г», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГг. сделана запись о регистрации права №.
Приказом начальника Отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ФИО7 за № от 17.06.2016г. утвержден градостроительный план земельного участка №Ru05302000-ГП-121-2016 с кадастровым номером -05:47:020015:1228 по адресу: <адрес>, пр-кт Калинина, № «Г».
Главным архитектором администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ДД.ММ.ГГГГг. согласовано Архитектурное решение на строительство вышеуказанного объекта.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ДД.ММ.ГГГГг. выдано разрешение № № на строительство 2-х этажного коммерческого объекта по адресу: г. Дагестанские Огни, <адрес> со следующими параметрами: общей площадью -245.0 кв.м., площадью застройки -140.0 кв.м.. количество этажей -2, строительным объемом -1101.8 куб.м.
На основании указанного разрешения, ФИО4 осуществил строительство 2-х этажного нежилого здания (магазина) расположенного на земельном участке площадью – 150 кв.м по адресу: г. Дагестанские Огни, пр-<адрес>
Согласно подпункту 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан также предоставить технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указанный технический план является обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, согласно части 10.1. статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ в котором указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости.
Следовательно, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим технический план, содержащий сведения о таком объекте в том его состоянии, в котором он находится на момент обращения застройщика за вводом его в эксплуатацию.
В числе вышеуказанных документов, 02 октября 2017г. ФИО4 также получен технический план здания, подготовленный 02 октября 2017г. кадастровым инженером ФИО8, согласно которому общая площадь строения составляет 245.0 кв.м, количество этажей - 2., место расположения объекта :<...>, кадастровый номер участка на котором осуществлено строительство – 05:47:020015:1228, назначение объекта –коммерческие цели. Указанные характеристики объекта соответствуют характеристикам, указанным в разрешении на строительство от 23.06.2016г. № Ru05302000-ИК-011/16.
МБУ «УЖКХ» городского округа «город Дагестанские Огни» 04 мая 2017г. выданы технические условия на подключение вышеуказанного объекта капитального строительства к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения.
Между административным истцом и ООО «ДагЭнерДжи» 27.07.2017г. заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям №0002-06/2017г.,
ООО «Даггаз» МУ «Самурское» 23.10.2017г. выдало технические условие на присоединение здания к газораспределительной сети сроком на 2 года.
Административный истец 30 октября 2017г. направил в Одел архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» все перечисленные в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ документы, доказательств несоответствия указанных документов требованиям действующего законодательства не предоставлено, указанные документы не отменены.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ к основаниям отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отнесены следующие обстоятельства:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Согласно части 8 статьи 55 Градостроительного кодекса отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ДД.ММ.ГГГГг. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 2-х этажного коммерческого объекта по адресу: г. Дагестанские Огни, пр<адрес> в виду того, что для выдачи разрешения на указанного объекта в эксплуатацию, ФИО4 необходимо привести его в соответствии с требованиями, установленными в разрешении на строительство.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов устанавливающих: полномочия органа, наделенного публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия; основания для его принятия, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Между тем, административным ответчиком в отказе не указано, каким именно требованиям, указанным в разрешении на строительство № Ru05302000-ИК-011/16 от 23.06.2016г. не соответствует объект капитального строительства, принадлежащий ФИО4
В ходе судебного заседания представитель администрации городского округа «город Дагестанские Огни», а также представитель Отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» не предоставили суду доказательств обосновывающих законность оспариваемого отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В качестве дополнительной информации, в ходе судебного заседания представитель Отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Дагестанские Огни» ФИО9 пояснил, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть отсутствие отделки цементом задней части наружной стены здания. Вместе с тем, каких-либо нормативных актов, или иных доказательств, подтверждающих указанную данную позицию административными ответчиками в суд, также не предоставлено.
В целях выяснения данных обстоятельств, суд дважды откладывал судебное заседание, указав административным ответчикам на возможность обосновать свою позицию путем предоставления в суд нормативных или иных документов, однако дважды извещенные о месте и времени судебного заседания представитель Отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» в суд не явился, каких - либо доказательств или письменных возражений не предоставил.
При таких обстоятельствах дела суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками не доказано, что обжалуемый отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является законным и имелись основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта эксплуатацию.
Между тем, административный истец в силу требований п.2 ст. 62 КАС РФ доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку в целях использования строение по назначению, лишен возможности зарегистрировать свои права на созданный им объект недвижимого имущества, т.к. в силу положений ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, указанное разрешение на ввод является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.
Срок обращения в суд с требованием об обжаловании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не нарушен.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГг. за № отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни», которым ФИО4 отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 2-х этажного коммерческого объекта расположенного на земельном участке мерою - 150 кв.м, с кадастровым номером -05:47:020015:1228 по адресу: РД, <адрес> «Г».
Обязать Отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дагестанские Огни» выдать ФИО4 разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 2-х этажного коммерческого объекта расположенного на земельном участке мерою - 150 кв.м, с кадастровым номером -№ по адресу: РД, <адрес> «Г».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ ГАСАНБЕКОВ Г.М.